kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

القواعد الفقهية

الشيخ العلامة عبد الرحمن بن باصر بن عبد الله السعدي رحمه الله تعالى
( 1307 – 1376 هـ )
Автор: шейх ‘Абдур-Рахман бну Насыр бну 'АбдиЛЛЯh ас-Са‘ди (да помилует его Аллаh)
(1307-1376 по хиджре)
Правила фикъhа
Следующее правило:
والنكـرات فـي سـياق النفــــــي تعطـي العموم أو سياق النهي
«Существительное в неопределенном состоянии в контексте отрицания и запрета
даёт значение «аль-’умум» (всеобщности)
».


Накира – существительное в неопределенном состоянии, т.е. без артикля «аль». Накира - это противоположность ма’рифа. Если вот такое существительное находится в контексте после отрицания или после запрета, то оно тоже указывает на всеобщность и всеохватность. Приведём пример, когда накира приходит в контексте отрицания: нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаhа. Слово «иляh» - накира (в неопределенном состоянии) приводится здесь в контексте отрицания, а это значит - вообще нет никакого божества, достойного поклонения ни на небесах, ни на земле, кроме Аллаhа. Вся божественность и всё поклонение принадлежат только Аллаhу субханаhу ва та’аля. Еще пример: Нет силы (хауль) и мощи (къувваh), кроме как с Аллаhом. Слова «хауль» (сила) и «къувваh» (мощь) - без артикля «аль», значит в неопределенном состоянии и также в контексте отрицания. Это означает, что невозможно из одного состояния перейти в другое, какое бы то ни было состояние, и нет никакой вообще силы на этот переход, кроме как с Аллаhом субханаhу ва та’аля. Или еще пример: «И они не объемлют ничего (щейъ) из Его знания, кроме того, что Он пожелает». (Сура «Аль-Бакъараh», аят 255) Слово «щейъ» (что-то) - накира (в неопределенном состоянии), без артикля «аль» в контексте отрицания. Значит это слово несет всеохватывающий смысл: люди ничего вообще не знают из того, что знает Аллаh субханаhу ва та’аля кроме того, о чем пожелает Аллаh субханаhу ва та’аля им сообщить. Еще пример: «В тот день, когда одна душа (нафс) не будет владеть ничем (щейъ) для другой.» (Сура «аль-Инфитор», 19). Смотрите здесь накира – «щейъ» (какая-то вещь, что-то) и «нафс» (душа). Значит, это слово Аллаhа означает - никто, ни одна душа, ничем не будет владеть для другой в Судный день, т.е. ни одна душа никому ничем не сможет помочь.

Теперь пример накира в контексте запрета: «Не взывай вместе с Аллаhом к другому богу (иляh)» (Сура «аль-Къосос», аят 88) – слово «иляh» в контексте запрета в состоянии накира, значит вообще ни к кому и ни к каким божествам не взывай наряду с Аллаhом субханаhу ва та’аля. Также: «Поистине места поклонения принадлежат Аллаhу, поэтому не взывайте и не поклоняйтесь наряду с Аллаhом никому (ахада)» (Сура «Аль-Джинн», аят 18) – слово «ахад» в состоянии неопределенном (накира), без артикля «аль», значит ни к кому вообще не взывай помимо Аллаhа. Еще пример: «Не говорите ни про какую вещь (щейъ): «я сделаю это завтра», не сказав, если пожелает Аллаh.» (Сура «аль-Каhф», 23,24). Слово «щейъ» - в неопределенном состоянии в контексте запрета, значит, это слово несет всеохватывающий смысл: «абсолютно ни про какую вещь не говорите…» Это то, что касается этого правила.

Следующее правило:

كـذلك مـن ومــــــا تفيدان معًا كل العمـــــوم يا أُخيَّ فاسمعا
«Слова «ман» и «ма», также дают значение полного обобщения, о, мой брат, послушай».


Здесь идёт речь о словах «ман» (кто) и «ма» (что) - они также дают значение обобщения «истигъракъ» (всеохватывания, всеобщности)». Приведём примеры: «Аллаhу принадлежит то (ма), что на небесах и то (ма), что на земле» - слово «ма» означает всеохватность, т.е. - всё, что на небесах и на земле, всё до мельчайших частиц принадлежит Аллаhу субханаhу ва та’аля. Еще пример: «Кто (ман) совершает благое дело из мужчин или женщин, и он при этом верующий, то Мы дадим ему благую жизнь» (Сура «ан-Нахль», аят 97) - здесь имеется в виду всякий, любой. Также пример: «Кто (ман) более правдив, чем Аллаh Своими словами?!» (Сура «ан-Нисаъ», аят 87) - слово «ман» несет всеохватывающий смысл и это означает, что нет никого, более правдивого речами, чем Аллаh. Или: «А тот, кто будет подчиняться Аллаhу и Его посланнику, того введёт Он в сады, под которыми текут реки» (Сура «аль-Фатх», аят 17) - всякий кто будет подчиняться Аллаhу и Его посланнику. И еще много других примеров можно привести.

В хадисах тоже действует это правило, например в словах пророка ‘алейhи ссоляту ва ссалям: «Нисходит наш Господь каждую ночь на ближайшее небо и говорит: кто (ман) призовёт Меня и воззовёт ко Мне, и Я отвечу ему, кто (ман) попросит Меня и Я дам ему, кто (ман) попросит Меня о прощении и Я прощу ему.» (Аль-Бухари (1145) и Муслим (168)) В других хадисах, где есть слово существительное «ман», пророк да благословит его Аллаh и да приветствует, говорит, что, кто сделает то-то, тому будет то-то и т.д. – всё это тоже входит в данное правило.

Это были примеры слово «ман», а теперь приведем примеры со словом «ма». Аллаh, субханаhу ва та’аля, говорит: «Аллаhу принадлежит то, что на небесах и то, что на земле» (Сура «аль-Бакъараh», аят 284), «Что бы вы ни потратили, Аллаh, субханаhу ва та’аля, даст этому замен и увеличит это» (Сура «Саба», аят 39). И смысл слова «ма» - всеохватывающий, т.е. например слово Аллаhа: «Что дал вам пророк берите, а от чего удержал от того воздержитесь» (Сура «аль-Хашр», аят 7), означает - всё что приказал пророк надо выполнять, а всё, что запретил надо от этого удержаться. Рассмотрев эти аяты, и, изучив это правило, мы поймем насколько это важное правило, и какую широкую дверь к пониманию Къуръана и Сунны оно открывает.

Следующее правило

ومثلــه المفـرد إذ يضـــــــاف فأفهم هديت الرشد ما يضاف
«Единственное число в изафетном сочетании также дает значение всеобщности,
да наставит тебя Аллаh!
»


Что такое изафетное сочетание? Изафетное сочетание (идофа) – это оборот принадлежности чего-то к чему-то, например, книга студента, рука Аллаhа и т.д. Так вот, существительное в единственном числе, если оно стоит в контексте изафетного сочетания также даёт значение всеобщности смысла. Например, Всевышний Аллаh говорит: «Но о милости твоего Господа рассказывай» (Сура «ад-Духа», аят 11). Милость Господа (ни’маh) – это изафетное сочетание – милость относится к Господу, значит это даёт значение всеобщности: о всех милостях Аллаhа, субханаhу ва та’аля, рассказывай. Также Аллаh, субханаhу ва та’аля, говорит: «А если начнёте считать милости Аллаhа - не сочтёте их» (Сура «ан-Нахль», аят 18), т.е. все милости Аллаhа, субханаhу ва та’аля, касающиеся этого мира - как мирские, так и религиозные. В Къуръане и в Сунне Аллаh субханаhу ва та’аля обращается: «О, Мои рабы» - и здесь рабы относятся к местоимению первого лица (‘ибади), и это означает, что Аллаh обращается ко всем Своим рабам. В Сура «Аль-Исра» (аят 13) Аллаh, субханаhу ва та’аля, говорит: «Пресвят Тот, Который перенёс раба Своего (‘абдиhи) из запретной мечети в мечеть отдаленнейшую» - здесь слово ‘абд в единственном числе в изафетном сочетании, и это означает, что оно не даёт значение всеобщности (‘умум) и имеется в виду только пророк Мухаммад, да благословит его Аллаh и да приветствует. Не все же рабы были перенесены из запретной мечети в мечеть отдаленнейшую – значит, речь идёт о пророке Мухаммаде, да благословит его Аллаh и да приветствует, и это изофетное сочетание даёт значение всеобъемности смысла и его предельности, т.е. Пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, - это не просто раб, а раб, который выполнил всё, что включает в себя понятие «быть рабом Аллаhа, субханаhу ва та’аля». И такой же смысл несут слова Аллаhа, субханаhу ва та’аля: «Благословен Тот, Который ниспослал различение Своему рабу». (Сура «аль-Фуркъан», аят 1)

Дальше говорит автор рахимаhуЛлаh:

ولا يتـم الحكم حتى تجتمــــع كل الشروط والمـــوانع ترتفع
«Законоположение не действует, пока не соберутся в нём все условия и не будут отсутствовать все препятствующие обстоятельства.»


Иначе говоря, это правило о необходимости наличия условий и отсутствия препятствующих обстоятельств. Это крупное и важное правило и тот, кто поймёт это правило, получит большую пользу и откроется для него большая и широкая дверь к пониманию шари’атских текстов с абсолютным значением. Если у кого-то есть какая-то неясность, то для него знание этого правила позволит устранить её.

Это правило означает, что хукмы не действуют и не существуют или не бывают полными и, соответственно, из них не вытекают другие хукмы, связанные с первым хукмом, пока не будут присутствовать условия и отсутствовать препятствующие обстоятельства. По-арабски это называется шурут (условия) и мавани’ (препятствия). Если нет шартов или они есть, но присутствует препятствующие обстоятельства, то хукма (законоположения) - нет, и, соответственно, не вытекает из него следствие его, потому что нет шарта или потому что присутствует мани’ (препятствующее обстоятельство). Это нужно понять.

Приведем пример, поняв который, всё остальное будет легко понять. Например, таухид - он даёт все благие плоды, как в этом мире, так и в вечном мире и отстраняет всё зло от нас, но получить все благо и избавиться от зла мы можем только при наличии всех условий и отсутствии всех препятствующих обстоятельств.

Какие шарты нужны для того, чтобы был принят и действителен таухид? Условия эти связаны с сердцем, языком и органами. Что касается языка, то это произнесение слов таухида, и сюда же входят все слова, угодные Аллаhу субханаhу ва та’аля, которые дополняют или делают совершенным произнесение слов таухида. Условия, которые связаны с сердцем - это подтверждение сердцем, убежденность в этом, принятие на веру, правдивость (сыдкъ) в этом, любовь к таухиду и тем, кто исповедует таухид, ненависть к ширку и тем, кто совершает ширк, знание сердцем и убежденность в смысле «ля иляhа илля Ллаh». Это всё шарты таухида, связанные с сердцем. Условия, связанные с органами – подчинение, выполнение действий таухида, т.е. действий внешних и внутренних - всё это шарты.

Теперь разберём препятствующие обстоятельства (мавани’) - это то, что нарушает таухид, всё, что против этих условий и противостоит им или противоположное им или некоторым из них. В основном все препятствующие обстоятельства можно объединить в 3 группы: ширк (придавание Аллаhу сотоварища), бид’а (нововведения в религии), ма’асы (ослушания, грехи). Ширк в свою очередь делится на два вида: акбар (большой) и асгъар (малый). Большой ширк является таким препятствующим обстоятельством к таухиду, который вообще делает таухид недействительным и он отсутствует и уходит полностью. Малый ширк, ересь (бид’а) и остальные прегрешения - они в зависимости от их величины уменьшают достоинство таухида, но не устраняют его полностью. У препятствующих обстоятельств тоже есть свои степени. Итак, какой-то хукм бывает полным и действует, когда есть все шарты и отсутствуют все препятствующие обстоятельства. Некоторые шарты и препятствующие обстоятельства связаны с совершенством хукмов и их полнотой, некоторые вообще делают хукм недействительным. Мы разобрали это на примере таухида.

После того, как мы поняли это правило, нам становится ясно, что когда сказано, например, в хадисе, что, кто говорит «ля иляhа илля Ллаh», то у него будет то-то и то-то, и он будет защищен от того-то и того-то – имеется в виду такой таухид, в котором соблюдены все шарты и отсутствуют все препятствующие обстоятельства (мавани’), а не просто произнесение слов и всё. Или, например всякие тексты, в которых сказано: «кто скажет то-то или совершит то-то и то-то, то ему будет то-то и то-то». Что имеется в виду под словами, «кто скажет что-то» и «сделает что-то»? Имеется в виду - сделает это совершенным образом с соблюдением всех шурутов и отсутствием мавани’. Например, некоторые говорят: «я делаю ду’а, а мне нет ответа от Аллаhа субханаhу ва та’аля». Это потому что в твоём ду’а не выполнены условия или есть препятствующие обстоятельства. Самые главные условия для каждого деяния, это два: ихляс - искренность ради Аллаhа, а второе условие, это чтоб дело было совершенно так, как этого требует сунна.
Возьмем вудуъ: когда можно сказать что вудуъ действительно? В зависимости от того выполнены ли шарты и отсутствуют ли препятствующие обстоятельства, а ими являются в данном случае, вещи, которые нарушают вуду. Если шарты и фарды вудуъ есть, и отсутствуют вещи, которые нарушают вуду, тогда есть вуду. Если, например, у человека есть омовение, и человек совершил вещи, которые нарушают вуду - то мы скажем, вудуъ нет и надо его делать снова.

То же самое намаз: когда есть все его рукны, шарты и когда отсутствуют обстоятельства, которые делают намаз недействительным – тогда намаз действителен.

То же самое касается закята, поста, хаджа, ‘умры и всех других благих дел. Они засчитываются или бывают полными, только при наличии шартов и отсутствии препятствующих обстоятельств.

То же самое касается наследования, человек может быть наследником кому-то если в нём есть необходимые условия и отсутствуют препятствующие обстоятельства в получении им наследства.

Никях, и вообще все другие договоры - если в них есть шарты и отсутствуют препятствующие обстоятельства, тогда они эти договора имеют силу. Примеров можно привести тут много.

Эту основу и правило всегда нужно помнить - в каждом вопросе, в малом, большом и великом, всё время помнить это правило и применять его. Ранее было сказано, что у ду’а есть свои условия и препятствующие обстоятельства, и точно также они есть у любви (махаббаh), страха (хауф), надежды (раджаъ) и покаяния (таубаh).

Пусть Аллаh субханаhу ва та’аля поможет нам выполнять все благие деяния с соблюдением условий и без препятствующих обстоятельств к ним.

Следующее правило:
ومـن أتى بما عليه من عمـل قد استحق ما لــه على العمل
«Тот, кто сделал возложенное на него дело, заслуживает то, что полагается за это дело.»


Это очень полезное правило. Это правило означает, что если из какого-либо деяния человека вытекает какая-то награда или результат, то человек заслуживает этой награды и этого результата только если он совершит само дело, из которого вытекает эта награда. Пример этого: вопрос, касающийся аренды - может ли арендодатель рассчитывать на арендную плату, если человеку не было дано то, что он арендовал? Нет, потому что мы сказали, что полагающееся даётся человеку за какое-то дело. Другой пример, может ли человек рассчитывать на зарплату, если он не делает то, что он должен был делать? Нет, пока он не выполнит свои обязанности. Особенность этого правила в том, что если человек сделал какую-то часть дела, он и заслуживает соответствующую часть полагающегося ему. Можно привести все другие условия, которые есть в торговых договорах, никяхе или в подобных вещах, т.е. человек может рассчитывать на то, что ему должны лишь в том случае, если он выполняет все условия. В это правило входят и все ‘ибадаты: может ли человек рассчитывать на награду Аллаhа субханаhу ва та’аля (саваб) за свои деяния поклонения? Может, по мере того, что вытекает из деяний – ему полагается награда, в зависимости от того, как он совершил это поклонение: если он совершил его полностью, то получает полную награду, а если не сделал полностью, то получает столько, сколько совершил.

Следующее правило:

ويفعل البعض من المأمــــور إن شق فعل سائـــــر المأمور
«Если сделать приказанное полностью трудно, то делается его часть.»


Если Аллаh, субханаhу ва та’аля, приказал человеку какое-то дело, обязательное или желательное, то человек либо может сделать приказанное полностью, либо вообще не может его сделать, либо может сделать только часть приказанного, а другую часть не может. Если человек может сделать какую-то вещь приказанную полностью, значит, он должен сделать полностью, а если не может сделать полностью, тогда он не должен его делать полностью, т.е. с него спадает обязанность, если он не может сделать полностью. А что касается награды за это деяние, то если у него было твердое намерение сделать это (т.е. если бы я мог сделать это, то я бы сделал), то в таком случае мы говорим: награда в зависимости от его намерения, а если у него не было намерения, тогда нет ему награды за это. Если же человек не может сделать часть приказанного, но может сделать другую его часть, тогда он должен сделать то, что он может, а за то, что не может с него спадает обязанность. Доказательство на это – пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, говорит: «Если я вам приказываю какое-то дело, то делайте из него то, что вам по силам» (Аль-Бухари (7688), Муслим (1337)). Например, у человека есть немного воды, но ему этого недостаточно, чтобы взять полностью омовение, тогда он использует на столько насколько ему хватит, а то, на что не хватило - на эти органы он делает тайаммум. Или, например, человек не может выполнять намаз стоя, тогда мы говорим, что он может выполнять его сидя, а если не может сидя, то выполняет лёжа, а если он часть намаза может стоять, а другую часть не может, тогда мы говорим, там где можешь - стой, а там, где не можешь - с тебя обязанность спадает стоять из-за твоего бессилия. То же самое касается закята, садакъатуль фитр, нафакъаh в отношении тех, на кого ты должен расходовать: сначала начни с себя, а потом самым близким и дальше по мере того, как ты можешь. Относительно обрядов хаджа действует то же самое правило - делаешь то, что можешь из них, а если не можешь, то кого-то уполномачиваешь и он за тебя делает. Пример еще - приказ одобряемого и удержание от порицаемого: если можешь - изменяешь рукой, не можешь - языком, а если и это не можешь - тогда сердцем. Сюда входят вообще все виды поклонения: если человек не может сделать какую-то часть, то он делает то, что он может. Исключением является пост (саум) и подобные неделимые виды поклонения, т.е. такие виды поклонения, где человек не может выполнить часть, а часть не выполнять. Например, если человек может поститься полдня, а на остальные полдня нет у него сил, тогда мы же не скажем ему - полдня постись, а полдня отпускай пост и с тебя спадает обязанность. Нет, потому что это целостный вид поклонения, который не делится на части.

Следующее правило:

وكل ما نشأ عن المـــــــأذون فذاك أمر ليس بـــــالمضمون
«Все, что сделано по разрешению не накладывает ответственности»


Это значит, что если человек сделал что-то, что было ему позволено либо шари’атом, либо самим человеком или хозяином этой вещи, и из-за этого разрешенного действия что-то произошло, то тогда человек не несёт ответственности, поскольку он сделал то, что ему было разрешено.

Соответственно, мы отсюда делаем обратный вывод, потому что это правило в обратном направлении тоже действует: значит если человек сделал дело, которое не было разрешено ему и из-за этого что-то случилось, то в этом случае он несёт ответственность.

Суть этого правила: то, что случилось и произошло в результате совершения разрешенного, оно следует за этим разрешенным и то, что случилось и произошло в результате неразрешенного - следует за этим неразрешенным.

Как это понять? Приведём пример: человек отрезал другому руку, и в результате этого погиб человек, или пришли в негодность другие части органов и пострадало сверх отрезанного им – за то, что произошло сверх этого, он несёт ответственность или нет? Мы должны посмотреть - само основное деяние по разрешению было совершено или нет? Значит, если человек отрезал эту руку, потому что это был къасас (возмездие) или хадд (наказание за воровство к примеру), то в таком случае, за то, что случилось сверх этого, человек, отрезавший руку ответственности не несёт, потому что деяние его было дозволено. А если же это было преступление - он отрезал руку не по праву, то в таком случае он несёт ответственность за всё, что он сделал и всё, что в результате этого случилось дальше.

Другой пример, если человек совершил сношение со своей женой, и в результате этого произошло что-то нежелательное со здоровьем жены, то в таком случае, человек не несёт ответственность (доман). Если с такой как она можно совершать половое сношение, значит, он не несёт ответственность, потому что это деяние, которое было ему разрешено шари’атом, а если жена из таковых, с которой нельзя совершать половое сношение, то тогда муж несёт ответственность. Приведём еще один пример: человек положил камень на дорогу или вырыл колодец, и потом, прохожий человек или животное ударились или в яму упали, и что-то с ними случилось, то мы смотрим – дозволено ли было ему рыть? Мы говорим, что причина дозволенности может быть шари’атская или причина от хозяина - если это было дозволено, к примеру, для пользы мусульман, то в таком случае человек не несёт ответственности, а если это было без разрешения, т.е. он был преступившим, то в таком случае он несёт ответственность.

Из этого правила вытекает, что за последствия поклонения человек получает награду. Это производное от этого правила, которое мы сейчас учили. Если например, выполнение поклонения было связано с чем-то неприятным или с какими-то трудностями (например, запах изо рта постящегося, который не любят люди), то в таком случае мы говорим, что за результат действия, которое само по себе является угодным Аллаhу, субханаhу ва та’аля, человек получает награду, а за результат действия, которое является прегрешением человек несёт ответственность. Т.е. то, что следует за запрещенным - оно точно такое же, как и само запрещенное.

Сюда же к этому правилу можно отнести такую вещь, как гнев: если этот гнев ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, и человек что-то сказал или сделал недозволенное, истолковав или проявив иджтиhад, но это было по причине гнева именно ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, то человеку прощается. Вот, например, ‘Умар, радыяЛлаhу ‘анhу, что сказал когда привели Хатыба ибну Аби Бальта’а и нашли письмо, в котором он писал къурайшитам, что пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, собирается идти походом на Мекку? ‘Умар сказал про него: «Поистине, он - мунафикъ». (Аль-Бухари (3007), Муслим (161)) Он сказал на верующего «мунафикъ», хотя так нельзя было говорить. Но ведь он сказал это по причине гнева ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, поэтому не на нем реха за это. Или когда была история подписания Худайбийского мира (Аль-Бухари (2731-2732).), ‘Умар тоже там возражал пророку да благословит его Аллаh и да приветствует. Можно ли возражать пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует? Нет, но он разгневался ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, гневался, думая, что что-то неправильно происходит - в таком случае прощается ему, в отличие от человека, который следует за своей страстью или за какими-то другими устремлениями души, национализм или еще что-то. В таком случае человек наказывается и несёт ответственность за те слова и действия, которые он совершает, ведь гневался он не ради Аллаhа, субханаhу ва та’аля, а ради национализма и т.п. Проверено.

Следующее правило:

وكــل حـكم دائـر مـع علتــــه وهي التي قد أوجبت لشرعيته
«Каждое законоположение действует, пока есть его мотив, то есть то, что стало причиной установления шари’атом данного хукма»


Это правило: хукм существует, пока существует его мотив, когда пропал мотив - уходит и хукм. Мотив (‘илляh) – это то, из-за чего был установлен этот хукм.
Можно привести тут много примеров. Например, появление у человека трудностей с выполнением какого-то поклонения, становится мотивом для хукма облегчения ему этого поклонения. Если человек путник, то он совершает сокращенно намазы и обтирает хуффы или носки трое суток, вместо одних. То же самое при совершении поста, в хадже или при выплате закята, совершении ‘умраh и т.д. Если есть трудность, то трудность в данном случае мотив, тогда есть хукм облегчения, а если нет трудностей, то нет хукма облегчения.

Сюда в качестве примера можно привести таклиф. Таклиф – это когда человек уже несёт ответственность за выполнение ваджибов и оставление харамов. Таклиф определяется совершеннолетием и наличием у человека ‘акъля (разума). Обязанность выполнения поклонения, действительность договоров, которые заключает человек, ответственность за совершение каких-то преступлений и обязательство применения шари’атских видов наказаний - всё это зависит от таклифа: есть он или нет. Если есть таклиф, то налагаются на него обязанности поклонения и возможно применение к нему наказаний, а если нет таклифа, то нет этого всего. Например, Ислям - это шарт (условие) для того, чтобы поклонения были действительными. Здесь хукм - действительность поклонения, а мотив – Ислям. Есть Ислям (т.е. если человек мусульманин) - действительны его поклонения, а если нет Исляма, то недействительны поклонения, совершаемые человеком (т.е. поклонение немусульманина не принимается Аллаhом, субханаhу ва та’аля). Под это правило можно подвести все условия хукмов.



Tags: салаф-форум, фикх
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments