kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

زواج المتعة

Запрет Корана на временные браки

Хвала Аллаху! Мы не поклоняемся никому, кроме Него. Мир и благословения посланнику Аллаха — Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем его последователям!

قال الله تعالى:  وَمَا اخْتَلَفْتُمْ فِيهِ مِن شَيْءٍ فَحُكْمُهُ إِلَى اللَّهِ ذَلِكُمُ اللَّهُ رَبِّي عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ أُنِيبُ

وقال:  فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ

Всевышний Аллах сказал: «В чем бы вы ни разошлись во мнениях, решение этого за Аллахом. Скажи: «Таков Аллах, мой Господь! Я уповаю только на Него и к Нему обращаюсь» (Сура 42 «Совет», аят 10).

Всевышний также сказал: «Если вы станете спорить о чем-то, обращайтесь за решением к Аллаху и Посланнику» (Сура 4 «Женщины», аят 59).


Если бы мусульмане обращались за решением любого важного вопроса к Книге Аллаха, в истинности которой они уверены и решениям которой доверяют, и довольствовались бы этими решениями, тогда у них не осталось бы спорных вопросов и разногласий. Давайте же сделаем Коран судьёй в важном вопросе о временном браке, напрямую связанном с честью мусульманина, его достоинством и потомством.

Коран — ключ к любому вопросу. Но как им воспользоваться?

Всевышний Аллах разделил аяты Своей Книги на две категории:

1. Ясные и однозначные аяты, смысл которых очевиден и не допускает разномнений (мухкам — محكم).

2. Иносказательные, неоднозначные аяты (муташабих — متشابه).

قال تعالى: هُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ في قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاء الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاء تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلاَّ اللّهُ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الألْبَابِ  

Всевышний Аллах велел нам следовать за ясно-изложенными и недвусмысленными аятами при решении важных вопросов, и запретил придерживаться иносказательных: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие основу Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами» (Сура 3 «Семейство Имрана», аят 7).

Следуя этому божественному указанию, мы будем ссылаться лишь на текст священного Корана, дабы благополучно достичь поставленной цели – выйти из мрака и избавиться от заблуждений.

Далее мы рассмотрим два вопроса:

1) Временный брак и его положение согласно Корану.

2) Решения исламских ученых и их высказывания относительно временных браков.

1. Временный брак и его положение согласно Корану.

قال تعالى: وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ (5) إِلَّا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ (6) فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاء ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ   

Заключение временных браков практиковалось среди евреев, персов и других древних народов. В Аравии временные браки были распространены до прихода Ислама. Однако с приходом Ислама, еще в мекканский период, временный брак был сразу же запрещен тремя аятами, которые ниспосылались дважды: «которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен и невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками» (Сура 23 «Верующие», аяты 5-7, и Сура 70 «Ступени», аяты 29-31).

Из ниспосланных в Мекке откровений можно заключить, что женщины для половых отношений были запретны мужчинам всегда, а их дозволенность исключение, о котором надлежало упомянуть. Всё остальное, о чём Всевышний Аллах не упомянул, является запретным. Так, Слова Всевышнего: «которые оберегают свои половые органы ото всех» — основа, выражающая общий запрет на интимные отношения с женщинами, а Его слова: «кроме своих жен и невольниц, которыми овладели их десницы» — исключение из этого запрета, описывающее два узаконенных способа удовлетворения полового желания. Другие способы остаются запретными, чтобы люди не прибавили к ним еще какой-нибудь, ведь Всевышний Аллах подчеркнул этот запрет, сказав: «тогда как желающие сверх этого являются преступниками». Следовательно, любые другие формы половой близости, помимо двух упомянутых, являются запретными, будь это прелюбодеяние, временный брак, «брак пользования»[1] и так далее.

قال تعالى: وَلَكُمْ نِصْفُ مَا تَرَكَ أَزْوَاجُكُمْ إِن لَّمْ يَكُن لَّهُنَّ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَهُنَّ وَلَدٌ فَلَكُمُ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْنَ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِينَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ وَلَهُنَّ الرُّبُعُ مِمَّا تَرَكْتُمْ إِن لَّمْ يَكُن لَّكُمْ وَلَدٌ فَإِن كَانَ لَكُمْ وَلَدٌ فَلَهُنَّ الثُّمُنُ مِمَّا تَرَكْتُم مِّن بَعْدِ وَصِيَّةٍ تُوصُونَ بِهَا أَوْ دَيْنٍ 

Это касалось периода, пребывания мусульман в Мекке, когда они соблюдали установленный запрет и не вступали во временные браки. В аятах, ниспосланных уже после их переселения в Медину, упоминаются только два вышеуказанных вида брака: это постоянный брак и связь с невольницей. Однако имея непостоянную супружескую связь с невольницей, нельзя назвать её своей женой, поскольку она не может наследовать своему мужу, а он не наследует ей. Всевышний Аллах сказал: «Вам принадлежит половина того, что оставили ваши жены, если у них нет ребенка… Им принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребенка» (Сура 4 «Женщины», аят 12).

Если бы невольница была женой в полном смысле слова, то наследовала бы своему хозяину, как постоянному мужу, а он наследовал бы ей.

Ниже приводятся аяты, в которых упоминаются эти два вида допустимой половой близости.

وَلاَ تَنكِحُواْ الْمُشْرِكَاتِ حَتَّى يُؤْمِنَّ وَلأَمَةٌ مُّؤْمِنَةٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكَةٍ وَلَوْ أَعْجَبَتْكُمْ وَلاَ تُنكِحُواْ الْمُشِرِكِينَ حَتَّى يُؤْمِنُواْ وَلَعَبْدٌ مُّؤْمِنٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكٍ وَلَوْ أَعْجَبَكُمْ أُوْلَـئِكَ يَدْعُونَ إِلَى النَّارِ وَاللّهُ يَدْعُوَ إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ

Всевышний Аллах сказал: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. И не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовёт к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, — быть может, они помянут назидание» (Сура 2 «Корова», аят 221).

وَأَنكِحُوا الْأَيَامَى مِنكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ إِن يَكُونُوا فُقَرَاء يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ (32) وَلْيَسْتَعْفِفِ الَّذِينَ لَا يَجِدُونَ نِكَاحًا حَتَّى يُغْنِيَهُمْ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَالَّذِينَ يَبْتَغُونَ الْكِتَابَ مِمَّا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ فَكَاتِبُوهُمْ إِنْ عَلِمْتُمْ فِيهِمْ خَيْرًا وَآتُوهُم مِّن مَّالِ اللَّهِ الَّذِي آتَاكُمْ وَلَا تُكْرِهُوا فَتَيَاتِكُمْ عَلَى الْبِغَاء إِنْ أَرَدْنَ تَحَصُّنًا لِّتَبْتَغُوا عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَمَن يُكْرِههُّنَّ فَإِنَّ اللَّهَ مِن بَعْدِ إِكْرَاهِهِنَّ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий. Пусть соблюдают целомудрие те, которые не имеют возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости. Если невольники, которыми овладели ваши десницы, хотят договориться о выкупе, то договаривайтесь с ними, если вы нашли в них добрые качества, и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам. Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие. Если же кто-либо принудит их к этому, то Аллах после принуждения их будет Прощающим, Милосердным» (Сура 24 «Свет», аяты 32-33).

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَحْلَلْنَا لَكَ أَزْوَاجَكَ اللَّاتِي آتَيْتَ أُجُورَهُنَّ وَمَا مَلَكَتْ يَمِينُكَ مِمَّا أَفَاء اللَّهُ عَلَيْكَ وَبَنَاتِ عَمِّكَ وَبَنَاتِ عَمَّاتِكَ وَبَنَاتِ خَالِكَ وَبَنَاتِ خَالَاتِكَ اللَّاتِي هَاجَرْنَ مَعَكَ وَامْرَأَةً مُّؤْمِنَةً إِن وَهَبَتْ نَفْسَهَا لِلنَّبِيِّ إِنْ أَرَادَ النَّبِيُّ أَن يَسْتَنكِحَهَا خَالِصَةً لَّكَ مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ قَدْ عَلِمْنَا مَا فَرَضْنَا عَلَيْهِمْ فِي أَزْوَاجِهِمْ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ لِكَيْلَا يَكُونَ عَلَيْكَ حَرَجٌ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا (50) تُرْجِي مَن تَشَاء مِنْهُنَّ وَتُؤْوِي إِلَيْكَ مَن تَشَاء وَمَنِ ابْتَغَيْتَ مِمَّنْ عَزَلْتَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكَ ذَلِكَ أَدْنَى أَن تَقَرَّ أَعْيُنُهُنَّ وَلَا يَحْزَنَّ وَيَرْضَيْنَ بِمَا آتَيْتَهُنَّ كُلُّهُنَّ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا فِي قُلُوبِكُمْ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيمًا حَلِيمًا (51) لَا يَحِلُّ لَكَ النِّسَاء مِن بَعْدُ وَلَا أَن تَبَدَّلَ بِهِنَّ مِنْ أَزْوَاجٍ وَلَوْ أَعْجَبَكَ حُسْنُهُنَّ إِلَّا مَا مَلَكَتْ يَمِينُكَ وَكَانَ اللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ رَّقِيبًا

«О Пророк! Мы сделали дозволенными для тебя твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение, и невольниц, которыми овладела твоя десница и которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих тёток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих тёток со стороны матери, которые переселились вместе с тобой, а также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку, если Пророк захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим. Мы знаем, что Мы предписали им относительно их жён и невольниц, которыми овладели их десницы. Тебе сделаны исключения для того, чтобы ты не испытывал никакого стеснения. Аллах — Прощающий, Милосердный. Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них (жен Пророка), и удержать возле себя ту, которую пожелаешь. Если же ты пожелаешь ту, которую ты прежде отстранил, то это не будет для тебя грехом. Это лучше для того, чтобы глаза каждой из них радовались и чтобы они не печалилась и были довольны тем, что ты даруешь им. Аллах знает то, что в ваших сердцах, ибо Аллах — Знающий, Выдержанный. Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью» (Сура 33 «Союзники», аяты 50-52).

وَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ تُقْسِطُواْ فِي الْيَتَامَى فَانكِحُواْ مَا طَابَ لَكُم مِّنَ النِّسَاء مَثْنَى وَثُلاَثَ وَرُبَاعَ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ تَعْدِلُواْ فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ذَلِكَ أَدْنَى أَلاَّ تَعُولُواْ

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к справедливости» (Сура 4 «Женщины», аят 3).

В суре «Свет» Всевышний Аллах сказал: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост и праведников из числа ваших рабов и рабынь (это указание на жизнь с невольницами, которыми овладели десницы тех, кто живёт с ними). Пусть соблюдают хранят благочестие те, которые не имеют возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей Милости». Всевышний Аллах повелел тем, кто не имеет возможности вступить в брак или обладать невольницей, хранить благочестие. Если временный брак был бы разрешённым, то Всевышний Аллах упомянул бы о нём, к примеру, сказав: «пусть заключают временные браки», вместо слов: «пусть соблюдают целомудрие», указывающих на запрет временных браков, особенно учитывая общий запрет на половую связь с женщинами.

В суре «Женщины» Всевышний Аллах сказал: «Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех (это обычный законный брак на постоянной основе). Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной (из числа жён из свободных женщин) или невольницами, которыми овладели ваши десницы» (Сура 4 «Женщины», аят 3).

Таким образом, верующий имеет право выбирать только между законным браком на постоянной основе со свободными женщинами числом от одной до четырёх и связью с невольницей. Если бы временные браки были дозволенными, то они упоми-нались бы в числе допустимых видов половой близости, из которых верующий может выбирать.

قال الله تعالى:  وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ النِّسَاء إِلاَّ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ كِتَابَ اللّهِ عَلَيْكُمْ وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَاء ذَلِكُمْ أَن تَبْتَغُواْ بِأَمْوَالِكُم مُّحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ فَمَا اسْتَمْتَعْتُم بِهِ مِنْهُنَّ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً ( إلى قوله ) وَمَن لَّمْ يَسْتَطِعْ مِنكُمْ طَوْلاً أَن يَنكِحَ الْمُحْصَنَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ فَمِن مِّا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُم مِّن فَتَيَاتِكُمُ الْمُؤْمِنَاتِ  

Всевышний Аллах сказал, упоминая о запретах, связанных с браком: «И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (то есть не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, надежно укрываясь за благочестием и не будучи похотливыми. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое). Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый. Кто не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах, пусть женится на верующих девушках из числа невольниц, которыми овладели ваши десницы» (Сура 4 «Женщины», аяты 24-25).

Рассматривать эти аяты как подтверждение дозволенности временных браков неправомерно, учитывая их контекст.

Во-первых, Всевышний Аллах упомянул об условиях, которые необходимо выполнить, для заключения законного брака. Он сказал: «если вы добиваетесь их посредством своего имущества, надежно укрываясь за благочестием и не будучи похотливыми» (Сура 4 «Женщины», аят 24). Однако временный брак заключается только ради удовлетворения полового желания. Такой брак не может уберечь ни мужчину, ни женщину от прелюбодеяния и искушений, не может обеспечить женщине душевный покой и защиту, и не ведёт к созданию настоящей семьи. Тоже самое относится и к мужчине.

Временный брак не считается надежным укрытием от искушений (إحصان), в отличие от законного постоянного брака. Это засвидетельствовали даже те, от кого передаются сообщения о дозволенности временного брака. Исхак ибн ‘Аммар передаёт: «Я спросил Абу Ибрахима (аль-Казыма) о мужчине, который, имея  наложницу, совершил прелюбодеяние: считается ли он состоящим в браке[2]. И он ответил: да. Я спросил о случае, когда мужчина состоит во временном браке: считается ли он состоящим в браке. А он ответил: “Нет. Браком считается только постоянная связь с женщиной”»[3].

Таким образом, в Коране  речь идёт об обычном законном постоянном браке, но не о временном.

От ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, передают такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил временные браки и употребление в пищу мяса домашнего осла во время похода на Хайбар»[4].

В аяте упоминаются два вида брака: постоянный брак и связь с невольницей. Если предположить, что под первым понимается временный брак, тогда аят останется без упоминания о постоянном бракe, который является основой семейной жизни! Нелепость данного предположения очевидна, оно безосновательно, и появилось лишь потому, что некоторых ввело в заблуждение слово «истамта‘тум», означающее «получать удовольствие, наслаждаться, пользоваться», являющееся в арабском языке однокоренным слову «мут‘а», обозначающему временный брак.

http://svet-islama.com/fiqh/80-mutga

Tags: Коран Керим, мута
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments