kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

علماء السنة

Наставления шейхов тем, кто увлекся критикой конкретных личностей

Спросили шейха аль-Альбани: «Каково ваше мнение в отношении такого правила: “Кто не считает кафиром кафира, тот сам кафир. Кто не считает мубтади’а (приверженца нововведений) мубтади’ом, тот сам мубтади’. Кто не с нами, тот против нас”?!»
Шейх ответил: “Откуда пришло это правило?! И кто тот, кто это установил?!
Не является условием, если кто-то сделал кому-то такфир и предоставил ему довод, чтобы все люди следовали за ним в его такфире! Ведь он может ошибаться, а другой ученый может считать, что нельзя этому человеку делать такфир. И точно также обвинение в нововведении (табди’) и нечестии (тафсикъ)! В действительности – это из фитны этого столетия, причиной которой является спешка некоторых молодых людей, претендующих на знание.

В действительности этот вопрос более широкий. Например, один ученый считает какую-то вещь обязательной, однако другой ученый считает иначе. И ученые разногласили как раньше, так и всегда, и не является обязательным для всех следовать иджтихаду кого-либо. Единственно, кто обязывает остальных следовать мнению кого-то, так это мукъаллид (слепой последователь) у которого нет никакого знания. Что же касается ученого, который скажем, сделал такфир или же обвинил в нечестии или нововведении кого-то, а кто-то не согласен с его мнением, то не становится обязательным никогда следовать за этим ученым в его мнении”.
Полностью прослушать эту запись можешь в “Сильсилятуль-худа уа-ннур” кассета № 778.

А также шейх аль-Альбани говорил: «Смотри же, брат… Я даю добрый совет тебе и молодым людям, которые, как нам представляется, отклонились от прямого пути — а Аллах знает обо всём лучше… Не теряйте время, критикуя друг друга, и не говорите: такой-то сказал то-то, а такой-то сказал то-то. Потому что, во-первых, к знанию это не имеет никакого отношения, а во-вторых, потому что это занятие порождает злобу и ненависть в сердцах.

Знание — вот что вам нужно. Именно знание даёт ответ на вопрос, справедливо ли порицают люди этого человека за то, что у него много ошибок, и имеем ли мы право назвать его приверженцем нововведений или совершающим нововведения… Зачем нам углубляться в это? Я не советую делать этого, потому что сегодня мы страдаем от разобщения, которое стало испытанием для последователей призыва Корана и Сунны или саляфитского призыва, как мы его называем. Это разобщение — а Аллах знает обо всём лучше — имеет главной причиной душу, побуждающую к дурному, и это вовсе не разногласия в некоторых вопросах фикха.

Это мой совет вам. Меня часто спрашивают: “Что вы думаете о таком-то?” И я понимаю, что спрашивающий либо ярый сторонник того, о ком спрашивает, либо наоборот, настроен против него. Бывает, что тот, о ком спрашивают, принадлежит к числу давно знакомых нам братьев, о которых говорят, что они отклонились от прямого пути. И мы говорим спрашивающему: “Что тебе до такого-то и такого-то? Следуй прямым путём, как повелел тебе Всевышний. Приобретай знания, и они впоследствии помогут тебе отличить праведного от неправедного и ошибающегося от поступающего правильно, и не затаивай злобу на брата своего просто потому, что он, не будем говорить "ошибся", а скажем немного отклонился от истины в одном или же в двух-трёх вопросах, или немногим более”»
Сл. «Сильсилят аль-Худа уан-Нур», кассета № 784, время 15:18.

Спросили шейха ‘Убайда аль-Джабри: «Тут в Британии сильно распространился аль-джарх уа-тта’диль, и некоторые требующие знания или же причисляющие себя к знанию, полагают, что они имеют право заниматься вопросами джарха».
Шейх ответил: “На самом деле в этом вопросе есть различение между опровержением слова и джархом сказавшего. Опровержение слов – это просторный вопрос, так как все, что противоречит Корану и Сунне опровергается сказавшему это и не принимается, кто бы он ни был! Однако джарх самого сказавшего ошибку, то в этом вопросе не спешите! Барака-Ллаху фикум! Клянусь Аллахом, я даю вам наставление, и мы желаем для вас блага так же, как желаем его для себя и наших детей! Мы желаем для вас объединения вашего слова и опасаемся для вас раскола. Возвращайте эти вопросы к обладающим знанием, возвращайте это к обладающим знанием! К тем, кому вы доверяете и считаете надежными! Ведь саляфит человек, забывает иногда, ошибается иногда, заблуждается иногда, гневается. Не забывай делать джарх слову, слову, которое противоречит Сунне. Если поступок противоречит Сунне, если слово является словами приверженцев нововведения, то нет проблем это опровергнуть, если ты в состоянии это сделать. Приведу пример: Если, например некий проповедник скажет, стоя на минбаре: «Аллах вознесся» (истауа), значит «Захватил» (истауля), то ты сможешь опровергнуть его и сказать, что это слова обессмысливающих (значения качеств и имен Аллаха), что это аш’аризм, нововведение и искажения понимания такого качества Аллаха, как вознесение. Однако, что касается суждения о сказавшем такое человеке, что он заблудший приверженец нововведении (мубтади’), то в этом не спешите! Сделайте наставление, разъясните, посоветуйтесь с обладающими знанием. Ведь может этот человек вернется от заблуждения. Ведь сколько людей, в отношении которых спешат с джархом, а они возвращаются от ошибки, говоря: «Клянусь Аллахом, я ошибался, и раз эти слова противоречат акъиде саляфов, то я отказываюсь от них!» Поэтому, да благословит вас Аллах, не спешите делать джарх людям!” Сл. “ат-Табсыр”.

Ответы на вопросы по данному поводу от шейха АбдульМухсина ибн аль-Аббада, которые ему задали на уроке, посвященному изучению книги «Сунан» Абу Дауда, вечером 26 сафара 1423 года по хиджре:

Вопрос: Если кто-то из шейхов назвал какого-то человека приверженцем нововведений, обязан ли простой искатель знаний принимать это обвинение как факт или же прежде он должен узнать все подробности, связанные с этим обвинением, поскольку иногда приверженцами нововведений называют и тех, кто следует Сунне?
Ответ: Подобные обвинения принимаются безоговорочно не от каждого шейха. Если это сказал такой шейх, как Ибн Баз или Ибн ‘Усаймин, тогда можно полагаться на их слова. Если же это слова менее известных и авторитетных ученых, то их нельзя принимать безоговорочно.

Вопрос: Принимаются ли слова надежного человека безоговорочно, без проверки их достоверности? Например, один шейх сказал, что такой-то человек ругал и поносил сподвижников. Обязан ли я принять слова шейха и строить своё отношение к обвиняемому на основании этих слов, или же я должен сначала удостовериться, что то, о чём говорил шейх, действительно имело место?
Ответ: В таких случаях необходимо удостовериться, даже если это сказал человек, обладающий знаниями. Кроме случая, когда он ссылается на книгу и сама книга доступна и люди могут обратиться к ней. А необоснованные обвинения не принимаются безоговорочно, особенно, если обвиняемый еще жив, то есть является нашим современником. Если же этот человек уже умер и он известен своими нововведениями, или является предводителем приверженцев нововведений, и это широко известно, то назвать его приверженцем нововведений — правильно и правомерно. В качестве примера можно привести Аль-Джахма ибн Сафвана. Если же говорить о людях, которые усердно служат религии, но иногда допускают ошибки, и их называют приверженцами нововведений по причине подобной ошибки, то подобное суждение является неправильным.

Вопрос: Если у ученого есть высказывание общего характера по какому-нибудь вопросу и это высказывание представляется ошибочным, но у него есть другое высказывание — детальное изложение этого же вопроса — и оно соответствует манхаджу праведных предшественников, должны ли мы понимать его высказывание общего характера, исходя из другого, детального высказывания?
Ответ: Да, мы должны понимать его высказывание общего характера, исходя из другого, детального высказывания. Если у нас есть два высказывания — одно ясное и не вызывающее сомнений, а второе — не столь ясное и вызывающее сомнения, мы должны принимать ясное и не вызывающее сомнений.

Вопрос: Уважаемый шейх, что вы можете сказать о том, кто спешит объявить приверженцем нововведений или грешником человека, который известен следованием манхаджу наших праведных предшественников и призывом к ней, а также своими благородными усилиями в призыве к религии Аллаха? Обвинитель говорит о том, кого обвиняет: «Это наихудший человек на земле» или: «Это самый опасный человек в мире». Потом, исходя из выдвинутого им обвинения, он начинает утверждать, что необходимо объявить бойкот каждому, кто не считает данного человека приверженцем нововведений. Он превращает разногласия, касающиеся личностей, в разногласия в манхадже. Следствием подобных действий становится раскол в рядах молодёжи и разжигание взаимной ненависти.
Ответ: Подобные суждения — явные и очевидные ошибки. Во всех вопросах нужно придерживаться умеренности и золотой середины и остерегаться последствий необдуманных слов. Посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто ручается мне за то, что у него между усами и бородой, и то, что у него между ног, тому я гарантирую Рай». (Имеется в виду язык и половые органы).
Посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, однажды сказал Муазу: «Разве люди будут брошены лицами в огонь за что-то, кроме своих языков?!» Каждый человек обязан беречься своего языка и не позволять ему говорить то, что принесет ему вред.
Спешащий назвать совершившего ошибку или проступок «самым скверным», «самым опасным» и так далее вредит самому себе, преувеличивая и говоря то, что не соответствует истине. Беспорядки, взаимные подозрения, прекращение общения вследствие подобных высказываний есть деяния Шайтана. Это козни, с помощью которых Шайтан желает привести человека к краю гибельной пропасти и навредить ему. Человек должен контролировать себя и следить за своим языком. Необдуманные слова могут обернуться страшной бедой и последствия их могут оказаться необратимыми. Поэтому нет для человека ничего лучше, чем беречь свой язык от всего, что может навредить ему.
И то, что некоторые братья из числа приверженцев Сунны увлекаются поношением и порицанием своих братьев, тратя на это силы и оставляя истинных врагов, которые распространяют нечестие на земле, также является кознями Шайтана, направленными против человека. Так он уводит человека от того, что он должен делать, и подталкивает к тому, чего он должен избегать.

Вопрос: Не могли бы вы разъяснить опасность огульного обвинения в неверии и грехах людей, известных своей правильной ‘акыдой, включая такие печальные последствия этих обвинений, как злоба, разрыв отношений между мусульманами и возникновение разногласий между ними?
Ответ: Каждый мусульманин обязан быть бдительным и осторожным в делах, касающихся религии и его самого, и не делать ничего из того, что может принести вред. Обязанность мусульман вообще, и приверженцев Сунны в частности, по отношению друг к другу — чистосердечие, искренность, благодеяние, взаимопомощь в благих делах и предостережение от дурного с целью помочь друг другу в возвращении на истинный путь. Среди них не должно быть людей, которые поддерживают такого-то против такого-то или того против этого. Поистине, предметом исканий человека должна быть истина, и он должен желать каждому человеку блага, а отклонившемуся от прямого пути — возвращения на этот путь.
Внимательно следить за разногласиями, которые возникают время от времени в рядах приверженцев Сунны, и стремление непременно узнать, кто, что и о ком сказал — занятие, недостойное искателя знаний. Искатель знаний должен посвящать всё своё время изучению религиозных наук, а не тому, что сказал такой-то о таком-то, потому что иначе возникает взаимная злоба, вражда, разрыв отношений и ненависть и начинается отдаление мусульман друг от друга.
Мусульмане обязаны проявлять чистосердечие, делать добро и желать блага друг другу, а также помогать друг другу в благочестии и богобоязненности.
Превращение приверженцев Сунны в разрозненные группы, порицающие друг друга, обвиняющие друг друга в приверженности нововведениям и разрывающие отношения друг с другом — зло, а не благо. И это очевидно…
Вместо этого порицаемого занятия они должны посвящать своё время полемике с врагами Сунны, которые распространяют нечестие на земле, и борьбе с ними.
Приверженцам Сунны, которые допускают ошибки, нужно давать добрые советы и дискутировать с ними наилучшим образом. Мы должны стараться приблизить к себе такого человека, а не отдалять его и не гнать прочь в негодовании. Мы должны придерживаться умеренности и золотой середины и избегать крайностей.
Если говорить о взаимных обвинениях в приверженности нововведениям и грехах и объявлении друг другу бойкотов, то это деяния и козни Шайтана. Как я уже говорил ранее, мы должны заниматься приобретением знаний, а не ловить каждое слово, которое приверженцы Сунны говорят друг о друге, поскольку это отвлекает от изучения религии и приводит к дурным последствиям, например, к разрыву отношений между мусульманами. Это неправильно. Если объявлять бойкот каждому, в чьих словах, действиях или книгах была замечена ошибка, то бойкота не избежит никто, потому что каждый человек ошибается и некоторые учёные, а точнее сказать, многие из них допускали те или иные ошибки. Однако после этого люди не оставили их и не перестали читать их труды. Напротив, они продолжили получать пользу от их знаний. Разумеется, ошибки нуждаются в исправлении, однако они не должны становиться причиной разделения мусульман на группы и партии, ибо это не что иное, как козни Шайтана, направленные против человека.

Tags: бидаат, джар уа та'диль, салаф-форум, такфир, учёные сунны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments