kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

القواعد الفقهية

الشيخ العلامة عبد الرحمن بن باصر بن عبد الله السعدي رحمه الله تعالى
( 1307 – 1376 هـ )
Автор: шейх ‘Абдур-Рахман бну Насыр бну 'АбдиЛЛЯh ас-Са‘ди (да помилует его Аллаh)
(1307-1376 по хиджре)
Правила фикъhа
Следующее правило:
وكــل شــرط لازم للعــــــــاقد فـي البيــع والنكاح والمقاصـد
إلا شــروطا حــــــللت محرمـا أو عكسـه فبـاطلات فاعلمـــا

«Каждое условие в договоре, будь-то торговля, брак или другие цели, нужно выполнять, кроме договора, который разрешает запрещенное или наоборот запрещает разрешенное,
знай, что такие условия - недействительны
»



Это тоже важное правило, оно касается шурутов (условий) договоров, как правильных, так и неправильных. Мы знаем, что все условия в договоре, бывают двух видов: достоверные (сахихаh) и недостоверные (батыляh). Что касается действительных условий, то это когда две стороны, заключающие договор сошлись на том, что будут соблюдаться эти условия либо в одностороннем порядке, либо в двухстороннем, и при этом в них есть польза и нет шари’атского запрета. Сюда входят все условия в торговле, аренде или условия, связанные с залогом, с договором никяха и все другие. Это правило говорит о том, что условия нужно выполнять, а если не выполняются условия какой-то стороной, то соответственно другая сторона имеет право на расторжение договора. Условие может быть либо словесное, либо шари’атское, либо ‘урфий (т.е. в традиции так принято, что это условие есть и оно должно соблюдаться).
А что же касается условий недействительных, то это такие, которые связаны с тахримуль-халяль (запрещение разрешенного Аллаhом) или тахлилюль-харам (разрешение запрещенного Аллаhом). Сюда входят все запрещенные условия в торговле, аренде, с залогом, в никяхе и т.д. Это что касается этого правила, т.е. основа в условиях, что их нужно соблюдать и, что они должны быть действительны, т.е. не должны быть батыляh, не должны быть связаны с нарушением границ шари’ата.

Следующее правило:

تستعمل القرعة عند المبهــم من الحقوق أو لــــدى التزاحم
«Когда есть неясность в правах и не разрешимые спорные ситуации, то применяется жребий»


Т.е. когда неизвестно - кто имеет право на какую-то вещь, кто обладатель этого права, и ни у той ни у другой стороны нет каких-то преимуществ, чтобы сказать, что он имеет право на это, или когда возникают спорные ситуации в каких-то вопросах, и нельзя отдать предпочтение какой-то стороне, то в таком случае применяют в шари’ате къур’а (жребий). Во многих вопросах применяется это правило, например, азан, чтение икъамы, или быть имамом в намазе, в погребальном намазе. Если никто из претендующих не имеет больше прав, и нельзя сказать, что этот человек более достоин, чем другой, то в таком случае применяется жребий. Еще можно привести примеры: двое нашли какую-то вещь (люкъотаh – находка), нашли это вместе или спор из-за какого-то места и оба имеют одинаковые права и нельзя разрешить иначе, нет преимущества ни у того, ни у другого, тогда применяется аль-къур’а (жребий). Или человек дал развод жене и не знает - какой из них - это называется неизвестностью, неясностью (мубhам), в таком случае тоже применяется жребий. Или человек дал развод одной из жен, а потом забыл какой, или человек освободил одного из своих рабов, но не определил кого - тоже жребий применяется. Во многих вопросах применяется это правило. (См. по этому вопросу полезную книгу имама ибнуль-Къаййима «Турукъуль-Хакимийяh»)

Следующее правило:

وإن تساوى العملان اجتمعـا وفعـل إحداهمـا فاســـــــــتمعا
«Если есть два одинаковых деяния, то они объединяются и совершается одно из них, послушай!»


Если есть два деяния одного вида и если второе деяние оно будет считаться выполненным, путём совершения первого и действия в этих деяниях одинаковы, то тогда второе входит в первое. Это правило применяется узко, т.е. не во всех вопросах, и его нужно понимать правильно. Например, если человек вошел в мечеть, совершил два рак’ата сунны перед утренним намазом, и при этом хотел, чтобы это было одновременно и тахиятуль-масджид (молитва, совершаемая при входе в мечеть), то в таком случае эти два рак’ата являются для него сунной фаджр и снимают с него ответственность за тахиятуль-масджид. Или человек всё время, когда берёт вуду, потом совершает два рак’ата намаза, и если в очередной раз человек взял вуду и совершает дополнительный намаз (ратибаh), который совершается перед обязательным намазом, например, те же два рак’ата перед обязательной утренней молитвой и при этом он имеет намерение, что это будет и намаз после вуду, то тогда снимается ответственность с него за это тоже. Или человек, который совершает ‘умру, пришел и начал с тавафа (обход вокруг Ка’бы) ‘умры, а еще нужно сделать тавафуль-къудум (обход прибытия), и если он сразу совершил таваф ‘умры, то этот таваф ‘умры снимает ответственность за тавафуль-къудум. Это не значит, что например, если есть два обязательных намаза: зуhр и ‘аср, и они совершаются одинаково, то мы берём и один вводим в другой и говорим, я имел два намерения совершить тот и этот. Нет, так нельзя. Потому что это два разных намаза и выполнение одного из них не снимает ответственность за выполнение другого никак. Человек хотел совершить какую-то сунну, пусть это будет два рак’ата сунны после ‘иша и одновременно сделал намерение, чтобы ему это засчиталось как 2 рак’ата витр намаза – так тоже нельзя. Когда есть какие-то намазы или какие-то обряды поклонения, связанные с какой-то причиной, и при этом человек совершает подобного рода поклонения, тогда другое похожее на него входит туда. Это правило применяется в некоторых случаях.

Следующее правило

وكـل مشـغول فلا يشـــــــغل مثالــــــــه المرهون والمسبل
«Занятое не занимается,
например пожертвованное в благотворительных целях или заложенное.»


Это правило означает, что если какая-то вещь занята для каких-то целей, то использовать её для других целей нельзя, пока она от этой цели не освободится. К примеру, залог: человек берёт в долг и оставляет залог у того, у кого он взял в долг, может ли он взять и продать этот залог другому? Говорит: у меня есть часы (которые заложил у него кто-то) и я тебе их продаю. Может? Нет! Занятое не занимается, эти часы заняты тем, что они являются залогом и заявлять другим, что это товар - нельзя. То же самое можно сказать о том, что пожертвовано в благотворительных целях: если человек отдал эту землю как вакъф, чтобы, например, этим садом пользовались и ели из него бедные, то он не имеет право продавать, дарить или отдавать его в залог, потому что занятое не занимается. Или, например, человек, которого ты нанял именно на определенный срок, на день или на час, для совершения какой-то работы, то в это время никто не имеет право приходить и перенанимать его. Потому что его время занято тем, кто нанял его. Или дом, сданный в аренду: ты не имеешь право сдавать его в аренду кому-то другому, пока не кончится срок аренды. Всё, что занято по праву не может быть занято чем-то другим, пока не будет выполнено первое право.
Следующее правило:
ومـن يـؤد عن أخيه واجبــا لـــــه الرجوع إن نوى يطالبا
«Кто выполнит за своего брата какую-то обязанность, то имеет право требовать себе возвращение потраченного.»


Если, например, на каком-то человеке есть долг, который он обязан выплатить и другой человек взял и за него уплатил этот долг с намерением, что тот должник вернёт ему то, что он потратил, то в таком случае тот, за кого он уплатил должен ему вернуть потраченное. Сюда входят все долги, как касающиеся долгов людям: взял деньги в долг, ссуда, за товар должен уплатить, обязательное содержание, которое он должен был дать и кто-то за него отдал жене с намерением, что ему вернут, или содержание рабов, близких или животных. Сюда же входит и когда человек, который выступает гарантом и поручителем за кого-то, даёт за того, за кого он поручился или выступил гарантом то, что он должен - в таком случае, даже если тот не разрешил ему дать за него, а он дал с намерением что ему вернут, то тогда ему нужно возвращать. Но это при условии, что человек имел намерение, что ему вернут. Если же он дал с намерением, что ему не будут возвращать, отдал ради Аллаhа субханаhу ва та’аля, то тогда награда его на Аллаhе, но он не имеет право требовать, чтобы ему возвратили то, что он уплатил. Всё то, что мы сказали, касается, конечно тех вещей и долгов, которые не нуждаются в нийяh со стороны должника, т.е. если он кому-то должен денег или должен жене содержание и другой пришел за него дал без его разрешения, с намерением что ему потом вернут, то человек должен ему дать, и здесь не нужно намерения со стороны того, который был должен жене дать нафакъаh. А если это вопрос где нужно намерение, то здесь это правило не действует. Например, закят или каффараh (искупление за что-то). Нельзя за кого-то это дать без его разрешения и его намерения. Потому что в данном случае, без его разрешения и без его намерения, это (например, уплата за кого-то закята) не будет действительным и не будет погашением долга и снятием с человека ответственности, потому что тут нужно намерение должника.

Последнее правило:

والوازع الطبعي عن العصيان كـالوازع الشرعي بلا إفطان
«Естественные удерживающие причины, несомненно, такие же, как и шари’атские»

Удерживающие причины – это что-то такое, что заставляет человека не делать какое-то деяние. Мы знаем, что Аллаh субханаhу ва та’аля запретил Своим рабам совершение каких-то мухаррамов (запрещенных вещей) в качестве защиты для нас от зла и, чтобы мы оставили совершение этого харама, который является для нас злом. Аллаh субханаhу ва та’аля установил для нас специальные причины для того, чтобы мы оставили удерживающие причины. Удерживающие причины могут быть естественными и шари’атскими. Такие запретные вещи, к которым стремятся наши души и хотят их - для них Аллаh субханаhу ва та’аля установил шари’атские удерживающие причины. Например, человеку предположим сладостно прелюбодеяние, поэтому Аллаh субханаhу ва та’аля устанавливает здесь удерживающую причину - наказание (хадд) за это преступление. Наказание может быть легким или тяжелым в зависимости от преступления. Есть такие харамы, для которых даже шари’атские удерживающие причины не нужны, и человек сам от них отстраняется. Здесь удерживающая причина – естественная (ат-тоби’и), поэтому Аллаh субханаhу ва та’аля не установил за них какие-то специальные хадды, т.е. Аллаh субханаhу ва та’аля ограничился здесь естественным удерживающим началом, естественными удерживающими причинами – это то, что душа не хочет и человек сам уходит от этого. Например, есть наджасу: какой человек захочет есть и пить наджасу или яд?! Поэтому шари’ат и не установил специальные наказания за это, и нет хадда за поедание наджасы или за употребление яда, но как и за всякие другие прегрешения и ослушания, за это может быть та’зир, т.е. имам может наказать по своему усмотрению, но специально шари’ат не установил какого-то шари’атского удерживающего начала и удерживающей причины, т.е. наказания.

И в конце автор говорит:

والحـمد للـه علـى التمــــــــام فـــــي البدء والختام والدوام
ثـم الـصلاة مع سلام شائــــع على النبـــي وصحبه والتابع

«Хвала Аллаhу, позволившему закончить этот труд, хвала Ему в начале, в середине и в конце, а затем благословение, повсеместно распространяющийся мир пророку, сподвижникам и всем последователям.»

Аллаhу субханаhу ва та’аля воздается хвала в начале всех дел, в процессе их совершения и в конце всех дел. Восхваление Аллаhа субханаhу ва та’аля становится причиной того, что Аллаh субханаhу ва та’аля увеличивает для нас Свою щедрость и Свою милость, увеличивается баракаh, растёт то, что дал нам Аллаh субханаhу ва та’аля из милостей, и эта причина того, что Аллаh защищает нас от всяких неприятностей и от всяких бед, а также позволяет нам использовать в наилучшем виде то, что Он нам дал. Просим Аллаhа субханаhу ва та’аля, милость Которого настолько велика, что грехи наши по сравнению с ней меркнут и исчезают, чтобы Он сделал этот наш труд полезным для нас и для всех мусульман, для нашей земной и вечной жизни.


Tags: салаф-форум, фикх
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments