kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

صلاة

Мольбаее определение, решения о ней и совершаемые ошибки
Автор:
Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд Прочитал и рецензировал: достопочтенный шейх Абдуль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз
Ошибки в мольбе
При мольбе люди совершают множество ошибок, которые можно отнести к разделу переступания дозволенных пределов в мольбе. «Любая просьба, которая противоречит мудрости Аллаха или содержит несоответствия с Его законом и повелениями, или противоречия тому, что Он сообщил – всё это является переступанием дозволенных пределов, которое не любит Аллах и не любит сам просящий». Далее мы приведём некоторые примеры появления излишества в мольбе: 1. Если мольба содержит в себе некоторые виды тавассуля с элементами ширка. Например, просить кого-то помимо Аллаха, будь то человек, камень, джинн и т.п. Это самый омерзительный вид перехода дозволенных пределов в мольбе. Ведь мольба является поклонением, а посвящение его кому-то помимо Аллаха является ширком. Ширк это самый великий грех перед Аллахом.
2. Если мольба содержит в себе некоторые виды нововведённого тавассуля. Избрание посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в силу его высокого положения средством приближения к Аллаху, например, в словах: «О Господь, ради авторитета Мухаммеда, исцели меня», является бид'а (нововведением). Сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) этого не делали, а Омар просил помолиться за себя Аль-Аббаса, не обращаясь к посредничеству в своей молитве к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти. Использование такого средства может привести к греху язычества, если человек будет убежден, что Аллаху нужен посредник из людей, как какому-нибудь эмиру или правителю. Это будет означать уподобление Творца Его творению. Абу Ханифа сказал: «Ненавистно мне взывать к Аллаху через кого-то, кроме Аллаха». (Об этом упомянул автор «Ад-Дурр аль-Мухтар»). 3. Желание смерти и просьба у Аллаха об этом. Некоторые люди, когда на них сыплются бедствия и усиливаются их несчастья, начинают желать смерти и просить у Аллаха, дабы Он умертвил их. Это неправильно. Сообщается, что Кайс бин Абу Хазим сказал: "(Однажды) мы зашли навестить (заболевшего) Хаббаба бин аль-Аратта, да будет доволен им Аллах. Ему сделали прижигания тела в семи местах, и он сказал: «У тех наших товарищей, которые ушли раньше нас, мир этот (не смог отнять ничего, что же касается нас), то, поистине, досталось нам (такое) богатство, что мы не можем найти для него никакого (иного) места, кроме земли! Если бы Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не запретил нам желать смерти, то, поистине, я пожелал бы её!". Аль-Бухари (6350), Муслим (2681). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, а если уж это станет для него неизбежным, пусть скажет:
«О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше!».
 Аль-Бухари (6351), Муслим (2680). Шейх Абдур-Рахман ибн Саади (да смилуется над ним Аллах) при комментарии этого хадиса сказал: «Таким образом, запрещается желать себе смерти из-за неприятностей, которые могут постичь раба Аллаха, будь то болезнь, бедность, страх, губительное бедствие или иные подобные вещи, поскольку желание смерти в таких случаях приводит к пагубным последствиям. К числу их относится то, что это позволяет человеку выражать своё недовольство и раздражение в связи с тем, что его постигает, тогда как ему велено проявлять терпение и вести себя подобающим образом, с чем несовместимо желание смерти. И к числу этих пагубных последствий относится то, что это ослабляет душу, приводит к нерадению и ввергает человека в отчаяние. От раба Аллаха требуется оказывать сопротивление подобным вещам, по мере своих возможностей стремиться к их ослаблению и обладать достаточной силой сердца и силой желания устранить то, что его постигло. Всё вышеупомянутое приводит к двум вещам: оказанию милости Аллаха человеку, поступающему так, как было ему велено, и формированию полезной устремлённости, порождаемой силой сердца и той надеждой, которую оно питает. И к числу этих пагубных последствий относится то, что желание смерти является проявлением невежества и глупости, так как человек не знает, что произойдёт с ним после смерти, ведь может получится и так, что он попадёт из огня да в полымя и окажется в худшем положении, связанном с возможными мучениями и ужасами могилы. И к числу этих пагубных последствий относится то, что смерть прекращает благие дела раба Аллаха, которыми он занимался при жизни, так как же он может желать прекращения того, малейшая часть чего лучше мира этого и всего того, что в нём есть?! Всё вышеупомянутое носит общий характер, но в особой мере относится к терпеливому перенесению постигающих человека неприятностей, ибо Аллах сполна и без счёта вознаградит терпеливых. Вот почему в конце этого хадиса пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «...а если уж это станет для (человека) неизбежным, пусть скажет: "О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если смерть будет для меня лучше!"» Таким образом, раб Аллаха должен вручить себя своему Господу, Который знает, в чём состоит благо Его раба и что пойдёт ему на пользу. Ему известно о том, что пойдёт на пользу Его рабу и о чём не знает сам раб, и Он желает ему того блага, которого не желает и сам раб, и Он проявляет к нему доброту как в дни испытаний, так и в благоденствии. В другом хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: "О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь", но проявляет решительность в просьбах, ибо, поистине, никто не в силах принудить (Аллаха к чему бы то ни было!». Малик, Абд ар-Раззак, Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Наса'и, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Разница между этим и рассматриваемым нами хадисом состоит в том, что тот хадис, где всё связывается со знанием и волей Аллаха, касается лишь определённых вещей, о последствиях и полезности которых рабу Аллаха ничего не известно. Что же касается содержания другого хадиса, то оно касается того, что заведомо является не только полезным, но и необходимым для каждого раба Аллаха, так как речь идёт о прощении Аллаха, Его милости и тому подобных вещах. И поэтому каждому следует просить об этом своего Господа уверенно и не связывать это ни с волей Аллаха, ни с прочими вещами, ведь ему велено стремиться и к этому, и ко всему тому, что может к этому привести. Это подобно различию между совершением обязательных и таких желательных действий, относительно которых имеются определённые веления. Иначе говоря, существуют такие вещи, которые раб Аллаха совершает в силу велений, указывающих на обязательность или желательность данного действия, что же касается таких дел, об истинной сути и пользе которых рабу Аллаха ничего не известно, то ему следует подождать, пока суть дела не выяснится». «Радость сердец благочестивых» ас-Саади стр. 251-252. комментарий к хадису 77. 4. Мольба об ускорении наказания. Например, когда человек говорит: «О, Аллах, ускорь моё наказание в этой жизни, дабы я вошёл в рай в судный день и спасся от наказания ада!». Это неправильно, человеку следует или даже необходимо просить благоденствия в обоих жизнях. Имам Ахмад передаёт от Анаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как-то посещал больного мусульманина, который от слабости стал похож на цыплёнка. Посланник Аллаха спросил у него: «Взываешь ли ты с какой-нибудь мольбой к Аллаху, или просишь у Него чего-либо?». Тот ответил: «Да, я говорил: «О, Аллах, если Ты решил наказывать меня в последней жизни, то дай все эти наказания мне при жизни». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пречист Аллах. Ты же не сможешь это (вытерпеть), неужели ты не мог сказать: «О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня?». Тогда это человек воззвал с этой мольбой к Аллаху и исцелился. Сахих Муслим, 2688. 5. Мольба о свершении невозможного или недопустимого разумом, обычаем или шариатом. Например, когда человек просит у Аллаха вечной жизни в этом мире, или чтобы ему было даровано пророчество, или чтобы Аллах не провёл людей через мост Сират в Судный день, или чтобы Аллах не оживлял мертвых. Или попросить у Аллаха увидеть Его уже при жизни, или просить у Него, чтобы Он избавил человека от необходимости в еде, в питье и в страсти, или просить ребёнка без участия жены или невольниц. Или попросить урожая без посева, или чтобы ему была дарована гора золота, или чтобы находиться сразу в двух местах одновременно и т.д. 6. Мольба о том, что уже свершилось: это подобно вышесказанному. Например, просить у Аллаха не погубить эту Умму единовременно и не дать власть над ней её врагам, кроме как из числа них самих же, дабы они не могли надругаться над её святынями. Об этом просил пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своей мольбе, и его мольба была принята. Сахих Муслим, (2889). К этому же можно отнести то, что человек просит не впускать неверных в рай, если они умерли на неверии, или, чтобы они вошли в ад и оставались там вечно. Или просить, чтобы верующие не оставались в аду навечно, мольбу такого рода можно отнести к просьбе того, что уже сбылось и просить об этом повторно уже не нужно. 7. Просить в мольбе о том, что не случится по шариатскому определению. Например просить о том, чтобы мусульманин не вошёл в рай, или просить о том, что неверный, умерший на неверии вошёл в рай. 8. Мольба против семьи, имущества и самого себя. Доказательство на это мы уже приводили. 9. Мольба о грехе. Например, просить у Аллаха стать алкоголиком, или умереть неверным, или чтобы Аллах испытал человека прелюбодеянием, или чтобы Аллах облегчил грехи. 10. Мольба о разрыве родственных уз. Например, просить у Аллаха: «О, Аллах, разлучи того-то с его матерью, родственниками и женой». Или сказать: «О, Аллах разорви единство мусульман и дай им разногласия». 11. Мольба о распространении грехов. Как например, говорят в своих мольбах рафидиты (шииты) и просят о распространении грехов и порчи на земле, дабы вышел Махди и наполнил мир справедливостью так же, как он был переполнен несправедливостью и грехами. 12. Ограничение милости Аллаха. Например, говорить: «О, Аллах пошли дождь только на нашу страну» или: «О, Аллах, исцели лишь меня, даруй удачу и удел лишь мне и т.п.». 13. Мольба имама лишь за себя в присутствии его паствы, когда они вторят ему и говорят «амин». Например, когда имам говорит: «О, Аллах, дай мне руководство, помилуй меня и прости мне». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе от Саубана сказал: «Да не будет имамом тот, кто возводит мольбу только за себя в их присутствии. И если он делает так, то он предал их». Ахмад 5/250, Абу Дауд (90), ат-Тирмизи (357). Здесь подразумевается мольба, за которой люди произносят слова «Амин», например мольба кунут или мольба на проповеди в пятницу. Что касается мольбы в земном поклоне или в конце молитвы, то ничего страшного в том, что имам просит лишь за себя. Так в хадисах приводится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил в земном поклоне:
«О Аллах, прости мне все мои грехи, малые и большие, первые и последние, явные и тайные!».
 . Из комментариев достопочтенного шейха Абдуль-Азиза ибн База к этой книге. 14. Несоблюдение культуры мольбы. Т.е. говорить в мольбе то, что не подобает и противоречит культуре отношения с Аллахом. Например, говорить: «О, Создатель змей, скорпионов, ослов и т.п.". Аль-Хаттаби сказал: «Не подобает говорить: «О, Господь собак, о, Господь обезьян, свиней и земных насекомых и т.п. низших творений», не смотря на то, что Аллах является создателем всех творений, а его мощь распространяется на всех них». «Дело мольбы» стр. 153. Поэтому при мольбе человеку следует соблюдать манеры наилучшим образом, насколько это возможно, а также избегать то, что можно считать плохими манерами. Ведь его положение перед Аллахом – положение униженного и смиренного, поэтому подобает вести себя наилучшим образом. Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал также: «Если некий слуга придёт к одному из мирских царей и станет просить его о некой нужде или помощи, он станет выбирать наилучшие слова для обращения к нему, и будет разъяснять ему наилучшим образом. Если он не будет поступать таким способом, то вероятнее всего, его просьбу не рассмотрят и даже не выслушают до конца, и тем более, он не получит того, что просил. А что вы думаете по поводу Господа Величия, перед которым раб стоит униженным и смиренным и старается изо всех сил объяснить Ему свою нужду? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своё время демонстрировал своё бессилие и нужду только в Нём одном. Он говорил в мольбе:
"И я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере".
Да восславится Тот, кто сделал бессилие в благодарности Ему - благодарностью Ему». «Дело мольбы» стр. 15-16. 15. Мольба в качестве опыта и испытания Аллаха. Например, говорить: «Я попробую, воззову с мольбой, ответит мне Аллах или нет?». 16. Когда желание просящего с мольбой неверно. Например, это когда человек просит: «О, Аллах, даруй мне богатство, дабы я мог гордиться им среди людей и совершал посредством их дурные поступки». Или просить у Аллаха богатства и власти, дабы воевать против друзей Аллаха и властвовать над ними. 17. Когда человек не рассчитывает на свою мольбу. Например, часто можно видеть как некоторые люди не просят с мольбой у Аллаха, ибо якобы они грешники. Они постоянно просят помолиться за них у учёных, набожных и праведников. На самом деле просить помолиться у другого человека разрешено в шариате, но есть некоторые моменты: а) Это форма прошения. б) Это ведёт к оставлению мольбы и упование на других. в) В основе человек должен просить с мольбой сам. Это может привести к самоуверенности того, у кого просят помолиться за них. Он может начать думать, что он приближённый к Аллаху, и что он достоин того, чтобы его мольба была принята, и тем самым этот человек обрекает себя на погибель. Поэтому человеку не следует просить у других возвести за него мольбу и уповать на других с доводом, что он грешник, и что он не достоин того, чтобы его мольба была принята. Наоборот человеку следует обращаться с мольбой многократно и улучшить свои предположения об Аллахе, ведь он обращается к Наищедрейшему и Милостивому. Какие бы грехи не были за спиной у человека, милость Аллаха способна вместить их. И если Аллах принимает мольбу даже многобожников, то Он тем более примет мольбу верующих, несмотря на их недостатки. «Пособие для больного» доктор Абдулла аль-Джаисин стр.99. Поэтому когда однажды к Малику ибн Динару подошёл человек и попросил: «Я прошу тебя ради Аллаха, чтобы ты вознёс мольбу за меня, дабы я утеснённый!», тот ответил ему: «Вот ты и воззови с мольбой, ведь Он отвечает на мольбу утеснённого, когда тот взывает к Нему». «Аль-Джами лиАхкам аль-Куран» аль-Куртуби 13/223. Сообщают, что Убайдулла ибн Абу Салих сказал: «Однажды Таус пришёл навестить меня во время болезни, и сказал ему: «Помолись за меня Аллаху, о, Абу Абдур-Рахман». Тот ответил мне: «Помолись сам за себя, ведь Он отвечает на мольбу утеснённого, когда тот взывает к Нему». Тафсир ибн Касир, 3/357. 18. Множество грамматических ошибок. Особенно если от этого страдает смысл или это происходит от небрежности. Это особенно некрасиво, когда так поступает имам, за которым стоит его паства и вторит ему словами «Амин». Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах): «Грамматика одна из тех вещей, которым следует придавать особое значение во время мольбы, ведь это основа речи, при соблюдении которой сохраняется смысл, или наоборот теряется при несоблюдении. Иной раз грамматические ошибки могут привести к неверию по смыслу, и если говорящий имеет такие же убеждения, он становится неверным. Так, например, если прочитать слова Аллаха:
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. (1:5).
и при чтении слова إِيَّاكَ (Тебе), оставить ّ (ташдид), то смысл получится: "Мы поклоняемся Твоему солнцу" – что само по себе является неверием». «Дело мольбы», стр. 19. Смысл в том, что грамматика необходима при мольбе. Но если человек не знает грамматику, то Аллах не возлагает на душу непосильной ноши. 19. Небрежность при выборе подходящего имени или атрибута Аллаха при мольбе. Иной раз можно увидеть небрежность некоторых просящих с мольбой в этом вопросе. Так, некоторые люди говорят: «О, Жестокий в наказании, помилуй меня» или: «О, Милостивейший из милостивых, покарай неверных» и т.п. 20. Отчаяние и отсутствие убеждённости в принятии мольбы. Так, например, некоторые люди, если их постигает болезнь или беда, они начинают думать, что никогда не исцелятся и не избавятся от невзгод. Иной раз это приводит к тому, что человек оставляет мольбу из-за отчаяния и слабости убеждённости в том, что Аллах может изменить ситуацию. Возможно, шайтан внушил ему, что в мольбе уже нет надобности в такой ситуации, как например, при раковом заболевании (да упасёт нас Аллах). Ситуация начинает одолевать его и даже его родственников и близких. Они оставляют мольбу за исцеление от этой болезни, а доводом они приводят то, что положение тяжёлое, и болезнь обычно заканчивается смертью, поэтому нет пользы в мольбе от этой болезни. Но это лишь их предположения! На самом деле это ошибка в мольбе, и невежество об Аллахе, которое не подобает Его величию и власти. Да пречист Аллах от всех недостатков! Разве они не знают, что Аллах над каждой вещью мощен? И то, что все дела в Его руках? Разве они не знают, что стоит Ему лишь сказать: «Будь» и это свершится? И разве они не знают, что Тот, кто послал беду, может избавить от неё? Более того, разве они не знают, что мольба сама по себе является величайшим поклонением, и что ожидание спасения от Аллаха одно из наилучших поклонений? И то, что нужда в Аллахе и поиск прибежища у Него является вершиной успеха и величия? Разве они не знают, что Аллах, возможно, исцелит его или облегчит его страдания? Или дарует по причине великого достоинства мольбы – стойкость и спокойствие, а также довольство своим положением? Тоже самое относится к тем, кого Аллах испытал бесплодием или поздним зачатием. Некоторые из них также перестают просить у Аллаха праведное потомство в мольбе с тем доводом, что это дело уже предопределено и предначертано, и поэтому нет пользы в мольбе при таких обстоятельствах! Такие слова не должны исходить от мусульманина. Ведь Аллах – Тот, кто предопределил бесплодие, и Он же мощен, одарить человека детьми. Предопределение принадлежит Ему, а вселенная – Его владения. Как же ты можешь отчаиваться, о, мусульманин, в милости Аллаха? Вот слова Закарии (мир ему), когда он воззвал с мольбой:
رَبِّ هَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاءِ
Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе. (3:38).
Всевышний Аллах ответил на его зов:
فَنَادَتْهُ الْمَلَائِكَةُ وَهُوَ قَائِمٌ يُصَلِّي فِي الْمِحْرَابِ أَنَّ اللَّهَ يُبَشِّرُكَ بِيَحْيَى مُصَدِّقًا بِكَلِمَةٍ مِنَ اللَّهِ وَسَيِّدًا وَحَصُورًا وَنَبِيًّا مِنَ الصَّالِحِينَ
Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников». (3:39).
И это несмотря на то, что Закария уже достиг очень преклонного возраста, а его жена была бесплодной. Иной раз приходится видеть, как некоторые родители от отчаяния в исправлении своих собственных детей перестают совершать мольбу, когда видят в них непослушание и заблуждение. Так можно услышать, как родитель говорит: «Я отчаялся в исправлении моего сына и по этой причине оставил мольбу за него». Пречист Аллах от всякого недостатка! Неужели ты отчаялся в милости Аллаха и ограничил её? Разве ты не знаешь, что мольба родителя за своего ребёнка принимается, и что праведная мольба обязательно постигнет его даже через некоторое время? Возможно, это свершится при твоей жизни, а возможно после твоей смерти, и ты обретёшь счастье от его праведных молебен за тебя. А потом, что может быть вредного от мольбы для тебя? Ведь ребёнок является твоим ребёнком. Как говорят арабы: "Нос – твой нос, даже если иногда он мучает тебя насморком, а дерево – твоё дерево, даже если листья его слишком густы". Тоже самое можно сказать о некоторых мусульманах, когда они наблюдают разногласия среди мусульман, их отсталость и разрозненность, и постигает некое отчаяние в том, что Аллах когда-нибудь исправит положение мусульман. Такие люди опускают голову, потеряв надежду на исправление Уммы, и считают, что мольба уже не поможет. Всё это неправильно и противоречит доверию к Аллаху и вере в Его обещания, которые Он никогда не нарушает. 21. Когда взывающий с мольбой человек перечисляет подробности, в которых нет надобности. Например, некоторые люди говорят: «О, Аллах, прости нашим отцам и матерям, нашим дедам и бабушкам, нашим тёткам и дядькам со стороны матери и со стороны отца…» и начинают перечислять всех своих родственников, а потом переходят на соседей и приятелей так, что очень много времени уходит только на эти подробности. Хотя можно было просто сказать: «О, Аллах, прости нам и нашим братьям, любимцам и родственникам» или: «О, Аллах, прости всем мусульманам и мусульманкам», ведь милость Аллаха широка. Если же человек не сильно углубляется в подобные подробности, то в этом нет ничего плохого, т.к. есть примеры из сунны на это.
Tags: Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд, молитва, салаф-форум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments