kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

فَلا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ

Развод хулаа
Вопрос :
Что значит хулаа и какова правильная процедура?
Если муж не желает разводиться с женой, может ли состояться развод?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Хулаа означает развод жены с возвращением денег; муж берет деньги и позволяет жене уходить. Это могут быть деньги из махра, который он дал ей, или больше этого или меньше.

За основу берется аят Коран Керим, в котором Всевышний Аллах говорит  :

الطَّلاقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ وَلا يَحِلُّ لَكُمْ أَنْ تَأْخُذُوا مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلا أَنْ يَخَافَا أَلا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَلا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلا تَعْتَدُوهَا وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ (٢٢٩)
«Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограниченияАллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограниченияАллаха, являются беззаконниками.» (2:229)

Доводом из сунны является то, что жена Сабит бин Гайс ибн Шаммаса (да будет Аллах доволен им) пришла к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует)и сказала: «О Посланник Аллаха, я не вижу недостатка в характере или религиозности Сабит ибн Гайса, но я не хочу совершать деяние куфра после принятия Ислама». Пророк (Да благословит его Аллах иприветствует) сказал ей: «Вернешь ли ты ему его сад?» Сад ей был подарен в качестве махра. Она сказала: «Да». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал Сабиту: «Возьми обратно свой сад и разведись с ней» (Бухари 5273).

Из этого случая, ученые сделали вывод, что если женщина не может в силу объективных причин оставаться с мужем, то судье следует попросить его развестись с ней посредством хулаа; судье следует приказать ему поступить так.
В отношении того как это делается: мужу следует взять обратно свои деньги или они должны прийти к согласию, затем он говорит ей: “ фарактуки” (я развожусь с тобой) или“ хулаатуки" (я позволяю тебе идти) или подобные слова.

 Талак (т.е. развод) – это право мужа, и совершается только им, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Талаг – это право того, кто заключает брак» т.е. мужа (Ибн Маджа 2081, оценен как хасан шейхом Албани в  Ирва аль-Джалиль, 2041).
Поэтому ученые сказали, что того, кого принудили дать развод и он был дан под давлением, то подобный развод недействителен.
 Мугни, 10/352.
Что касается случаев,  когда женщина получает развод посредством выдуманных людьми законов, то если причина относится к числу дозволенных, как например, если она не может оставаться с ним или  он не нравится ей по причине аморального поведения и совершения харама и т.д., то нет ничего неправильного в том, чтобы просить развода, то в этом случае ей следует разводится посредством хулаа, и вернуть махр, который он дал ей.

Но если она просит развода без причины, то это не позволительно и решение гражданского суда по разводу не имеет ни какой силы в Шариате. Женщина остается женой мужчины. И это создает еще одну проблему, когда в глазах выдуманного закона женщина остается замужней, и может выйти замуж по завершению идда, но фактически она все еще замужем и не разведена.

Шейха Мухаммада ибн Салих аль Усеймина (да помилует его Аллах) спросили о подобном случае, на что он ответил:
«И у нас проблема. Фактически она замужем за ним, что означает, что она неможет выйти замуж за кого-нибудь еще, но согласно решению суда она разведена, и по завершению идда (срока) она может выйти замуж снова. Я считаю, что единственным выходом из ситуации будет привлечение благих и богобоязненных людей к этому вопросу, для того чтобы уладить вопрос между мужем и женой. Или ей следует дать ему деньги, для того чтобы развод относился к разводу хулаа»
 Ликаа аль-баб аль Мафтух, шейх ибн Усеймин, no. 54; 3/174.

Tags: развод хулаа, шейх Мухаммад Ибн Салих Аль Усеймин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments