kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

الشيخ أبو عبدالله محمد بن أحمد القرطبي

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Къуртуби (ум. в 671 г.х.).
Тафсир имама аль-Къуртуби "аль-Джами' ли ахкам аль-Къуран"  очень известный и служил опорой для тафсиров многих имамов, которые были после него, в частности хафиз Ибн Касир часто опирался на него.
Ибн Фархун сказал о тафсире имама аль-Къуртуби: “Это из лучших тафсиров и самый великий из них пользой. Он убрал из него различные рассказы и истории и указал законоположения Корана и извлечения доводов из него, виды чтения и грамматику, а также отмененное и отменяющие положения”. См. “ад-Дибадж аль-мазхаб” 2/309.
Также его тафсир хвалил и имам аз-Захаби в “ас-Сияр” и в “Тарих аль-Ислям” и др. ученые.



Однако нет ни одного ученого, не допускавшего ошибки, как и нет ни одной книги, в которой не было бы ошибок, кроме Корана. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Аллах отказался от того, чтобы в какой-либо книге не было ошибок, кроме Его Книги”. См. “аль-Кауа'ид” 3.
И несмотря на достоинство имама аль-Къуртуби и его тафсира, в нем есть ошибки, есть слабые хадисы и т.п., а главное есть многие положения, в которых в отношении качеств Аллаха он следует мазхабу аш’аритов, за исключением вознесения Аллаха над Троном, в чем он соответствует мазхабу ахлю-Сунна.

Но и полное следование мазхабу аш’аритов в отношении имен и качеств Аллаха у него не однозначно! Например, в своей книге посвященной шарху на имена Аллаха Всевышнего, он говорил: “Передается от Малика, Суфьяна ибн ‘Уяйны и ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака, как они говорили: «Велите верить в них (качества Аллаха) без представления!» И это мнение обладающих знанием из числа ахлю-Сунна уаль-джама’а. Что же касается джахмитов, то они отвергли эти сообщения и сказали: «Это уподобление (Аллаха творениям)». Аллах упомянул в других местах в Своей Книге о таких Своих качествах, как рука, слух, зрение, однако джахмиты истолковали эти аяты и пояснили их так, как не делали этого ученые. Они (джахмиты) говорили: «Поистине, Аллах не творил Адама Своей рукой!» И они сказали: «Смысл слова «рука» - это власть (мощь)». Исхакъ ибн Ибрахим сказал: «Поистине, уподобление Аллаха творениям будет тогда, когда человек скажет: "Его рука, как моя рука, или его слух, как мой слух" Однако если он скажет: "У Аллаха есть рука, слух, зрение" и не говорит: "Как мои руки или зрение", то это не является уподоблением»”. См. “аль-Асна фи шарх асма Аллах аль-хусна” 2/24.

Что же касается вопросов имана и куфра, то имам аль-Къуртуби хвала Аллаху на ‘акыде ахлю-Сунна в этих вопросах. И в поисках биографии и слов ученых о нем  нет такового, чтобы кто-либо из ученых отнес его к мурджиитам, или хариджитам или иным заблудшим течениям. Напротив, его слова на протяжении его тафсира указывают на то, что в этих вопросах он на акъиде ахлю-Сунна. Так, в толковании аята: «Среди людей есть такие, которые говорят: "Мы уверовали в Аллаха и в Последний день". Однако они суть неверующие» (аль-Бакъара 2: 8), он говорит: “В этом аяте опровержение каррамитам, которые говорят: «Иман – это произнесение языком, даже если нет убеждения в сердце». При этом заявлении они опираются на аят: «Аллах вознаградил их за то, что они сказали» (аль-Маида 5: 85)
Это с их стороны упущение и ограничение, а также оставление обращения внимание на то, что говорят Коран и Сунна относительно ДЕЛ вместе с УБЕЖДЕНИЕМ и СЛОВАМИ! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иман – это познание сердцем, произнесение языком и совершение деяния телом». (Ибн Маджах № 65. Хадис слабый). А что касается того, что говорит Мухаммад ибн Каррам (основатель каррамитов) и его сторонники, то это чистой воды лицемерие. И мы прибегаем к Аллаху за защитой от унижения и скверного вероубеждения!” См. “Тафсир аль-Къуртуби”1/295.

А что касается хауариджей и их порочной ‘акъиды, то имам аль-Къуртуби опровергает это множество раз в своем тафсире.
Так, в 5 томе 386 стр. он опровергает мнение хариджитов о том, что совершающий тяжкие грехи кафир.
Запрещение сидеть и спорить с ними (4/179).
Необходимость сражения с хариджитами, пока они не вернутся к истине (2/108-109).
Не принимает в расчет мнение хариджиитов вообще, так как считает их вышедшими из религии (5/125).
Опровержение хариджитам в том, что они отрицают заступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) за мусульман, совершавших тяжкие грехи (10/310).
Опровержение хариджитам, которые восстают против несправедливых и нечестивых правителей мусульман: “Большинство ученых на том, что терпение несправедливости правителя мусульман важнее, чем выход против него, ибо в свержении и выходе против правителя замена безопасности на страх, пролитие крови, произвол глупцов, нападение на мусульман и распространение нечестия на земле! Что же касается иного мнения (выхода против правителя), то это мазхаб группы из числа му’тазилитов и это мазхаб хариджитов. Знай же это!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/75.

 Имама аль-Къуртуби, который муфассир часто путают с его шейхом имамом Абу-ль-Аббасом аль-Къуртуби, который писал шарх на Сахих Муслим под названием "аль-Муфхим". Поэтому при упоминании муфассира ученые просто говорят "аль-Къуртуби", тогда как при упоминании его шейха говорят "Абу-ль-Аббас аль-Къуртуби", чтобы люди не путали их.
Полное имя муфассира: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Къуртуби (ум. в 671 г.х.).
А мухаддиса имя: Абу-ль-Аббас Ахмад ибн Умар аль-Къуртуби (ум. в 656 г.х.).


Tags: салаф-форум, тафсир Корана, шейх аль-Къуртуби
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments