kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

زواج المتعة

Запрет Корана на временные браки
(продолжение)
Нo это слово не может быть доводом в пользу разрешения временного брака хотя бы потому, что является многозначным и иносказательным (муташабих).

Коран не содержит доводов, утверждающих дозволенность временного бракa, поскольку единственное слово в Коране, которое сторонники временных браков приводят в качестве доказательства их разрешённости, относится к категории «муташабих» и не является ясным и однозначным и, как следствие, не может служить неопровержимым доказательством.

В Исламе вопрос о том, каким образом женщины становятся дозволенными, считается весьма значимым и серьезным, в нём не может быть никаких послаблений. В данном вопросе не принимаются неоднозначные (муташабих) доводы, а поскольку в Коране нет ясных и однозначных доказательств разрешённости временных браков, тo и само утверждение об их допустимости и законности в Исламе несостоятельно и ложно, потому что является следованием иносказательному (муташабих).


قوله تعالى:  وَمِنْ أَصْوَافِهَا وَأَوْبَارِهَا وَأَشْعَارِهَا أَثَاثًا وَمَتَاعًا إِلَى حِينٍ 

قوله تعالى:  وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدْرُهُ مَتَاعًا بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُحْسِنِينَ  

قوله تعالى:  فَمَا اسْتَمْتَعْتُم بِهِ مِنْهُنَّ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً 

Основым значением слова «аль-исмтимта‘» в арабском языке является «насла-ждение, получение пользы». Объектом данного действия может быть, например, пища, как в словах Всевышнего: «Вам дозволены морская добыча и еда во благо[5] (мата‘ан) вам» (Сура 5 «Трапеза», аят 96).

Ещё один пример — это имущество, даруемое женщине в случае развода. Всевышний Аллах сказал: «Одарите (матти‘ухунна) их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный — по мере своих возможностей» (Сура 2 «Корова», аят 236). Это слово может также относиться и к половой близости. Всевышний Аллах сказал: «А за то удовольствие, которое вы получили от них», где под словом «удовольствие» подразумевается половая близость, поскольку она является основным видом наслаждения в браке.

وقولهقوله تعالى:  وَقَالَ أَوْلِيَآؤُهُم مِّنَ الإِنسِ رَبَّنَا اسْتَمْتَعَ بَعْضُنَا بِبَعْضٍ وَبَلَغْنَا أَجَلَنَا الَّذِيَ أَجَّلْتَ لَنَا قَالَ النَّارُ مَثْوَاكُمْ 

Слово «аль-истимта‘» и другие однокоренные слова упоминаются в Коране шестьдесят раз, и ни одно из этих упоминаний не имеет отношения к временным бракам. В качестве примера можно привести Слова Всевышнего: «Их помощники из числа людей скажут: «Господь наш! Одни из нас пользовались (истамта‘а) другими, и мы достигли нашего срока, который Ты назначил нам». Он скажет: «Огонь будет вашей обителью» (Сура 6 «Скот», аят 28).

  قُلْ تَمَتَّعُواْ فَإِنَّ مَصِيرَكُمْ إِلَى النَّارِ 

Всевышний также сказал: «Пользуйтесь (таматта‘у) благами, но ваш путь лежит в Огонь» (Сура 14 «Авраам», аят 30). Из контекста этих аятов, становиться ясным, что они не имеют никакого отношения к временному браку. Тоже самое можно сказать об упомянутом аяте в суре «Женщины». Так каков же всё-таки его смысл?

قال تعالى:  لاَّ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِن طَلَّقْتُمُ النِّسَاء مَا لَمْ تَمَسُّوهُنُّ أَوْ تَفْرِضُواْ لَهُنَّ فَرِيضَةً وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدْرُهُ  

Если говорить о брачном даре (махр), то возможны три варианта:

1) Если развод произошёл до первой интимной близости супругов и до определения размера махра, то его величина считается необозначенной и будет зависеть от степени состоятельности мужчины. Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение. Одарите (матти‘ухунна) их разумным образом: богатый — по мере своих возможностей, а бедный — по мере своих возможностей» (Сура 2 «Корова», аят 236).

قال تعالى:  فَمَا اسْتَمْتَعْتُم بِهِ مِنْهُنَّ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً 

قال تعالى:  يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَحْلَلْنَا لَكَ أَزْوَاجَكَ اللَّاتِي آتَيْتَ أُجُورَهُنَّ  

2) Если развод произошёл после первой близости супругов и после определения размера махра, то мужчина обязан отдать жене назначенный махр полностью, несмотря на то, что возможно он имел с ней интимные отношения всего один раз. Всевышний Аллах сказал: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение» (Сура 4 «Женщины», аят 24). То есть, какое бы удовольствие вы ни получили от них, даже если речь идёт всего об одном половом сношении. Под словом «вознаграждение» подразумевается махр, поскольку брак — это договор, подразумевающий получение пользы и платы за неё. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Мы сделали дозволенными для тебя твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение» (Сура 33 «Союзники», аят 50).

Нельзя приводить аяты из Корана в качестве доказательства дозволенности временного брака, так как это будет означать использование в качестве доказательства иносказательных аятов, которые являются неоднозначными.

Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  в мусульманском обществе временные браки не практиковались. Если бы этот вид брака практиковался мусульманами при жизни Пророка, то Всевышний Аллах непременно упомянул бы об этом в Своей Книге — во-первых, для того, чтобы указать на законность временного брака, а во-вторых, для разъяснения норм Шариата, касающихся временного брака, подобно тому, как Аллах разъяснил нормы постоянного брака и связи с невольницами.

Несомненно, если бы временный брак был узаконен, он практиковался бы чаще, чем постоянный брак, в силу его лёгкости. Мог ли Аллах умолчать об одном виде брака, уделяя столько внимания двум другим, если это был бы такой же законный вид брака?! Заметьте, Всевышний Аллах знал, что придёт время, когда невольницы и жизнь с ними исчезнут как явление, но несмотря на это, упомянул в Коране о таком бракe восемь раз, и эти аяты мы читаем по сей день.

Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге даже казалось бы куда менее важные вещи. Например, алкоголь упоминается в Коране несколько раз, так как был запрещён не сразу, а поэтапно. Так почему же о временном браке не сказано ни слова? Ведь это очень значительный и серьезный вопрос, да и само это явление нередко встречается и в наши дни.

Вывод один: этот вид брака был запрещён мусульманам и не практиковался в мусульманском обществе. Запрет имел место в самом начале исламской эпохи, еще до переселения в Медину, и об этом ясно сказано в суре «Верующие» и «Ступени».

2. Мнения и высказывания исламских ученых относительно временного брака.

1. Первое, на что нужно обратить внимание при изучении этого вопроса — сообщение от Ибн ’Аббаса в «Сунан» ат-Тирмизи: «Временные браки заключались до прихода Ислама. Оказавшись в чужой земле, о которой он ничего не знал, мужчина заключал брак с какой-нибудь женщиной на то время, которое он проводил там , и она хранила у себя его вещи и заботилась о нём. Но когда был ниспослан аят: “кроме своих жен и невольниц, которыми овладели их десницы”, все женщины, за исключением упомянутых в аяте, стали запретны».

Из дошедших до нас сообщений на эту тему следует, что временный брак был запрещен в самом начале становления Ислама, а практиковался лишь в невежественном обществе многобожников.

2. В «Муснаде» Ахмада приводится сообщение о том, что один человек спросил Ибн ‘Умара о временных браках, и тот разгневался, сказав: «Клянусь Аллахом, во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы не были прелюбодеями и развратниками!»[6]. Это означает, что в мусульманском обществе во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, временный брак не практиковались. На это указал и имам ан-Навави в своих комментариях к «Сахиху» Муслима и ас-Сарахси аль-Ханафи в «Аль-мабсут», а также шейх Махлюф в «Сафвату-ль-байан» и другие.

3. Ибн ‘Аббас полагал, что временный брак остался дозволенным на крайний случай для тех, кто вынужден прибегнуть к этому средству. Однако крупнейшие сподвижники опровергли его мнение и не приняли его фетву. Более того, они жёстко упрекнули его за неё.

Среди оппонентов Ибн ’Аббаса в этом вопросе был ‘Али ибн Абу Талиб, который сказал Ибн ’Аббасу: «Поистине, ты впал в заблуждение… Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, запретил нам заключать временный брак во время похода на Хайбар»[7].

‘Абдуллах ибн аз-Зубайр также возражал Ибн ’Аббасу в этом вопросе.

Ат-Тирмизи, аль-Байхакы и ат-Табарани утверждают, что в конце концов Ибн ‘Аббас изменил своё мнение в этом вопросе и отрёкся от своей фетвы.

Как бы там ни было, Ибн ‘Аббас никогда не утверждал, что временный брак дозволен. Он лишь сказал, что временный брак подобен мертвечине, которую разрешается употреблять умирающему с голода, поскольку он вынужден делать это. А это означает, что Ибн ‘Аббас считал, что изначально временный брак является запретным.

4 — Ибн ‘Умар передаёт, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом, он обратился к людям с проповедью и среди прочего сказал: «Клянусь Аллахом, о ком бы я ни узнал, что он заключает временные браки, имея постоянную жену, я непременно побью того камнями, если только он не приведет мне четырёх свидетелей, которые засвидетельствуют, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил заключать временные браки после (известного мне) запрета!»[8]. Из хадиса можно понять, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, не сам запретил временные браки, а лишь сообщил людям о том, что временные браки запретил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Ученые фикха из числа потомков Али ибн Абу Талиба (Ахлю-ль-бейт)[9], да помилует их Аллах, единогласно утверждали о запретности временных браков.

О том, что ‘Али ибн Абу Талиб считал временные браки запретными, упоминается в большинстве авторитетных источников приверженцев Сунны.

Если говорить о шиитских источниках, то об этом упоминается в «Муснаде» Зейда ибн ‘Али, «Тахзиб аль-ахкам» ат-Туси[10], «Аль-истибсар» ат-Туси и «Васаиль аш-шиа» аль-‘Амили[11], об этом рассказывалось выше.

В «Бихар аль-анвар»[12] говорится, что когда имама Джафара ас-Садика спросили о временных браках, он сказал: «Среди нас делают подобное только распутницы». А в «Ар-рауд ан-надыр», посвящённом зейдитскому фикху сообщается, что он открыто назвал временный брак прелюбодеянием.

Имам Мухаммад аль-Бакир, да будет доволен им Аллах, сказал о временном браке: «Это является прелюбодеянием» и об этом упоминается в «Ар-рауд ан-надыр». Смотрите также высказывания имамов о запретности временных браков в «Аль-кафи» аль-Кулейни[13].

Имам аль-Хасан ибн Йахйа ибн Зейд, ученый по фикху из числа жителей Ирака, утверждает о существовании единодушного мнения (иджма‘ — إجماع) среди Ахлю-ль-бейт, гласящего о запретности временных браков и об этом упоминается в «Ар-рауд ан-надыр».

Существуют, разумеется, и противоположные сообщения, якобы передаваемые от имамов, однако при их анализе становится очевидным, что эти высказывания не принадлежат потомкам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и приписываются им несправедливо, поскольку они явно противоречат Корану и Сунне, а также согласному мнению сподвижников и факихов мусульманской общины, в числе которых и ученые фикха из числа Ахлю-ль-бейт. Исследователи также доказали, что у этих сообщений слабая цепочка передатчиков (иснад).

В истории Ислама и особенно в ее первые три века не было ни одного человека из числа потомков Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ученых или простых людей, который был бы рождён от временного брака. Однако если бы такие браки разрешались или боле того считались обязательными, то многие из них сами заключали бы временные браки и у них были бы дети от таких браков. Однако ничего подобного не было! В книгах, посвящённых родословной Ахлю-ль-бейт, упоминаются только две категории матерей: законные жены, взятые в жены из  свободных женщин и невольницы (пленницы). Это является неопровержимым доказательством того, что Ахлю-ль-бейт не заключали временных браков. В свою очередь, данное обстоятельство безоговорочно указывает на их запрет временного брака. Кроме того, этим в очередной раз выявляется ложность сообщений о допустимости временного бракa.

Сабура аль-Джухани передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди! Я разрешил вам заключать временные браки. Поистине, Всевышний Аллах запретил это до самого Судного дня. У кого есть такие жёны, отпустите их и не забирайте у них ничего из того, что вы дали им»[14].

Ниже приводится сравнительная характеристика двух видов брака, почерпнутая из книг сторонников дозволенности временного брака[15].

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, ЧТО АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ ВРЕММЕНОГО БРАКА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДОКАЗАННЫМИ И ПРИВОДЯТСЯ ТУТ ЛИШЬ В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА!

УСЛОВИЯ

ПОСТОЯННЫЙ БРАК

ВРЕМЕННЫЙ БРАК

1

Срок:

Неограничен

Ограничен определённым сроком, вплоть до одного полового сношения. Зурара передаёт, что он спросил имама, разрешается ли мужчине заключать с женщиной временный брак на час или два, и он сказал: «Нет, одно или два половых сношения, день или два…» (Абу Джафар аль-Кулейни, «Аль-кафи», том 5, стр. 495).

2

Развод (таляк):

Допустим

Развод не даётся. Абу Джафар сказал: «Ей не даётся развод» (Абу Джафар аль-Кулейни, «Аль-кафи», том 5, стр. 451).

33

Покровитель (вали):

Требуется

Не требуется вали. Абу ‘Абдуллах сказал: «Нет ничего запретного в том, чтобы жениться на девственнице с её согласия без разрешения её покровителя» («Мустадрак аль-васаиль», т. 4, с. 459).

4

Число жён:

Не более четырёх одновременно

Не ограничено. Абу ‘Абдуллах сказал: «Можешь жениться хоть на тысяче одновременно, ибо они — наёмницы» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 45).

5

Свидетели:

Требуются

Не требуются свидетели. Абу ‘Абдуллах сказал: «Женись на скольких хочешь без вали и свидетелей» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 21, с. 64).

6

Защищённость от искушений и прелюбодеяния (ихсан):

Мужчина и женщина считаются защищё-нными

Мужчина и женщина не считаются защищёнными. Муса аль-Казым ответил на вопрос о том, считается ли мужчина защищённым от искушений, если он состоит во временном браке: «Нет. Считается только постоянная связь» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 28, с. 69)

7

Регистрация:

Регистрируется

Не регистрируется. Мусу ибн Джафара спросили, разрешается ли жениться на женщине без какого-либо подтверждения, и он сказал: «Если речь идёт о достойных доверия мусульманах, то ничего запретного в этом нет» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 21, с. 65).

8

Жильё:

Женщине полагается

Женщине не полагается жильё. Разрешается заключать временный брак даже ради одного сношения.

9

Соблюдение справедливости и равенства между жёнами:

Требуется

Не требуется, поскольку временная жена — наёмница, не обладающая правами жены.

10

Создание семьи:

Является целью

Создание семьи не является целью, поскольку временный брак заключается с единственной целью — удовлетворить страсть под видом брака.

11

Брачный дар (махр):

Женщина получает махр

Женщина получает плату. Абу ‘Абдуллах сказал: «Они — наёмницы» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 452).

12

Право на махр:

При заключении брака, женщина получает такое право

Из положенной ей платы вычитают столько, сколько дней она отсутствовала. Абу ‘Абдуллах сказал: «Из её платы вычитают те дни, в которые она не исполняла свои обязанности перед ним, за исключением дней менструации» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 461).

13

Идда после смерти мужа:

Женщина соблюдает идду

После смерти мужа женщина не соблюдает идду. Абу ‘Абдуллах сказал: «Она не соблюдает идду» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 21, с. 79)

14

Идда после развода:

Три менструальных цикла или три месяца

Два менструальных цикла или 45 дней. Абу Джафар сказал: «Идда после временного брака — 45 дней или два менструальных цикла» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 458).

15

Содержание в период идды:

Женщине полагается содержание

Женщине не полагается содержание. Абу ‘Абдуллах сказал: «Ей не полагается содержание» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 21, с. 79)

16

Дозволенность для бывшего мужа:

Вступление в брак и последующий развод делает женщину дозволенной для её прежнего мужа, давшего ей трёхкратный развод

Вступление во временный брак и последующий развод не делает женщину дозволенной для её прежнего мужа, давшего ей в своё время трёхкратный развод. Аль-Бакира спросили, может ли мужчина, давший жене трёхкратный развод, снова жениться на ней после того, как она вступала во временный брак с другим мужчиной, и он ответил: «Нет» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 425).

17

Наследство:

Супруги наследуют друг другу

Супруги не наследуют друг другу. Абу Джафар сказал: «Она не наследует» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 451).

18

Вероисповедание жены:

Мусульманин может жениться только на мусульманке или женщине из числа людей Писания (иудеи и христиане)

Вероисповедание не имеет значения. Абу ‘Абдуллах сказал: «Нет ничего запретного в том, чтобы заключать временные браки с огнепоклонницами» (Аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 38, с. 212).

19

Необходимые условия для жены, вступающей в брак:

Мужчина не должен жениться на женщине, пока не убедится в том, что она не состоит в браке

Это не является непременным условием. Мансур передаёт, что он спросил Абу ‘Абдуллаха: «Я встречаю женщину в безлюдной местности и спрашиваю её, есть ли у неё муж, а она говорит, что нет». Абу ‘Абдуллах сказал: «Этого достаточно, чтобы поверить ей» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 21, с. 38).

20

Название женщины:

Жена

Наёмница. Абу ‘Абдуллах сказал: «Женись хоть на тысяче, ибо они — наёмницы» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 452).

21

Половая близость:

Жена не может поставить условие об отсутствии половых отношений

Временный брак: жена может поставить условие об отсутствии половых отношений. Женщина говорит мужчине: «Я вступаю с тобой в брак с тем условием, что ты можешь смотреть на меня и прикасаться ко мне, как хочешь, и получать от меня то, что получает мужчина от жены, кроме полового сношения, а в остальном можешь наслаждаться мною как желаешь, ибо я боюсь позора». Абу ‘Абдуллах сказал: «Он не имеет права ни на что, кроме того, что оговорено в этом условии» (Абу Джафар аль-Кулайни, «Аль-кафи», т. 5, с. 467).

22

Малолетние:

Разрешается заключать брак, но не разрешается прикасаться к ней

Разрешается заключать брак и прикасаться. Хомейни сказал: «Разрешается прикасаться со страстью, прижиматься и тереться половым органом о её бёдра» («Тахрир аль-василя», т. 2, с. 241).

23

Развод зыхар:

Действителен

Зыхар недействителен. Абу ‘Абдуллах сказал: «Зыхар действителен по отношению к такой женщине, по отношению к которой действителен развод таляк» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 27, с. 236)

24

Обмен клятвами (лиан):

Действителен

Лиан не применяется. Абу ‘Абдуллах сказал: «Мужчина не может обмениваться клятвами с женщиной, с которой он заключил временный брак» (аль-‘Амили, «Васаиль аш-ши‘а», т. 27, с. 236).

Из приведённой сравнительной характеристики можно сделать несколько выводов.

Временный брак имеет более двадцати отличий от постоянного брака по Шариату. Исходя из этого, временный брак является запретным и его нельзя считать одним из видов узаконенного Шариатом брака.

Зурара передаёт: «Однажды ‘Абдуллах ибн ‘Умайр аль-Лейси пришёл к Абу Джафару и спросил: «Что ты скажешь о временном браке?» Он ответил: «Аллах разрешил его в Своей Книге и в Сунне Своего Пророка, и он дозволен до самого Судного дня». ‘Абдуллах сказал: «О Абу Джафар! Подобный тебе говорит это?! А ведь ‘Умар запретил его!»[16]. Он сказал в ответ: «Даже если и так». ‘Абдуллах сказал: «Заклинаю тебя Аллахом не объявлять дозволенным ничего из того, что запретил ‘Умар!». Он сказал: «Ты следуешь мнению своего товарища, а я придерживаюсь слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я готов поклясться в том, что слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, — истина, а слова твоего товарища — ложь». Тогда ‘Абдуллах сказал ему: «Тебя бы порадовало, если бы твои женщины, твои дочери и родные и двоюродные сёстры делали это?»[17]. И Абу Джафар отвернулся от него, когда он упомянул о его дочерях и сёстрах».

Если временные браки дозволены, тогда почему девятый имам шиитов Мухаммад ибн ‘Али ибн Муса не желал подобного для членов своей семьи? Неужели он разрешал это своим последователям и запрещал своим домочадцам? И можно ли найти лучшее доказательство, чем отвращения потомков обитателей дома посланника  Аллаха к временным бракам?!


понедельник 17.05.2010.

http://svet-islama.com/fiqh/80-mutga


Tags: Коран Керим, мута
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments