kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

شتاء

 Некоторые положения связанные с очищением (тахара)

О полноценном совершении омовения, несмотря на холодную погоду

От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три вещи стирают грехи: Ожидание (в мечети) следующей молитвы после предыдущей; тщательное совершение омовения в холодное утро; и шаги по направлению к групповым молитвам». ат-Табарани в “аль-Аусат” 5884. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3045.
От ‘Амира аш-Ша‘би сообщается, что один мужчина из племени «Сакъиф» рассказывал: “Мы сказали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, на наших землях холодно», и попросили его о послаблении в очищении, но он не позволил нам”. Ахмад 4/168, Са’ид ибн Мансур 2808, ат-Тахауи 3/279. Шу’айб аль-Арнаут подтвердил достоверность хадиса.

Этот хадис указывает на то, что некая трудность или неудобство, не являются причиной, позволяющей оставить совершение большого или малого омовения! Совершение омовения тщательным образом является одним из требований шариата, в соответствии со словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: «Совершайте омовение тщательно!» Муслим 24.

Имам Ибн аль-Асир относительно этого хадиса сказал: “Тщательное совершение омовения – это его полное совершение, и доведение воды до всех частей, которые необходимо омыть при совершении омовения”. См. «Джами’ аль-усуль» 7/169.

Что же касается совершения омовения тщательным образом в холод, испытывая при этом различные трудности, то мусульманин получит за это еще больше награды, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) в вышеприведенном хадисе включил «совершение омовения в холодное утро» в число деяний, искупляющих грехи!

О том, что нельзя проявлять халатность к омовению по причине холода

Некоторые люди в холодные дни не только не совершают тщательно омовение, но и проявляют крайнюю небрежность, не выполняя при совершении омовения даже обязательные условия. Некоторые вместо мытья необходимых частей тела просто протирают их, что является неправильным и запретным, и даже может быть так, что такое омовение будет недействительным, если вода не коснулась всех надлежащих для мытья при омовении частей тела.

Также некоторые недостаточно закатывают рукава, что препятствует мытью рук, и остаются не помытые места, что является запретным. И подобное омовение является недействительным. Поэтому рукава обязательно нужно закатывать выше локтей, чтобы можно было помыть руку от кистей до локтей, включая локти, так как это из обязательных предписаний омовения. См. «Фатауа Ибн ‘Усаймин» 7/153.

Некоторые сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: “Однажды, пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, совершающего молитву, на ноге которого был участок размером с дирхам, которого не коснулась вода, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ему повторить омовение и молитву”. Ахмад 3/424, Абу Дауд 175. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад и шейх аль-Альбани.

Если же омовение в холодную погоду обременительно, то можно воспользоваться облегчением, предусмотренным шариатом, и совершать омовение, омывая необходимые части тела только по одному разу, как об этом сообщается в достоверных хадисах. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха), омывал (каждую часть своего тела) по одному разу”. аль-Бухари 157.

Можно ли подогревать холодную воду для совершения омовения?

Некоторые люди считают неправильным греть воду для омовения, что является безосновательным и не подкрепляется каким-либо шариатским доводом. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Горячая вода входит в общее понятие воды, которой людям было велено очищаться”. См. «аль-Аусат» 1/250.

А то, что передается от Муджахида о нежелательности совершения омовения горячей водой, не является достоверным, так как передает это сообщение Лейс ибн Абу Сулейм, который признан слабым передатчиком.

Возможно, подобное ошибочное мнение сложилось также из-за хадиса, передаваемого от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени (в Раю)?» Люди сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это тщательное совершение омовения, несмотря на неприятное». Муслим 251.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Т.е. совершенствование и полнота омовения, несмотря на сильный холод, телесную боль и прочие неприятные для человека вещи”. См. «аль-Муфхим» 2/593.

Аль-Убай сказал: “Нагревание воды для возможности исполнения поклонения, не лишает упомянутой в хадисе награды”. См. «Икмалю икмаль аль-му’лим» 2/54.

Существует множество достоверных сообщений о том, как наши праведные предшественники (саляф) нагревали воду для омовения.См. «аль-Мусаннаф» 1/175, ‘Абдур-Раззакъа; «аль-Мусаннаф» 1/25, Ибн Абу Шейбы; «ат-Тухур» 192, Абу ‘Убайда; «аль-Ируа» 1/48, аль-Альбани.

Тем самым устраняется неправильное понимание слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «тщательное совершение омовения, несмотря на неприятное».

Также и не осуждается тот, кто совершает омовение холодной водой, если это не вредит его здоровью.

Противоречит ли Сунне использование полотенца после большого или малого омовения?

Некоторые люди полагают, что лучше не вытираться после омовения даже в холодную погоду, считая это противоречием Сунне. При этом они опираются на хадис, передаваемый от Маймуны (да будет доволен ею Аллах), что однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил полное омовение (гъусль), она подала ему одежду, чтобы он вытерся, однако он отказался от этого и стал стряхивать воду рукой. аль-Бухари 259, Муслим 317.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Данный хадис используют как довод в пользу нежелательности вытирания после полного омовения, однако в нем нет указаний на нежелательность, поскольку допускается иное истолкование отказа пророка (мир ему и благословение Аллаха) от полотенца, объясняющее его нежелание вытираться. Возможно, он усмотрел что-либо в куске материи, которая была дана ему, или же он торопился и прочее. Аль-Мухалляб сказал: “Существует вероятность, что он отказался от одежды (чтобы не вытираться ею) для того чтобы оставить благодать воды, или же из скромности, или предложенная ему одежда была из шелка, или же увидел, что на ней грязь”. У Ахмада и у аль-Исма‘или приводится сообщение от Абу ‘Ауаны о том, что А‘маш относительно этого хадиса сказал: “Я упомянул этот хадис Ибрахиму ан-Наха‘и, и он сказал: “В использовании полотенца нет ничего дурного, а отказался он от него из-за боязни, что это может стать обычаем”. Ат-Тайми сказал: «В этом хадисе указание на то, что он (имел обычай) вытираться, и если бы не это, то ему не принесли бы полотенце»”. См. «Фатх аль-Бари» 1/363.

Имам ан-Науауи после того как упомянул существующие мнения по этому вопросу, сказал: “Третье мнение заключается в том, что это (вытираться после омовения) дозволенный поступок, совершение и оставление чего имеет одинаковый статус. Этому мнению мы и отдаем предпочтение, так как суждение о запрете или же о желательности чего-либо нуждается в ясном и прямом доводе”. См. «Шарх Сахих Муслим» 1/556.

Хафиз Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Те, кто высказал мнение о дозволенности вытираться, в качестве аргумента приводят то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) стал стряхивать с себя воду, и если бы он не любил вытираться, то не стал бы стряхивать с себя воду, поскольку в обоих случаях – это удаление воды с тела”. См. «Ихкам аль-ахкам» 1/135.

Таким образом, нет никаких проблем в том, чтобы вытираться, как после большого омовения, так и малого. Более того, это соответствует Сунне. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “У посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было полотенце, которым он вытирался после омовения”. ат-Тирмизи 53. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2099.

Также Сальман аль-Фариси рассказывал: “Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение, он взял шерстяную накидку, которая была на нем, и вытер ею лицо”. Ибн Маджах 468. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Некоторые обладающие знанием говорили, что вероятнее всего пророк (мир ему и благословение Аллаха) не вытирался во время жары, и вытирался зимой, на что указывает хадис Сальмана, поскольку шерстяную накидку обычно носили зимой. См. “Сыфа аль-уду уаль-гъусль” 87.

Является ли грязь и слякоть на улице нечистотой (наджаса)?

Зимой часто на улицах образуется слякоть и грязь, которые попадают на одежду, и для некоторых остается неясным суждение о том, являются ли они нечистотой, и можно ли совершать молитву в одежде, на которую попала эта грязь.

Если слякоть попала на одежду, то вымывание ее не является обязательным, поскольку исходить следует из того, что она является чистой в соответствии с шариатским правилом: «Все находится в своем обычном состоянии до тех пор, пока не доказано обратное».

Данное положение распространяется и на воду, которая попадает на одежду, и неизвестно, является ли она нечистотой или же чистой. Тем самым отражаются какие-либо сомнения относительно ее чистоты, и человек не обязан узнавать происхождение этой воды, в противном случае, он обременит себя тем, что не было на него возложено.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия передал сообщения от некоторых последователей сподвижников (таби’ун), что они во время дождя бывало наступали в лужи и слякоть, затем заходили в мечеть и совершали молитву (без предварительного очищения). См. «Масаиль аль-Маридиния» 24.

Однако при наличии уверенности, что эта вода или грязь являются нечистотой, очищение от них становится обязательным.

Можно ли совершать омовение снегом или градом?

Всевышний Аллах сказал: «И Он ниспосылает вам с неба воду, чтобы очистить вас ею» (аль-Анфаль 8: 11).

Имам аль-Багъауи о словах «чтобы очистить вас ею», сказал: “От малого и большого осквернения”. См. «Тафсир аль-Багъауи» 3/334.

Группа ученых считала, что снег и град также имеют отношение к тому, о чем говорится в этом аяте Корана.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда его спросили о том, что читал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в молитве (в промежутке между такбиром, открывающим молитву и чтением суры «аль-Фатиха»), Абу Хурайра сказал: “Он говорил: «О Аллах, омой меня от прегрешений моих снегом, водой и градом». аль-Бухари 1/181 Муслим 1/419.

Из этого хадиса извлекается то, что эти виды жидкости очищают от ритуального осквернения и очищают от скверны и грязи. Сл. «Шарх ад-дурар аль-бахия» /ат-Тахара/ Баб аль-Миях.

Имам Ибн Къудама сказал: “Талая вода снега и града – чистая и очищающая, так как она нисходит с неба, а также на это указывают слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Аллах, омой меня от прегрешений моих снегом, водой и градом». См. «аль-Мугъни» 1/47.

‘Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах! Прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом…». Муслим 2/663.

Имам ан-Насаи привел этот хадис в своем сборнике в разделе «Очищение», и назвал эту главу так: «Совершение омовения градом».

Но ученые разошлись во мнениях относительно действительности очищения не оттаянным снегом. Некоторые сказали, что не дозволено совершать омовение снегом, если только соприкасаясь с телом снег не начинает таять и стекать с омываемых частей тела. Другие высказали мнение о дозволенности совершения омовения снегом до его оттаивания, даже если при соприкосновении с телом он не стекает с омываемых частей тела. Третьи сказали, что омовение снегом недействительно, так как части тела велено мыть, а это действие не считается мытьем.

Имам ан-Науауи сказал: “Сторонники нашего мазхаба (шафиитского) сказали, что если используется снег или град до оттаивания, но он растекается по части тела, с которой соприкасается из-за температуры тела и рыхлости снега, то в соответствии с правильным мнением омовение считается действительным, поскольку вода растекается по омываемым частям тела. И это однозначное мнение большинства ученых”. См. «аль-Маджму’» 1/81.

Имам Ибн Къудама сказал: “Если взять снег и провести им по частям тела, которые необходимо помыть, очищение тем самым не будет достигнуто, если даже они смочились, потому что части тела нужно мыть, а для этого, минимально нужно, чтобы вода с них стекала. Но если снег рыхлый, что он тает и стекает с омываемых частей, то это расценивается как мытье и является достаточным”. См. «аль-Мугъни» 1/47.

В книге «Фикх аль-‘ибадат ‘аля аль-мазхаб аш-шафи’и» 1/83 сказано: “Если для омовения используется град или снег, до его оттаивания, но он растекается по части тела, с которой соприкасается, из-за температуры тела и рыхлости снега, то омовение считается действительным, поскольку вода растекается по омываемым частям тела. Если этого не происходит, то омовение недопустимо, но можно использовать их для протирания частей, которые необходимо протирать (а не мыть) при совершении омовения”.

Хафиз Абу ‘Убайд передал, что когда Мухаммад ибн Касир спросил аль-Ауза’и о совершении омовения снегом, аль-Ауза’и ответил: “Омовение совершается, если кожа смачивается или если при нанесении снега он превращается в капли воды. В противном случае совершается очищение песком”. Абу ‘Убайд сказал: “Такое же мнение у Суфьяна, и этого придерживались сторонники самостоятельного суждения (ханафиты) из жителей Ирака, что очищение снегом не избавляет от малого осквернения, пока он не растает”.

Абу ‘Убайд также сказал: “Также и у нас такое очищение не засчитывается исходя из основы, которую мы упомянули в предыдущей главе, и я не знаю никого, кто бы вынес решение противоположное этому, кроме аль-Хакама ибн ‘Утайбы. Хаджадж нам передал слова Шу’бы, который сказал: «Я спросил аль-Хакама, можно ли очищаться снегом от полового осквернения? Он сказал: “Пусть втирает его”».

Несмотря на это заявление, помимо аль-Хакама это же мнение высказал ‘Амир, и передали их мнение Суфьян и Джабир. Ибн Абу Шейба выделил главу в своем сборнике «аль-Мусаннаф» в разделе «Очищение» и назвал ее: «Глава: омовение снегом», затем передал сообщения от Уаки’а, который сказал: “Нам сообщил Суфьян, от Джабира, который передал от ‘Амира и аль-Хакама, что они сказали: «Нет проблем совершать омовение снегом»”. См. «ат-Тахур» 320.

Однако, чтобы выйти из разногласий, лучше всего при необходимости и наличии возможности совершать омовение талой водой снега или града.

Что же касается совершения омовения дождевой водой, то оно является действительным без каких-либо сомнений.


Tags: салаф-форум, тахара зимой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments