kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

صلاة

Мольбаее определение, решения о ней и совершаемые ошибки
Автор:
Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд
Прочитал и рецензировал: достопочтенный шейх Абдуль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз
Причины для принятия мольбы


Существует множество причин принятия мольбы. Мы уже говорили ранее об условиях принятия мольбы и манерах при ней.

Вот некоторые из причин принятия мольбы.

1. Искренность перед Всевышним Аллахом во время мольбы.

Это самая великая причина для принятия мольбы. Чем сильнее проявляется искренность, тем скорее будет мольба принята и последует ответ на неё. И нет большего доказательства на это, чем мольба пророка Аллаха Йунуса (мир ему), когда он был в животе у рыбы, а также мольба тех троих в пещере, на которую обришилась скала.

Ибн Укайль сказал: «Есть мнение, что мольба принимается быстро только у искреннего или угнетённого человека». Книга наук ибн Укайля аль-Ханьали 2/750.

Именно от искренности происходит принятие мольбы.

Так Всевышний Аллах сказал:


وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ

И взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. (7:29).

И тот, кто взывает с мольбой к Аллаху без искренности достоин заслуживает того, чтобы его мольба не была принята Аллахом, кроме как по Его особой милости, ведь Он – Обладатель великой милости.

2. Сила надежды и усердие в ожидании спасения.

Каждый раз, когда усиливается надежда и нужда, когда души пребывают в ожидании ответа на мольбу и доходят до исступления в ожидании спасения, тогда и приходит избавление и облегчение, расходятся тучи и рассеиваются печали. Ведь поистине с трудностью легкость, а бедой и избавление.

Именно поэтому пророк Аллаха Йакуб (мир ему), когда его сыновья сделали с их братом Йусуфом (мир ему) то, что сделали, он сказал:


بَلْ سَوَّلَتْ لَكُمْ أَنْفُسُكُمْ أَمْرًا فَصَبْرٌ جَمِيلٌ وَاللَّهُ الْمُسْتَعَانُ عَلَى مَا تَصِفُونَ

"Да, украсили вам ваши души дело, но - терпение прекрасное... У Аллаха надо искать помощи в том, что вы расписываете". (12:18).

И когда он потерял Биньямина – брата Йусуфа, а также своего старшего сына, который сказал:

فَلَنْ أَبْرَحَ الْأَرْضَ حَتَّى يَأْذَنَ لِي أَبِي أَوْ يَحْكُمَ اللَّهُ لِي وَهُوَ خَيْرُ الْحَاكِمِينَ

Не покину я эту землю, пока не позволит мне отец или не разрешит для меня Аллах. Он - лучший из решающих. (12:80).

Он сказал:

بَلْ سَوَّلَتْ لَكُمْ أَنْفُسُكُمْ أَمْرًا فَصَبْرٌ جَمِيلٌ عَسَى اللَّهُ أَنْ يَأْتِيَنِي بِهِمْ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ

"Да, ваши души разукрасили вам дело. Но - терпение прекрасно, - может быть, - Аллах соберет мне их всех. Поистине, Он - ведающий, мудрый!". (12:83).

Когда его горе усилилось, а потеря его стала невыносимой, его стали порицать за поминания Йусуфа (мир ему) и потребовали, чтобы он забыл о нём.

Он же сказал:

إِنَّمَا أَشْكُو بَثِّي وَحُزْنِي إِلَى اللَّهِ وَأَعْلَمُ مِنَ اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ

"Я жалуюсь на свою скорбь и печаль Аллаху, ведь я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете!». (12:86).


И каковым был результат? Аллах ответил на зов Своего раба, и оправдал его надежды. Он ускорил избавление от его печали и наполнил радостью его сердце тем, что собрал вместе всех его любимцев. Это при жизни, а после смерти его ожидает ещё большая радость.

Шейх Абдур-Рахман ибн ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) сказал при комментарии к этой истории: «Это доказательство того, что избранники божьи, когда их постигают бедствия и невзгоды, встречают их с терпением и прошением помощи у Аллаха. Когда же терпение иссякает, а бедствие усиливается, они ещё больше усиливают свои надежды на избавление, и тогда Аллах даёт им совершить поклонение Ему в обоих ситуациях (во время и после бедствия). Когда же Он избавляет их от бедствия, они восхваляют и благодарят Аллаха за то, что познали Его более утончённо». «Пользы, ивлечённые из истирии Йусуфа» ибн ас-Саади 1/143. 5- сборник ас-Саади.

3. Покаяние и возвращение нарушенных людских прав.

Всевышний Аллах сказал:


فَقُلْتُ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًا يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُمْ مِدْرَارًا وَيُمْدِدْكُمْ بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَيَجْعَلْ لَكُمْ جَنَّاتٍ وَيَجْعَلْ لَكُمْ أَنْهَارًا

И говорил: "Просите прощения у Господа вашего, Он - прощающ, Он пошлет на вас небо дождем, и поддержит вас имуществом и детьми, и устроит для вас сады, и устроит для вас реки. (71:10-12).

Когда Суфьяну сказали: «Воззови к Аллаху с мольбой», он ответил: «Оставление грехов является мольбой». «Джами аль-Улюм уаль-Хикам» 1/276.

4. Избавление от небрежности.

Т.е. мольба должна происходить с присутствием сердца и его смирением, и с пониманием смысла мольбы. Это также является одной из великих причин принятия мольбы.

Яхья ибн Муаз сказал: «Если Аллах собрал (внимание) сердца (раба) в мольбе, то эта мольба не будет отвергнута».

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) добавил к этому: «Если сердце сконцентрировано на этой мольбе, и мольба соответствует нужде и необходимости человека, то эта мольба не будет отвергнута». «Аль-Фаваид» ибн аль-Кайим стр. 73.

5. Использование удобных случаев.

Т.е. нужно использовать времена принятия мольбы, а также ситуации и места, в которых мольба принимается.

6. Множество праведных деяний.

Ведь праведные деяния являются великой причиной для возвышения мольбы и её принятия.
Мольба – это благое слово, а благое слово восходит к Аллаху, но нужно праведное дело, которое подняло бы мольбу.

Всевышний Аллах сказал:

إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ

К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние. (35:10).

Так, например, в истории с обитателями пещеры их дела ходатайствовали за них и были причиной принятия их молебен.

Сказал Вахб ибн Мунаббих (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поистине тот, кто возносит мольбу без праведного дела, подобен тому, кто кидает без камня».

Он также говорил: «Праведное дело доводит мольбу». А затем он трижды прочитал слово Аллаха:


إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ

К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние. (35:10).
Передал ибн аль-Бубарак в «аз-Зухд» (322).

7. Приближение к Аллаху посредством добровольных молитв после выполнения обязательных молитв.

Это также является одной из великих причин принятия мольбы. На это указывает хадис, в котором пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Господа: «И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного [навафиль], пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его". Аль-Бухари (6502), аль-Байхаки в «аз-Зухд» (690).

8. Понуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого.

Это также является одной из великих причин принятия мольбы, т.к. само по себе это является наивеличайшим праведным делом. А оставление этого дела приводит к тому, что Аллах не принимает мольбу.

Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!". Ат-Тирмизи (2169), аль-Багави (4514).

В другой версии хадиса от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах даст власть наихудшим из вас над наилучшими из вас, и они не найдёт ответа на мольбу». Аль-Баззар, (2207).

9. Благодеяние родителям.

В истории с обитателями пещеры один из них был праведным со своими родителями. И за это Аллах ответил на его мольбу.

Это некоторые из причин для принятия мольбы. Одним словом, следует соблюдать все условия и манеры мольбы, избегать того, что противоречит принятию мольбы, и тогда по воле Аллаха, ответ на мольбу гарантирован.

Обратное будет считаться причинами непринятия мольбы.

Так, например, поспешность с выводами о принятии мольбы, поедание запретной пищи, крайность в мольбе, оставление понуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, множество грехов – все эти действия препятствуют принятию мольбы.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мольбы и обращения к Аллаху можно сравнить с оружием. Эффективность оружия зависит не только от его остроты, но и от умения владельца. Когда же оружие совершенно от недостатков, его обладатель силён, а препятствия устранены, тогда будет отражён противник. Если же одно из этих трёх условий будет утеряно, эффективность его уменьшится.
Если его душа неправедна, или сердце взывающего с мольбой не соответствует его языку, или случилось какое-нибудь препятствие для ответа на мольбу, тогда эффекта не будет
». «Исцеление хворого» ибн аль-Кайим стр. 360-412, 440-460.


Вопрос о принятии и непринятии мольбы

Следует также знать, что принятие мольбы в основе своей указывает на богобоязненность человека и его праведность. Но иной раз это не является доказательством на праведность человека, более того, принятие мольбы иной раз является средством заблуждения человека по какой-то мудрости Аллаха.

Так, например, Всевышний Аллах сказал:


أَفَرَأَيْتَ الَّذِي كَفَرَ بِآيَاتِنَا وَقَالَ لَأُوتَيَنَّ مَالًا وَوَلَدًا أَطَّلَعَ الْغَيْبَ أَمِ اتَّخَذَ عِنْدَ الرَّحْمَنِ عَهْدًا كَلَّا سَنَكْتُبُ مَا يَقُولُ وَنَمُدُّ لَهُ مِنَ الْعَذَابِ مَدًّا وَنَرِثُهُ مَا يَقُولُ وَيَأْتِينَا فَرْدًا

Видел ли ты того, кто не уверовал в Наши знамения и сказал: «Я непременно буду одарен богатством и детьми?» Разве он знал сокровенное или заключил завет с Милостивым? Нет! Мы запишем его слова и увеличим его мучения. Мы унаследуем от него то, о чем он говорил, и он явится к Нам в одиночестве. (19:77-80).

Ранее Аллах принял мольбу шайтана, о словах которого Аллах поведал нам:

قَالَ رَبِّ فَأَنْظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنْظَرِينَ إِلَى يَوْمِ الْوَقْتِ الْمَعْلُومِ

Он сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». Он сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка до дня, срок которого определен». (15:36-38).

И то, что Аллах ответил на мольбу Иблиса и дал ему отсрочку до Судного дня, не означает, что Он почтил Иблиса, наоборот Он унизил его, дабы тот преумножил свои грехи, и преумножились его мучения и несчастия затем. Более того, Аллах сделал его причиной для различия хорошего от мерзкого. И т.к. творения будут продолжать существовать до Судного дня, он также будет существовать до Судного дня, пока существуют люди. Аллах знает лучше.

Также отсутствие ответа на мольбу не всегда указывает на испорченность возносящего мольбу.

Так, например, Аллах не ответил на некоторые просьбы пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я попросил моего Господа о трёх вещах. Он дал мне две из них, и отказал в одном. Я попросил Господа моего, дабы Он не погубил мою Умму голодом, и Он дал мне это. Я попросил у Него, чтобы Он не погубил мою Умму потопом, и Он дал мне это. И я попросил у Него, чтобы Он не делал войн между ними, но Он отказал мне в этом». Муслим, (2890).

И то, что Аллах отказал Своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в третьей просьбе, не означает, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не имеет никакой степени перед своим Господом, и то, что его мольбы не принимаются.

Наоборот, он – господин всех людей, и его мольбы принимаемые. Однако Аллах не принял эту мольбу у пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из-за великих мудростей, одной из которых является то, чтобы пророк знал, что он всего лишь человек, и всё в руках Аллаха.
В Его руках добро и зло, Он дарует и отказывает.

Другой мудростью является то, что эта Умма совершает грехи, и Аллах Всевышний сказал об этом:


لَيْسَ بِأَمَانِيِّكُمْ وَلَا أَمَانِيِّ أَهْلِ الْكِتَابِ مَنْ يَعْمَلْ سُوءًا يُجْزَ بِهِ وَلَا يَجِدْ لَهُ مِنْ دُونِ اللَّهِ وَلِيًّا وَلَا نَصِيرًا

Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника. (4:123).

Т.е. как только Умма погружается в грехи, она получает наказание, дабы она снова вернулась к благоразумию и обратилась к Господу, тогда тут же её дела идут на поправку, и она снова обретает счастье и успех.

Это милость Аллаха по отношению к этой Умме, таким образом, Он воспитывает её. Милость Аллаха ещё в том, что Он не наказывает её полным уничтожением, как это случилось с прежними общинами, такими, как Ад или Самуд.

Немного позже нам станут, ясны некоторые мудрости в запоздании с ответом мольбы или полного отсутствия такового. Об этом мы поговорим в следующем разделе.

Tags: Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд, молитва, салаф-форум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments