kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

ليس فقط انخفاض حافة الحجاب أو أي ملابس؟

Запрещено опускать края именно изара или же любой одежды?

Следует отметить, что упоминание именно изара в хадисах не указывает на то, что другие виды одежды к этому не имеют отношения. Этот запрет общий и имеет отношение к любой одежде, опускаемой ниже щиколоток. Однако изар упоминается во многих хадисах по той причине, что этот вид одеяния во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) был самым распространенным. См. “Икмаль аль-му’лим” 6/598, «‘Умдатуль-Къари шарх Сахих аль-Бухари» 21/440.
Что же касается того, что запрещено опускать любой вид одеяния ниже щиколотки, то на это указывают многие хадисы. Например, от Ибн ‘Умара передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В день Воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто из-за высокомерия опускал низко изар, рубаху или концы чалмы». Абу Дауд 4094, ан-Насаи 5334. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Также от Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.


От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколоток!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251.
Ибн ‘Умар говорил: “То, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил об опускании краев изара, относится также и к рубахе”. Ахмад 2/137, Абу Дауд 4095. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность.
Таким образом, упомянутые хадисы указывают на то, что данный запрет относится к любой одежде, а не только к изару, как это полагают некоторые. И именно поэтому имам аль-Бухари в своем Сахихе назвал главу следующим образом: «О том, что опущенное ниже щиколоток будет в Огне!», не конкретизировав это изаром.
Об этом же говорил имам ат-Табари, а также и аз-Захаби, сказавший: “Пятьдесят пятый большой грех: Опускание краев изара, одежды, рубахи и шаровар (штанов) по причине кичливости и высокомерия”. См. “аль-Кабаир” 170.
Имам Ибн Хазм говорил: “Слово «аль-мусбиль» (опускающий края одежды), упомянутое в хадисах, является обобщенным и имеет отношение к шароварам, штанам (сируаль), изару, рубахе и прочей одежде!” См. “аль-Мухалля” 4/100.
Къады ‘Ийяд сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Опустил края одежды» являются обобщенными и относятся к любой одежде, будь это изар или нет”. См. “Икмаль аль-му’лим” 6/598.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Длина рубахи, штанов и прочей одежды не должна опускаться ниже щиколоток!” См. “Маджму’уль-фатауа” 22/144.

Сунна относительно краев одежды для мужчин

Нет сомнения в том, что Сунной является опускание краев одежды до середины голени, на что указывают веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его поступки:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Изар мусульманина до середины голени! Но не будет беды, если опустить его до щиколоток» Абу Дауд 4093.
‘Усман ибн ‘Аффан рассказывал: “Поистине, изары посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были до середины его голеней!” ат-Тирмизи в “аш-Шамаиль аль-Мухаммадия” 98, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 1/461. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
‘Убайд ибн Халид говорил: “Я посмотрел на изар пророка (мир ему и благословение Аллаха) и увидел, что он был до середины голени”. Ахмад 5/364, Мусаддад 5523. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса сильным. См. также “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1441.
А Всевышний Аллах сказал: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха!» (аль-Ахзаб 33: 21).
И именно так поступали сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха). Абу Исхакъ рассказывал: “Я видел людей из числа сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и их изар был до середины голени!” ат-Табарани 1/160, Абу Ну’айм. Иснад достоверный.
Таким образом, Сунной является, чтобы края одежды достигали середины голени, но без каких-либо порицаний дозволено, чтобы край одежды опускался ниже, но не ниже щиколоток!
Имам аль-Мардауи говорил: “Порицается, чтобы край одежды человека был выше середины голени!” См. “аль-Инсаф” 1/472.
Шейх Ибн Баз говорил: “Что касается того, что делают некоторые люди, опуская края штанов ниже щиколотки, а рубаху, которая сверху до середины голени, то это не дозволено! Сунной является, чтобы рубаха и другая одежда была между серединой голени и до щиколотки, опираясь на хадисы этой главы”. См. “Фатауа уа танбихат” 519.

Является ли вопрос опускания краев одежды незначительным?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «То, что ниже щиколотки из изара будет в Огне!» аль-Бухари 5787.
Он также сказал: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Он также сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколоток!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251.
В этих хадисах упоминаются серьезные угрозы в адрес тех, кто опускал края одежды ниже щиколоток, и ни в одном из них не упоминается такая причина, как высокомерие.
О мусульмане, обратите внимание, ведь несмотря на то, что относительно обязанности отпускания бороды и запретности ее бритья среди ученых есть единогласное мнение (иджма’), нет ни одного хадиса, в котором бы содержалась подобная угроза в адрес бреющих бороду!
Разве вопрос, относительно которого есть такие тексты, может быть незначительным?!
Даже относительно малых грехов пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Берегитесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!» Ахмад 5/331. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2686-2687, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3102.
Если такое сказано о малых грехах, то что говорить о грехах, за совершение которых упоминаются такие угрозы?!
Имам аль-Ауза’и сказал: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: «Не смотри на то, что грех малый, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься!»” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 71.

Можно ли порицать того, чья одежда ниже щиколоток, если он придерживается мнения ученых, дозволявших это?

Многие хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сообщения от сподвижников указывают на то, что опускающего края одежды ниже щиколоток можно и нужно порицать.
Из числа доводов этому следующее:
Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) увидел меня, когда на мне был новый изар и сказал: «Кто это?» Я ответил: «‘Абдуллах». Он сказал: «Если ты ‘Абдуллах (т.е. раб Аллаха), то тогда подними свой изар!» Ахмад 2/104. Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Ибн Мас’уд рассказывал: “Однажды один юноша зашел к ‘Умару (когда он был при смерти) и стал его хвалить. Когда же ‘Умар обратил внимание на длину его изара, он сказал ему: «О сын моего брата, подними свой изар, поистине, это будет более богобоязненно перед Господом твоим и чище для твоей одежды!»” И Ибн Мас’уд сказал: “Воистину, удивителен был ‘Умар, которому его тяжелое состояние не помешало сказать о праве Аллаха!” аль-Бухари 7/59, Ибн Аби Шайба 25312.
Абу Саляма рассказывал: “Однажды мимо Абу Хурайры проходил один молодой парень из числа курайшитов, который опустил края своей одежды, и Абу Хурайра сказал ему: «О сын моего брата, поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто волочил свою одежду из-за высокомерия, на того Аллах не посмотрит в День воскрешения!» Ибн Маджах 3571. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 2037.
Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби в отношении слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Подними свой изар» сказал: “Это указывает на то, что подобное (опускание одежды ниже щиколоток) нельзя одобрять, наоборот, необходимо порицать, даже если поступающий подобным образом ошибается или же не знает (о запрете этого)!” См. “аль-Муфхим” 5/406.
Имам аз-Захаби говорил: “Хоть кто-то из поступающих таким образом (опускающих подол одежды ниже щиколоток) заслужит оправдания по причине незнания, однако нет оправдания ученому, оставившему порицание дела, совершенного по незнанию!” См. “ас-Сияр” 3/234.
Но следует также отметить, что ученые говорили, что в вопросах иджтихада относительно которых есть разногласия, не является обязательным порицать. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Порицаемая вещь, которую является обязательным порицать – это то, относительно чего нет разногласия!” См. “Джми’уль-‘улюми уаль-хикам” 284.
Таким образом, на основании всего изложенного нам стало ясно, что обсуждаемая тема – вопрос иджтихада, в котором есть разногласие в понимании среди признанных имамов ахлю-Сунна. И по причине того, что в этом вопросе нет единогласного мнения (иджма’), никто не должен обвинять в заблуждении того, кто придерживается какого-либо из мнений, поскольку в этом вопросе приемлемое разногласие среди ахлю-Сунна – разногласие в понимании. Однако следует мягко и мудро объяснять эти вопросы или же вступить в спор, если имеется достаточно знаний относительно обсуждаемого вопроса. Необходимо чтобы мусульманин следовал за знаниями, а не за слабыми или подходящими ему мнениями.
В этом вопросе можно увидеть две категории, впавшие в крайность:
Одни – это те, кто считают, что мнение о запрещении опускать одежду ниже щиколоток в любом случае, является отклоненным, которое вообще не имеет основания в Сунне.
Вторые же считают признаком нечестивости, заблуждения и неправильного манхаджа опускание одежды ниже щиколоток.
Что же касается того, кто не может определиться и разобрать доводы всех сторон, имеет полное право следовать одной из групп ученых, за что он, инша-Аллах, будет иметь оправдание в Судный день. Главное, чтобы при выборе мнения им не руководила страсть.
Следует понимать правильно, что в Исламе есть такие разногласия, которые нельзя делать предметом смуты и ссор в общине мусульман. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, разбирая вопрос «Увидят ли неверные Аллаха в Судный день или нет», сказал: “Непозволительно обладающим знаниями делать этот вопрос экзаменом и признаком любви к одним и неприязни к другим! Поистине, это то, что не любит Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 6/271.
Имам Ахмад говорил: “Не переходил мост из Хорасана подобный Исхакъу ибн Рахауайху, несмотря на то, что он противоречит нам в некоторых вещах! Поистине, люди не переставали разногласить друг с другом!” См. “ас-Сияр” 11/371.
Имам Юнус ас-Садфи рассказывал: “Я никогда не видел разумнее, чем аш-Шафи’и! Однажды мы поспорили с ним относительно одного вопроса, а затем разошлись. Когда же мы вновь встретились, он взял меня за руку и сказал: «О Абу Муса! Разве мы не остались братьями, хоть и не сошлись в одном вопросе?!»” См. “ас-Сияр” 10/16.
Приведя эту историю, имам аз-Захаби сказал: “Это указывает на совершенный разум этого имама и на его понимание фикъха. Ведь люди не переставали разногласить по вопросам фикъха”. См. “ас-Сияр” 10/16.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments