kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

الشيعة

Общее исследование основ, на которых зиждется религия шиитов-имамитов

Мухибб ад-Дин аль-Хатыб
(окончание)

Краткое перечисление различий между суннитами и шиитами, упомянутых в этом послании


Ахлю-с-Сунна и остальные мусульмане

Шииты

Коран

Коран

Единодушно считают его истинным и защищённым от любых добавлений и изъятий. Они понимают его в соответствии с основами арабского языка, верят в каждую его букву, и верят в то, что он — слово Всевышнего Аллаха, не появившееся и не созданное, и что к нему не может подобраться ложь ни спереди, ни сзади. Это первый источник для всех убеждений и взаимоотношений мусульман.

Некоторые ставят под сомнение его истинность. Находя в нём противоречия их убеждениям, они дают этим аятам странные толкования, дабы они согласовывались с их мазхабом. Поэтому их назвали мутааввилитами или «толкователями». Любят указывать на разногласия, возникшие в начале письменной фиксации, и приводить слова своих имамов, взятые из признанных у них шариатских источников.

Хадис

Хадис

Это второй шариатский источник, разъясняющий Коран, и нельзя противоречить нормам, содержащимся в любом хадисе, переданном от Пророка r достоверным путём. Проверку достоверности хадисов производят в соответствии с основами, относительно которых согласны факыхи мусульманской общины в науке о терминологии хадисов, а именно: посредством исследования иснада, вне зависимости от пола передатчиков — эти различия учитываются только в том, что касается свидетельств надёжных людей. У каждого передатчика — своя история и определённые, известные хадисы, как достоверные, так и те, достоверность которых поставлена под сомнение. Мусульмане добились этого посредством самого кропотливого труда, который только знала история. Не принимаются хадисы, передаваемые лжецами, неизвестными. Родственные связи или фамильная принадлежность любого рода также не могут служить основанием для принятия хадисов, потому что это величайшая ответственность, которая выше любых подобных факторов.

Опираются только на сообщения, возводимые к Ахлю-ль-бейт, и некоторые сообщения тех, кто участвовал в политических сражениях ‘Али на его стороне, и отвергают всё остальное. Не уделяют внимание иснаду сообщения и научным методам, и часто говорят например: «От Мухаммада ибн Исма‘иля от одного из наших товарищей от другого человека, что он сказал…». Их книги наполнены десятками тысяч сообщений, проверить достоверность которых невозможно, и на этих сообщения они основывают свою религию. При этом они отвергли больше трёх четвертей Сунны Пророка r. И это одно из важнейших различий между ними и мусульманами.

Сподвижники

Сподвижники

Единодушно уважают сподвижников и при упоминании о них говорят: «Да будет доволен ими Аллах». Разногласия, имевшие место между сподвижниками, они относят к иджтихадам, которые они сделали, будучи искренними, и всё это в прошлом и мы не имеем права растить на основании этих событий злобу, передаваемую из поколения в поколение. Сподвижники — это те, о ком Аллах отозвался лучше, чем о какой бы то ни было общине. Он похвалил их во многих местах Своей Книги и особо оправдал некоторых из них, так что никто не имеет права обвинять их после этого оправдания, и никакого блага никому эти обвинения принести не могут.

Шииты считают, что сподвижники стали неверующими после кончины Посланника Аллаха r, за исключением нескольких (их можно пересчитать по пальцам двух рук). ‘Али же они отводят особое место. Некоторые из них считают его преемником Пророка r, другие считают его пророком, третьи — Богом. И о мусульманах они судят по их отношению к ‘Али. Тех, кто был избран правителем до ‘Али, они считают притеснителями или неверующими. И каждый, кто противоречит его мнению — притеснитель, неверующий или нечестивец. Так же дело обстоит и с теми, кто противоречил его потомкам. Таким образом, они создали в истории огромную подлость и наполнили её враждебностью и клеветой, и шиизм превратился в историческую школу, пронёсшую это вредоносное учение через многие поколения.

Единобожие

Единобожие

Они верят, что Аллах — Единственный, Одолевающий, и у Него нет сотоварищей и нет равных и подобных Ему, и нет посредников между Ним и Его рабами. И они верят в аяты, в которых упоминаются Качества Аллаха в таком виде, в каком они были ниспосланы, не истолковывая их, не отрицая, и не уподобляя Качества Аллаха качествам творений: «Нет ничего подобного Ему…». И они верят, что Он направил посланников и поручил им донести Его послание, и они донесли его, не утаив ничего. И они верят, что сокровенное известно только Аллаху, и что заступаться пред Аллахом можно будет только при соблюдении определённых условий: «Кто станет заступаться перед Ним, кроме как с Его позволения». И они верят, что мольба, обет, жертвоприношение и устремление могут быть посвящены только Ему, Всевышнему и не могут посвящаться никому другому. И только Он владеет добро и злом, и никто не может обладать властью или распоряжаться вопреки Его воле, будь то живой или мёртвый. Все без исключения нуждаются в Его милости. И познание Аллаха, как они верят, должно осуществляться посредством Шариата и аятов Аллаха прежде разума, потому что разум может и не прийти самостоятельно к правильным выводам, а уже потом человек должен размышлять, применяя свой разум и обретая покой.

Верят во Всевышнего Аллаха и Его Единственность, однако к этим убеждениям, примешивают действия, которые являются ширком. Они обращаются с мольбами не только к Аллаху, но и к Его рабам и говорят: «О ‘Али!», «О Хусайн!», «О Зейнаб!» и дают обеты и совершают жертвоприношения не Аллаху и обращаются к умершим с просьбами. У них много мольб и стихов, которые могут служить подтверждением этого. Они используют их в своём поклонении и считают своих имамов непогрешимыми и приписывают им знание сокровенного и способность распоряжаться во Вселенной. Именно шииты придумали суфизм для утверждения этих искажённых понятий. Они считают, что праведники (авлийа), «святые» и Ахлю-ль-бейт обладают особой силой. Они вкладывают в своих последователей понятие классовости внутри религии и передачи положения по наследству. Всё это не имеет никакого обоснования в религии. Познание Аллаха у них должно осуществляться с помощью разума, а не Шариата, а упомянутое в Коране — всего лишь подтверждение заключений, которые делает разум, а не что-то принципиально новое.

Можно ли увидеть Аллаха?

Можно ли увидеть Аллаха?

Аллаха можно увидеть только в мире вечном, поскольку Сам Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».

Аллаха невозможно увидеть ни в этом мире, ни в мире вечном.

Сокровенное

Сокровенное

Сокровенное знает только Всевышний Аллах, и Он открыл нечто из сокровенного Своим пророкам, в том числе и Мухаммаду r с определёнными целями: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает».

Они утверждают, что знание сокровенное — исключительное право их имамов, и даже Пророк r не имеет права сообщать о чём-то из сокровенного. Поэтому некоторые обожествляют этих имамов.

Семья Посланника r

Семья Посланника r

Согласно наиболее правильному мнению, это все его последователи исповедующие исламскую религию. Говорят также, что это богобоязненные члены его общины. Говорят также, что это его верующие родственники из числа бану Хашим и бану ‘Абду-ль-Мутталиб.

Это только его зять ‘Али и некоторые из сыновей ‘Али, а также их дети и внуки.

Шариат и истина

Шариат и истина

Они считают, что Шариат — это и есть истина, и что Посланник Аллаха r не утаил от своей общины ничего из знания, и нет такого блага, на которое он не указал им, и нет такого зла, от которого бы он не предостерёг их. И Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию». Источниками религии являются Коран и Сунна, и они не нуждаются в каких-либо дополнениях, поскольку то, как нужно действовать, поклоняться и поддерживать связь с Аллахом, вполне ясно и понятно без всяких посредников. И только Аллах знает правду о Своих рабах и нельзя никого обелять наперекор Аллаху. И из слов всех людей что-то принимается, а что-то отвергается, кроме непогрешимого Пророка r.

Они считают что Шариат — это нормы, принесённые Пророком r и касающиеся исключительно простых людей и тех, кто имеет лишь поверхностные знания о религии. А истина (или особое знание об Аллахе) дарована исключительно имамам Ахлю-ль-бейт (то есть только некоторым членам семьи Пророка r), и они получают знание по наследству — оно передаётся из поколения в поколение и они держат его в секрете. И имамы непогрешимы и все их действия — божественный закон. И все их действия являются дозволенными, и связь с Аллахом можно поддерживать только через посредников, коими являются имамы. Поэтому они придумывают себе названия и титулы, свидетельствующие о чрезмерном превознесении самих себя, например: «валиййуЛлах» (приближённый Аллаха), «бабуЛлах» (врата Аллаха), «ма‘сум» (непогрешимый), «худжатуЛлах» (довод Аллаха) и так далее.

Фикх

Фикх

Ахлю-с-Сунна в точности придерживаются норм, установленных Кораном. Эти нормы разъясняются словами и действиями Посланника, зафиксированными в пречистой Сунне. Они опираются также на слова сподвижников и их надёжных последователей, потому что их эпоха была ближайшей к эпохе Посланника r и они были наиболее искренними по отношению к нему. И никто не имеет права устанавливать новые законы в религии после того как Аллах завершил её. Однако в новых, возникающих вопросах и обстоятельствах и в том, о чём Шариат не говорит подробно, следует обращаться к надёжным мусульманским учёным, которые выносят решения исключительно в рамках Корана и Сунны.

Они опираются на особые источники, которые приписывают своим имамам (нескольким конкретным), а также на толкования, которые они дали аятам Аллаха. При этом они намеренно противоречат большинству представителей мусульманской общины. Они считают также, что их непогрешимые имамы-муджтахиды имеют право устанавливать новые нормы, что и произошло в действительности. Так, были установлены новые нормы, касающиеся:

— Азана, времён совершения молитвы, и способа её совершения.

— Времени начала поста и разговения.

— Действий хаджа и других паломничеств (зийара).

— Некоторых вопросов закята и тех, кому отдаётся закят.

— Наследования.

И так далее. Они стараются противоречить приверженцам Сунны и масштабы этих противоречий постоянно увеличиваются.

Лояльность

Лояльность

Подразумевается абсолютная покорность. Они считают, что такая покорность может быть только по отношению к Посланнику Аллаха r, потому что Всевышний Аллах сказал: «Кто покорен Посланнику, тот покорен Аллаху». Что же касается всех остальных людей, то лояльность по отношению к ним ограничивается рамками Шариата, поскольку не может быть покорности творению в том, что является ослушанием Творца.

Они считают лояльность одним из столпов веры. У них это вера в имамов (в том числе и в того, который обитает в подвале). И тот, кто не лоялен по отношению к Ахлю-ль-бейт, у них не называется верующим, под его руководством нельзя совершать молитву, ему нельзя отдавать ничего из обязательного закята, однако можно подавать обычную милостыню как неверующему.

Такыйя

Такыйя

Подразумевается сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных во избежание зла. Они считают, что мусульманину не разрешается обманывать мусульман словами или внешним видом, поскольку Пророк r сказал: «Не относится к нам тот, кто обманывает нас». Сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных разрешается только по отношению к неверующим врагам религии и только во время войны, поскольку война есть хитрость. Мусульманин должен быть правдивым и смелым, когда дело касается истины, и не делать ничего напоказ, не лгать и не поступать вероломно, а давать благие советы, побуждать к одобряемому исламом и удерживать от порицаемого им.

Несмотря на различия между шиитскими группами, все они считают такыйю обязанностью, без которой мазхаб не может существовать. Они обучаются основам её втайне и открыто и применяют её на практике, особенно когда попадают в трудные обстоятельства — они начинают чрезмерно восхвалять тех, кого в действительности считают неверующими, заслуживающими убийства и уничтожения. Неверующим же они считают каждого, кто не следует их мазхабу. Они применяют принцип «Цель оправдывает средство». Такыйя разрешает шиитам любые формы лжи, козней и лицемерия[1].

Имамат или управление

государством

Имамат или управление государством

Государством должен управлять халиф, который избирается из числа мусульман. Основным требованием к халифу является соответствие[2] занимаемой должности, то есть он должен быть разумным, благоразумным, обладать знаниями, быть известным своей праведностью и честностью и способностью нести подобную ответственность. Его выбирают самые достойные и благоразумные представители мусульманской общины. И они же смещают его, если он перестаёт отвечать необходимым условиям или идёт против постановлений Корана и Сунны. Все мусульмане обязаны подчиняться ему. Они считают правление тяжким бременем и ответственностью, а не почётом и трофеем.

Власть у них передаётся по наследству от ‘Али и сыновей Фатымы (существуют разногласия между шиитскими группами в отношении конкретных личностей). По этой причине они никогда не бывают искренне преданными правителям, не относящимся к вышеупомянутой категории. А поскольку их теория не осуществилась в истории так, как они ожидали, то они добавили теорию о возвращении в этот мир (радж‘а), которая состоит в утверждении о том, что в конце времён появится их последний имам, именуемый Предстоятелем (аль-Каим) и, выйдя из своего подвала, уничтожит всех своих политических противников и вернёт шиитам их права, узурпированные другими группами на протяжении многих веков.

Заключение

Моей целью было опубликовать советы и наставления одного из учёных аль-Азхара адресованные шейху Аль-Азхара и содержащие предостережения от оказания поддержки мазхабу имамитов-джа‘фаритов, и утверждение о невозможности сближения между Ахлю-с-Сунна и шиитами-джа‘фаритами, поскольку некоторые представители аль-Азхара в Сирии и Ливане сообщили, что положение шиитов совершенно не изменилось и они по-прежнему крайне далеки от арабов и ислама и невозможно достичь согласия с ними. Да благословит Аллах учёных, дававших благие советы — устазов: шейха Мухаммада Арафа, члена Совета крупнейших учёных, шейха Таха Мухаммада ас-Сакита, шейха ‘Абду-ль-Лятыфа ас-Субки, а также ту статью шейха Ибрахима аль-Джабхана, опубликованную в журнале «Райат аль-ислям» в эр-Рияде, и так далее.

В сборнике стихов сеййида Абу-р-Рахмана ибн Убайдуллаха ас-Саккафа, которого друзья называют муфтием Хадрамаута, и в сборнике, которого можно встретить проявления ширка, — в упомянутом сборнике есть поэма, которую ‘Абду-р-Рахман ас-Саккаф адресовал имаму Йемена Яхье Хамидуддину (да помилует его Аллах) и ответ имама на эту поэму. На с. 446 есть такие строчки:

Мы открыто ругаем ваших врагов, и да пребудет

Над ними проклятие Бога всегда, повторяясь!

Как спасётся противник ваш, если вы в День

Расчёта вместе с пречистою Девою будете собраны?..

А на с. 447 приводится ответ имама:

Сунне пречистой следуют они неуклонно,

Сунне лучшего из тех, кто ступал по земле…

Такой не захочет сделать своим мазхабом рафидитов религию

И не станет он джабаритом, подобно Джахму!

Комментатор пишет: «Рафидиты — группа шиитов, которые отвергли имама Зейда ибн ‘Али и откололись от него, когда он отказался отрекаться от двух шейхов (Абу Бакра и ‘Умара). А Джахм — основатель истинного джабаризма.

Имам Яхья (да помилует его Аллах) не одобрял мнение рафидитов, согласно которому следует отрекаться от двух шейхов — Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), и он не говорил о них, что они несправедливо поступили с пречистой девой Фатымой, дочерью Пророка r, отказавшись отдавать ей её наследство (Фадак). Он не считал это несправедливостью, поскольку от Пророка r передаётся достоверным путём, что он не оставит наследства, и его дядя аль-‘Аббас не претендовал на наследство и жёны Пророка r не требовали отдать им их наследство в Фадаке.

И когда сейид Мухаммад ‘Акыль подарил ему (да помилует его Аллах) книгу «Ан-насаих аль-кафийа ли-ман йатавалля Му‘авийа» (Достаточные наставления тому, кто лоялен к Му‘авии), он запретил распространение этой книги, оправдав своё решение аятом: «Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили».

До того как он пришёл к власти в Йемене, суннитские сборники хадисов (аль-Бухари, Муслим и так далее) читались только тайком. Зейдиты-джарудиты называли эти книги книгами навасыб (врагом Ахлю-ль-бейт) и запрещали читать их, поэтому эти книги читали только тайком. А когда он пришёл к власти, их стали читать открыто. Он покупал их и распределял по мечетям. Кто читал перечень книг в книгохранилище аль-Мутаваккиля в Сане (Йемен), напечатанных в Сане, обнаруживает там перечень современных суннитских книг, которые имам Яхья (да помилует его Аллах) сделал вакфом. А некоторые учёные Йемена сказали, что времена изменились и умерли Омейяды и ‘Аббасиды, так почему же до сих пор люди упорно возвращают к жизни трагедии тех лет?..

Это то, что мне удалось собрать на данную тему. И да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!

Мухаммад Насыф

14 раджаба 1380 г. х.


[1] Они передают от своих имамов слова: «Такыййа — моя религия и религия моих отцов» и «У кого нет такыййи, у того нет религии». А в книге «Аль-ислям сабилю-с-са‘адати ва-с-салям» (Ислам — пусть к счастью и миру) (с. 109) — а это одна из их признанных книг — говорится: «Если религиозно обязанный (мукалляф) опасается вреда для себя или своего имущества или нарушений общественного порядка, он должен отказаться от побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого. Это постановление относится к особенностям шиитов и именуется такыййа». Очевидно, что эти слова отменяют обязанность вести джихад и противоречат словам Всевышнего Аллаха.

[2] Некоторые Ахлю-с-Сунна также ставят условие о принадлежности правителя к любому роду племени Курайш.

Tags: рафидиты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments