kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

جرس

Качества запрещённого джараса
Сказал автор «Лисан аль-араб» дар содир (6/36): И аль-джарас – это то, во что ударяют. И говорят: Аджрасоху – то есть доробаху (ударил по нему), и передаётся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Не будут ангелы сопровождать то общество, в котором присутствует джарас». А это колокольчик или бубенчик, который подвешивается на верховое животное. И было сказано, что он, да благословит его Аллах и приветствует, испытывал к нему неприязнь, так как любил, чтобы враги не знали о нём, до тех пор, пока он не застигнет их врасплох.И я сказал: В этом нужно разобраться. Поистине, его ненависть к нему, как это придёт дальше, существовала у него по двум причинам. Первая: Прогнание ангелов, что является недозволенным, как на это явно указывает хадис, который передал Муслим в своём «Сахихе», о котором и упомянул автор «Лисан». Вторая: Он является свирелью шайтана, объяснение чему придёт далее. И эта причина запрета не является причиной запрета лишь в определённый момент, и отсюда нельзя понять, что он дозволен только тогда, когда нет боязни врагов. Нет, эта причина является причиной в случае боязни оповещения о себе врагов, как является причиной и в случае отсутствия этой боязни, поскольку эта причина связанна с прогнанием ангелов, и тем, что он является свирелью шайтана. Так же он (автор «Лисан») сказал: И было сказано: Аль-Джарас – это то, что подвешивают на шею верблюду, и называется – аджрас аль-хильи (колокольчики или бубенчики для украшения), от которых слышан звук, подобный звуку джараса. Я сказал: И передано у аль-Бухари в его «Сахихе»(2), Книга начала откровений, от `Аишы, матери правоверных, да будет доволен ею Аллах, что аль-Харис ибн Хишам спросил Посланника Аллаха, сказав: О Посланник Аллаха, как к тебе приходят откровения? На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда они приходят ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким…». И он помянул в этом хадисе джарас и описание его звука тем, что это звон. Сказал аль-хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: Ас-сольсоляту с двумя буквами «сод», над каждой по фатхе, между ними буква «лям», над которой сукун, в своей основе – звук попадания железа одного на другое. Затем обобщил и сказал, что в джарас входят любые звенящие звуки, бубенчики, колокольчики, подобно тем, которые подвешиваются на головы верховых животных. И его словообразование происходит от слова аль-джарс, с сукуном над буквой «ро», и его значение: ощущение, восприятие, звук, голос. Сказал аль-Кирманий: Аль-Джарас – это маленький колокольчик или небольшое железное ведро, внутри которого кусочек меди, это ведёрко подвешивается нижней его частью вверх на верблюде, и если кусочек меди приводиться в движение и ударяется об внутренние бока ведёрка, то этим самым достигается ас-сольсоляту (звон). Сказал аль-хафиз ибн Хаджар: То, что он упомянул, является удлинением определения, под чем нет никакой пользы. И его слова: «Кусочек меди» - слова, на которые можно возразить, что это не конкретизируется только лишь им, таким же образом его слова: «… на верблюде», так же его слова о том, каким образом он подвешивается на него. И я сказал: В таком случае, если это так, то любой колокольчик или что-то подобное ему из сосудов, которые могут быть изготовлены из различных видов металлов, добываемых в качестве полезных ископаемых, маленьким он будет или большим, перевёрнутым он будет, стоящим ровно или лежащим на боку. Будет в нём находиться язычок из меди или железа, когда будет ударяться об сосуд или что-то наподобие гонга, и будет выходить сольсоля (звон), то в этом случае это будет называться джарас. И один вид не конкретизируется, исключая при этом другой вид. Также не является условием, чтобы он был установлен и размещён определённым образом, исключая другой образ его размещения, будет он иметь один язычок или больше, звук будет исходить в результате движения верхового животного или при помощи электроэнергии (устройства, работающие без действий человека). И до тех пор пока в нём будет присутствовать описание звона, он будет джарасом, который Пророк да благословит его Аллах и приветствует назвал свирелью шайтана, как это пришло в «Сахих Муслим», и это подобно музыкальным инструментам, которые запрещены, и не является условием, чтобы эта вещь оставалась в определённом виде или образе, который существовал в те давние времена, как к примеру барабан или подобное ему, но любая вещь, из которой вышел музыкальный звук, и изменение названий не означает изменение сущности называемой вещи. И пришёл в «Сахих Бухари» хадис: «И появятся в моей общине люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, шёлк, вино и музыкальные инструменты». И не будет правильным, если кто либо явится и скажет: Эти пианино и каманчи ( прим. перев.- стручковый музыкальный инструмент), и другие из современных музыкальных инструментов не относятся к ма`азиф, относительно чего пришёл запрет, лишь только причине отсутствия существования определённого вида из них во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И стучание по струнам в некоторых музыкальных инструментах присутствует, даже если и поменялся их внешний вид от того, каким он был когда то. И таким же образом школьные звонки, звонки будильника на часах, то, что присутствует из них в детских играх и т.п., то они являются аджрос (прим. Перев.- Мн.форма от джарас). И даже в том случае, если поменялся их внешний вид и уменьшился их размер, и появились многочисленные способы достижения звона, который и является свирелью шайтана. И не перестают люди называть этот звук джарас (звонок), оставаясь на основе. Таким же образом джарас телефона, будильник на часах, звонок предупреждения о пожаре, звук устройства оповещения водителя о превышении скорости в автомобиле и многое другое. И всё это не перестанет называться звонком, до тех пор, пока не будет изменены свойства его звучания, от того звучания, которое было известным во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не станет из него выходить звук, подобно звуковым электронным будильникам. И эти слова, которые мы говорим относительно звонка, подобны тому, что мы говорим относительно современных фото и видео изображений, находящихся в неподвижном состоянии или движущихся. Эти изображения являются запретными [Польза: Не сравниваются изображения созданные при помощи современной аппаратуры с зеркалом, так как изображение в зеркале – это всего лишь отражение. Так же запретны изображения, запечатлённые на фотоплёнке, или записанные на видеокассету, потому что они проявляются по требованию. И эти сравнения недействительны, так как имеются различия в сравниваемых вещах. И пусть тебя не обольщает, то что многие считают их дозволенными, приводя в довод их пользу в призыве. И поистине, первый ширк, появившийся на земле во времена племени Нуха, мир ему, возник по причине их желания достичь пользы]. И люди не перестают называть их сурат, возвращаясь тем самым к основному смыслу этого слова; потому что это изображение является скопированным с реальности и фиксируется в различных цветах и раскрашивается линиями на листе, это и есть тот самый запретный тасуир, если даже действия по проявке будут совершаться автоматически, с использованием специальных устройств. А кто сделал эти устройства? Если же кто-то не согласен, то какой пример будет больше всего подходить в сравнение, если не тот, кто заявит: Звонки, которые имеются в наше время, не запрещены, потому что раньше его шевелило верховое животное во время ходьбы, а что же касается настоящего времени, то он шевелится сам по себе, напрямую через электронный привод, или через считывающее устройство. И пусть тебе даже не приходит в голову то, что Всевышний Аллах запрещает такие вредные вещи как хамр (опьяняющее), суар (создание изображений живых существ), джарас (звонок), и польза, извлекаемая из этого запрета, не преобладает над вредом. И именно поэтому упоминание запретности какой-то конкретной вещи из всех запретных указывает на присутствии в ней чистого вреда, как, например, пить яд, либо указывает на то, что в этой вещи вреда присутствует больше, чем пользы, как это в случае с суратами и джарасом. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был спрошен о вине, на что он ответил: «Поистине! Оно – болезнь, а не лекарство». Вместе с тем, что при его помощи можно достичь пользы в покупке и продаже. И таким же образом джарас, на запрет чего будет приведён довод в следующем разделе.
Хукм владения джарасом, доказательства на это и высказывания учёных об этом.
Передал Муслим в своём «Сахихе»(3950) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Джарас – мазамиру шайтан» (т.е. звонок – дудка шайтана). Затем также в сборнике у Муслима (2942) от Абу Хурайры, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Не будут ангелы сопровождать то общество, в котором присутствует собака и джарас». Сказал имам ан-Науауи в «Шарх Муслим»: В хадисе содержится запрет на сопровождение в путешествии собаки или джараса, и так же ангелы не присутствуют в обществе, в котором имеется одна из этих вещей, и под ангелами подразумеваются ангелы Милости и прощения, а не оберегающие, и причина в их удалении в его схожести с колоколами, подобными христианским. Так же было высказано мнение, что причина запрета – его звук. И это усиливает то, что пришло в риуаяте: «джарас – дудка шайтана». И я сказал: И это является более правильным мнением, вместе с тем, что во мнении о всего лишь его нежелательности есть недобор. Далее имам ан-Науауи продолжил: И то, что мы упомянули из того, что указывает на порицаемость джараса, обобщено (т.е. порицается не только его использование). Наш мазхаб, мазхаб Малика и других учёных на том, что запрет джараса указывает на нежелательность, и он является тем, от чего следует отстраняться. И сказала группа из учёных Шама, живших ранее: Запрещён джарас большого размера, а малого нет. И я (автор) скажу, что нет на это никакого основания, и нет довода на такое разделение до тех пор, пока в джарасе будет присутствовать такая особенность, как звон, и даже если будет различаться сила их звучания, по причине разницы в размере сосуда, из которого он состоит, или будут различаться их мелодии и тональности, то всё равно это будет называться звоном джараса. Сказал Ибн Хаджар в «Фатх»(2/142): Сказал ан-Науауи : «Джумхур на том, что запрет на джарас указывает лишь на его нежелательность, и сказали некоторые из учёных: Указывает на запретность. И так же кто-то сказал, что запрещается до появления нужды в нём. И сказал Мухаммад ибн Ахмад аль-Гъранаты в «Аль-Кауанин аль-фикхыя» (1/294): И не дозволенно подвязывать на верховом животном верёвки слишком сильно и подвешивать на него колокольчики. Потому что на это существует запрет в хадисе. А это джаляджиль (колокольчики, бубенчики) крупного размера, исключая небольшие. Конец его слов. И я сказал: Поистине нет никакого основания для того, чтобы делать различия между звонками малого размера и большого. Как это придёт далее в опровержении некоторых современников Шама. В «Мусонниф» у Ибн аби Шейбы (32594): Рассказал нам Уаки` , который сказал: рассказал нам Джа`фар ибн Буркан от Язида ибн аль-Асыма, который сказал: `Аиша испытавала неприязнь к звуку джараса. И кароха (неприязнь или ненависть) у них указывает на запрет. Но Язид услышал это сообщение от Абу Хурайры, Маймуны и Ибн Аббаса, и не известно было ли это услышано от `Аишы. И подкрепляющим свидетельством этому асару является то, что привёл имам Ахмад в своём «Муснаде»(24859) и Абу Дауд в «Сунан»(3695), по пути Ибн Джурейджа, от Бунаны, вольноотпущенницы `Абдур-Рохмана ибн Хайана аль-Ансари, от `Аишы, матери правоверных. Бунана сказала: В то время когда я была рядом с ней, впустили служанку на которой были бубенчики или колокольчики, издающие звук, увидев это, `Аиша сказала: Не впускайте больше её ко мне, до тех пор, пока не будут срезаны её колокольчики. И Бунана спросила её об этом, на что она ответила: Я слышала как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не входят ангелы в дом, в котором джарас, и не сопровождают то общество, в котором джарас». И в этом хадисе тадлис ( фальсификация) Ибн Джурейджа, а также является неизветстной Бунана. Но имеется другой шахид (подкрепляющий хадис), а это предыдущий хадис, в котором содержится указание на ненавистное к этому отношение ‘Аишы, о котором сказал ан-Науауи: Иснад хадиса хороший вместе с тем, что в нём есть недостаток, как это известно, однако хадису: «Не входят ангелы в дом, в котором джарас…», существует подкрепляющий его хадис (шахид), со стороны матна (текста) хадиса. А это хадис, приведенный у «Муслима»: «Не сопровождают ангелы общество, в котором присутствует собака или джарас». И поднимается этим хадисом до степени хасан ли гъойрихи (хороший по причине подкрепления) иншаАллах. И хадису, в котором содержится ненавистное отношение к джарасу со стороны `Аишы ас-Сыддыка, да будет доволет Аллах ими обоими, имеется подкрепляющее свидетельство, а это то, что передает Ахмад в своём «Муснаде» (24032): Рассказал нам Ибн Джурейдж, который сказал, что ему сообщил `Абд аль-Карим, которому сообщил Муджахид, то что слуга `Аишы сообщил ему, что если она, да будет доволен ей Аллах, слышала звук джараса, исходящего от верхового животного, которое вели за поводья в то время, когда она находилась на нём, то она приказывала: Останови!! И верховое животное не двигалось с места до тех пор, пока этот звук не переставал быть слышным. А если она слышала этот звук позади себя, то приказывала: Быстрее увези меня, чтобы я не слышала его. И сказала: Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, за ним следует джинн». И иснад этого хадиса сахих. Это и есть подкрепляющее сообщение хадису, который передал Абу Дауд(369), по пути Ибн Джурейджа, которому сообщил `Амир ибн `АбдуЛлах, который сказал, что Али ибн Сахль ибн аз-Зубейр, сообщил ему, что их наложница пришла вместе с дочерью аз-Зубейра к `Умару ибн аль-Хаттабу, и на её ноге аджрас (мн. от джарас – т.е. колокольчики или бубенчики), и `Умар сорвал их, затем сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Поистине с каждым джарасом шайтан». И в иснаде этого хадиса `Умар ибн Хафс, о котором сказал аз-Захаби: Достойный доверия, и сказал Ибн Хаджар: Макбуль. То есть макбуль, в случае если имеются подобные сообщения, а если нет, то его хадисы слабые. И о том, что он достойный доверия, сказал Ибн Хиббан. И после того как я упомянул в этой главе хадисы, сообщения сподвижников и разногласия учёных в этом вопросе, становится ясно, что является более правильным запретность джараса, а запрет указывает на то, что он харам, а не действие, от которого желательно отстраняться. То есть он является мухаррам (запретным), по следующим причинам: Первая: Потому что он прогоняет ангелов, одинаково как из общества, в котором он присутствует, так и из дома, как это пришло в хадисе, который предал Муслим в своём «Сахих»: «Не сопровождают ангелы то общество, в котором присутствует собака или джарас». И если они не сопровождают даже общество, то как тогда кто-то может сказать: Заходят в дом, в котором он присутствует [Именно поэтому упомянутый ранее хадис `Аишы «Не входят ангелы в дом, в котором присутствует собака или джарас» подкрепляется этим хадисом Муслима]. И не дозволенно прогонять ангелов, по этой же причине запрещено развешивать в домах изображения живых существ, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, который привёл Бухари в своём «Сахих» от `Аишы, да будет доволен ею Аллах: «Поистине ангелы не заходят в дом, в котором присутствует собака или изображение». И так же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении джараса. Ибн Хазм сказал: Если демонстрируется изображение, то удаляются ангелы, а прогонять ангелов не дозволенно. И я говорю: Таким же образом не дозволенно их прогонять при помощи джараса, и никто не может сказать о нежелательности (макрух) или дозволенности (джауаз) приобретения предмета, являющегося причиной прогнания ангелов милости. И если прогнание верующих не по причине греха или другой шариатской причины является запретным, из-за причинения им неудобств и неприятностей, то каково тогда будет прогонять тех, которые не ослушаются Аллаха в том, что он им приказывает, и совершают всё, что он им велит?! Сказал шейх аль-ислям Ибн Таймия: Шариат пришёл с идентичными и схожими друг с другом вещами, и не сделал различия между двумя сходными вещами, и также не объединил между двумя различными вещами, и говорить о запрете прогонять ангелов джарасом, подобно тому, что говорить о запрете их прогнания суратом (изображением). И поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, изменился (прим.перев.- т.е. в лице) и остановился возле двери и не вошёл по причине того, что в нём находилось из изображений живых существ, потому что ангелы не входят в дом, в котором изображение. И таким же должно быть к этому отношение и владельца квартиры, в котором джарас. Польза: Сказал автор «`Аун аль-ма`буд»: И внешний смысл указывает на всеобщность, и входит туда джарас маленький и большой, и без разницы, он будет на ушах, ногах или шее животного, и без разницы, из меди он будет, железа, серебра или золота. («Книго о перстне»), хадис: «Поистине с каждым джарасом шайтан». (см. `Аун аль-ма`буд шарх сунан Аби Дауд». Вторая: Мазамир (дудки) шайтана, и мазамир множественное число от мизмар(дудка), сказал автор «Лисан аль-`араб»: Аль-мизмар (дудка) – это инструмент, при помощи которого играют свирели, сказал аль-Джухарий: аль-мизмар – это единственное число от мазамир, и мизмар и аз-замара – дудка, флейта. Всё то, на чём играют свирели. И если всё это так и есть, то дудки шайтана – это его инструменты, которые предназначены для забавы и для того, чтобы испортить сына Адама, и то, что является причиной для запрета, является также запретным. Сказал автор «аль-Миркат»: И приписал его к шайтану по причине того, что его звук не перестаёт отвлекать человека от поминания и размышления. И я сказал: И если цель шайтана заблуждение сына человеческого и его искушение, как сообщил об этом Всевышний в Коране: « Я непременно совращу их всех» [аль-Хиджр:39]. Тогда становится обязательным выведение из строя инструмента, при помощи которого он воюет с нами, и который помогает ему в победе над сыном Адама в сражении, как сказал Всевышний: «Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это – прямой путь. Он уже ввёл в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете?»[Йа Син:60-62]. И тот, кто помогает установить его инструменты, при помощи которых он заблуждает сынов Адама, подобно струнным музыкальным инструментам и дудкам, то нет у него разума. И если джарас и есть тот самый мизмар (дудка), о котором сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что он мизмар шайтана, то тогда нет другой пользы в упоминании Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, этого сообщения, кроме как для указания на его запретность. Из этого представляется, что любой инструмент, власть над которым Всевышний Аллах дал шайтану – искушение, которым испытывается сын Адама. И в использовании шайтаном этих инструментов не будет никакой другой цели, кроме как исполнение его обещания совратить сына Адама или отвлечь его от поминания Аллаха, который сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» [Лицемеры:9]. И основа в запрете, что он указывает на харам, как это установлено в науке «Основы фикха», и если вещь, которая в своей основе является дозволенной, запрещает Пророк, то как же тогда то, что является оружием шайтана, и его инструментом, а это джарас – дудка шайтана?! И не дозволенно помогать дудкам шайтана доходить до ушей мусульман. Также не дозволенно отвлекать их от того, ради чего они были сотворены из единобожия, поминания ар-Рохмана и ослушания шайтана. И если кто-то скажет: Но как тогда быть с некоторыми из современных звонков, используемых лишь в определённый момент, как, например, телефонный звонок или звонок в школе? Мы ответим, что шариат не разделил запрет на звонок в определённый момент, один раз или несколько, и мусульманин не знает – возможно, в эти моменты шайтан и набрасывается на свою добычу и находит себе небрежное сердце, и губит сына Адама. А дозволенно ли использовать для прослушивания музыки музыкальные инструменты или радио и ему подобные устройства в определённые моменты? И если ответ будет: Нет, как это и есть на самом деле, то тогда скажем, что шариат пришёл с подобными друг другу вещами. В третьих: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выразил порицание на то, что называется мазамир шайтана (дудки шайтана). Из этого следует, что для нас является обязательным запрещать то, что называется мазамир шайтана. Передаётся в «Сахих аль-Бухари» (949,987) от` Аишы, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девушки, певшие песню”. В другой версии хадиса сказано, что они играли на бубне. “Потом вошел Абу Бакр и резко спросил меня: “Свирель шайтана у Пророка?!” Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника». Доказательством в этом хадисе является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил правильность того, что Абу Бакр назвал совмещение между разрешёнными песнями и ударами в бубны дудкой шайтана. И не порицал его за это. А подтвердил, что в основе осуждение им того, что они делали было обоснованным, кроме как в праздничные дни. И причиной, по которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Абу Бакру оставить их порицание, были именно праздничные дни. И это указывает на то, что вещь, называемая дудкой шайтана, является порицаемой, и не является дозволенным ничего из этого даже в праздничные дни, кроме того, на что указывает довод, а это бубен. И запрещено использовать бубен кроме как в праздничные дни, и разрешено порицание этого, а порицать дозволено лишь запретные вещи. В четвёртых: Если владение собакой, живущей в доме, вместе с нахождением с ней в одном обществе является запретным, потому что это прогоняет ангелов, то таким же образом необходимо относиться и к джарасу, так как и собака, и джарас упомянуты в одном хадисе: «Не будут ангелы сопровождать то общество, в котором присутствует собака или джарас». Передал Муслим. И является обязательным, чтобы у этих двух вещей был один хукм. В пятых: Ненавистное отношение `Аишы к нему и другие обстоятельства являются доводом на то, что это ненавистное отношение, указывающее на запрет. И нет никого из сподвижников, кто бы противоречил этому, как это было указано выше. В шестых: Нет никакого довода, который бы склонял тех, кто считает, что джарас макрух, в пользу того, что он является нежелательным. В седьмых: За каждым джарасом следует джинн, как это уже упоминалось в хадисе `Аишы в «Муснаде имама Ахмада». Из внешнего смысла понимаем, что этот джинн – шайтан. И возможно, что этот идущий следом облегчает сердцу беспечное отношение и отвлечение его от поминания Аллаха, поэтому `Аиша приказывала ехать быстрее, чтобы не слышать его. И является обязательным запрещать всё то, что звенит, тем самым прекратить облегчать шайтану отвлечение сердец. Восьмое: По более правильному мнению, нет разницы между запретом на маленький или большой джарас, старинный или современный, есть ли в этом нужда или нет, приводится в действие при помощи электрического привода или при движении верхового животного. И до тех пор, пока в нём будет присутствовать звон, который исходит от удара язычка джараса с сосудом или колоколом из меди, железа, золота или серебра, он будет запретным. И заходит в джарас любой звонок, и нельзя делать разрешёнными звонки в школах, часах, детских играх, телефонах и многих других современных устройствах. И является обязательным сломать его, вывести его из строя, тем самым покончить с этим делом. Ведь, поистине, они являются дудками шайтана, как об этом сообщил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посланный от ар-Рохмана. Сказал автор «`Аун аль-ма`буд фи шарх Аби Дауд»: И явный смысл слов, запрещающих джарас, и объясняющих его запретность, указывает на всеобщность, и входят в неё большие и маленькие звонки, и всё равно, будут они в ухе, на ноге или шее животного, как всё равно, будут они изготовлены из меди, железа, серебра или золота. Я сказал: Нет причины для того, чтобы исключать школьные, телефонные и другие новоизобретённые в этом веке звонки, если описание их звука и свойств соответствует тем звонкам, которые были во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это уже было упомянуто в разделе «Качества запрещённого звонка», в котором были приведены слова хафиза Ибн Хаджара.
Автор: Махир ибн Зофир аль-Кохтани Перевод: Абу Амина Казани
Tags: Махир ибн Зофир аль-Кохтани, салаф-форум, хукм звонков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments