kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

صلاة

Мольбаее определение, решения о ней
и совершаемые ошибки
Автор:
Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд
Прочитал и рецензировал:
достопочтенный шейх
Абдуль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз

Манеры мольбы

Также как у мольбы есть условия, у неё ещё есть и манеры, которые желательно выполнять для того, чтобы мольба была совершенной.

Вот некоторые из этих манер.

1. Похвала Аллаху перед мольбой, а также благословение и приветствие пророку Мухаммаду.

Сообщается, что Фадаля бин Убайд, да будет доволен им Аллах, сказал: "(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не восславив (перед этим) Аллаха Всевышнего и не обратившись к Нему с мольбами за пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:Этот (человек) поспешил!”, - после чего подозвал его к себе и сказал ему (или: … кому-то другому): "Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратиться к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на пророка”, - да благословит его Аллах и да приветствует, - “а уже потом просит, чего пожелает”. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Мольба, в которой не было благословения пророку – преграждена». Рассказал ат-Табарани в «аль-Аусат» 10/160), ад-Дайлими (4791), ат-Тирмизи (486).

2. Признание грехов и осознание ошибок.

Именно таким образом взывал посредством одной из самых великих молебен, если не самой великой из них, Йунус (мир ему).
В его мольбе содержится признание единства Аллаха Всевышнего, осознание грехов и ошибок, несправедливости по отношению к самому себе.

Всевышний Аллах поведал о его мольбе:

فَنَادَى فِي الظُّلُمَاتِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!». (21:87).

Также рекомендуется взывать с великой мольбой, которую ещё иначе называют «господином прошения прощения».
Она считается наилучшей формой прошения прощения. Одной из причин такого её достоинства то, что она включает в себя признание грехов и осознание ошибок.

Передают со слов Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

"Господином обращений к Аллаху с мольбами о прощении являются (такие слова) раба (Его):


«О Аллах, Ты — Господь мой, и нет бога, кроме Тебя; Ты создал меня, а я - Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!».

Тот, кто произнесёт (эти слова) днём, будучи убеждённым (в том, что он говорит), и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая, и тот, кто произнесёт их ночью, будучи убеждённым (в том, что он говорит), и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется среди обитателей Рая". Рассказал аль-Бухари (6306), ат-Тирмизи (3393).

3. Унижение, смирение, желание и страх.

Всевышний Аллах сообщил о состоянии Своих пророков:


إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ

Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами. (21:90).


4. Решительность и непоколебимость во время просьбы.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

"Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь» - но проявляет решительность, ибо никто (и так) не может принудить Аллаха к чему бы то ни было". (Аль-Бухари; Муслим).

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: "..но пусть проявляет решительность и побольше желания, ибо, поистине, нет ничего даруемого (Аллахом), что посчитал бы Он слишком большим". Рассказал аль-Бухари (6339), Муслим (2678).

5. Настойчивость в мольбе.

Это одно из красивейших манер мольбы, которая указывает на правдивость желания того, что у Аллаха Всевышнего.

Потом, Аллах любит настойчивых в мольбе, как об этом говорится в хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Поистине, Аллах любит настойчивых в мольбе».

6. Мольба во всех ситуациях.

Взывать с мольбой следует во всех ситуациях: в беде и в благоденствии, при хороших обстоятельствах и не очень.

В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто обрадовался бы тому, что Аллах отвечает его мольбе во время бедствий и трудностей, пусть многократно взывает к Аллаху с мольбой во время благоденствия». Рассказал ат-Тирмизи (3382), аль-Хаким 1/544, ат-Табарани 44, 45.

7. Воздержание от проклятий в адрес семьи, имущества и самого себя.

Сама цель мольбы – это привлечение пользы и отведение вреда.
Мольба против семьи, имущества или самого себя не является пользой, более того это чистейший вред самому взывающему с мольбой.
Ведь какую пользу он получит от разрушения своей семьи, имущества и самого себя?

Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Не призывайте проклятий на самих себя, и не призывайте проклятий на детей ваших, и не призывайте проклятий на имущество ваше, (чтобы это случайно) не совпало с таким периодом времени, когда обращаются к Аллаху с просьбами о дарах, ибо тогда Он ответит вам". Рассказал Муслим (3009), Абу Дауд (1532).

8. Трёхкратная мольба.

Как приводится в хадисе от Муслима, сообщённом ибн Масудом: «Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завершил молитву, он повысил голос и стал взывать с проклятиями на них (курайшитов). Он повторил мольбу трижды: «О, Аллах, накажи курайшитов, о, Аллах, накажи курайшитов, о, Аллах, накажи курайшитов».

9. Направление в сторону Киблы.

Сообщают со слов Абдуллы ибн Зайда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел на молельню помолиться о ниспослании дождя. Он возвёл мольбу о ниспослании дождя, затем повернулся в сторону киблы и вывернул наизнанку свою рубашку. Аль-Бухари (6343), Муслим (894).

В Сахихе Аль-Бухари приводится хадис, в котором говорится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повернулся в сторону Каабы и возвёл мольбу против курайшитов. Аль-Бухари, (3960).

10. Поднятие рук во время мольбы.

Сообщают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), что «посланник Аллаха стал взывать с мольбой и поднял при этом руки, так что я видел белизну его подмышек». Аль-Бухари (4323), Муслим (2498).

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднял руки и сказал: «О, Аллах, я не причастен к тому, что сделал Халед». Аль-Бухари (4339).

Сообщают со слов Салмана аль-Фараси, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, Господь ваш Всеблагой и Всевышний стыдлив и щедр, и он устыдится раба своего, если тот возденет руки свои к Нему и ему придется опустить их пустыми". Абу Дауд (1488), ат-Тирмизи (3556), ибн Маджах (3865), «Сахих аль-Джами» аль-Албани (2070), хороший хадис.

Поднятие рук при мольбе желательно в общем или в тех мольбах, на поднятие рук при которых есть доказательство, например, поднятие рук во время мольбы на холмах Сафа и Марва, во время мольбы о ниспослании дождя, в пятницу и т.п.
Однако есть мольбы, при которых руки не поднимаются, например, мольба при входе в дом, при выходе из него, при входе в туалет или при выходе из него.

11. Сивак (зубочистка).

Мольба является поклонением языка, поэтому очищение рта при этом считается хорошей манерой.
Поэтому есть множество достоверных хадисов об использовании сивака перед молитвой.
Т.е. по сути очищение места, откуда будет исходить поминание Аллаха в молитве.

12. Перед мольбой совершить благое дело.

Например, подать милостыню или совершить благодеяние по отношению к нищему, или помолиться два ракаата, или совершить пост и т.п., дабы благое дело послужило причиной для принятия мольбы (тавассуль).

Доказательством на это служит история о трёх людях, на которых обрушился камень в пещере и завалил вход.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал о том, как каждый из них совершил тавассуль посредсвом своих благих дел, и Аллах ответил на их мольбы и камень приподнялся над входом.

В этом рассказе пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предписание для всей его Уммы.

13. Омовение.

Сообщают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), что «когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) освободился после битвы при Хунайне, он совершил омовение, затем поднял руки и сказал: «О, Аллах прости, Убайду ибн Амиру», я при этом я видел белизну его подмышек». Рассказал аль-Бухари (4323), Муслим (2498).

14. Следует, чтобы просьба взывающего с мольбой была хорошей и красивой.

Т.е. в случае принятия его мольбы, он получил от Аллаха возможность совершать благие дела – или иначе его следует, чтобы он просил возможность совершать благие дела.

Это подобно тому, как если бы взывающий с мольбой говорил: «О, Аллах, даруй мне богатство, дабы я расходовал его на пути истины, и помогал посредством него религии Ислам».
Или «О, Аллах, даруй мне знание, посредством которого я обучал бы Твоих рабов религии Аллаха и распространял добро сред них».
Или: «О, Аллах, даруй мне жену, дабы я уберёгся от запретного» и т.п.

На это указывают слова Мусы (мир ему), которые поведал нам Всевышний Аллах:


قَالَ رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِنْ لِسَانِي يَفْقَهُوا قَوْلِي وَاجْعَلْ لِي وَزِيرًا مِنْ أَهْلِي هَارُونَ أَخِي اشْدُدْ بِهِ أَزْرِي وَأَشْرِكْهُ فِي أَمْرِي كَيْ نُسَبِّحَكَ كَثِيرًا وَنَذْكُرَكَ كَثِيرًا إِنَّكَ كُنْتَ بِنَا بَصِيرًا

Он сказал: "Господи, расширь мне грудь, и облегчи мне дело, и развяжи узел в моем языке: пусть они поймут мою речь. И дай мне помощника из моей семьи, Харуна, моего брата. Подкрепи им мою мощь и сделай его участником в моем деле, чтобы мы прославляли Тебя много и поминали Тебя много: ведь Ты по отношению к нам зорок". (20:25-35).


Каков же был результат? Аллах ответил на его просьбу, и оказал ему милость дважды.

На это также указывает хадис, который передал ибн Амр от пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если пришёл человек навестить своего больного брата, то пусть скажет: «О, Аллах, исцели Твоего такого-то раба, дабы он гневил Твоего врага и ходил на молитву Тебе».

15. Честолюбие и поднятый дух.

Одной из прекрасных черт человека, взывающего с мольбой – это честолюбие и присутствие высокого духа и великих целей. Человек должен желать наивеличайшей награды Аллаха.

Именно с таким смыслом слова Сулеймана (мир ему), о которых поведал нам Всевышний Аллах:


قَالَ رَبِّ اغْفِرْ لِي وَهَبْ لِي مُلْكًا لَا يَنْبَغِي لِأَحَدٍ مِنْ بَعْدِي إِنَّكَ أَنْتَ الْوَهَّابُ

Сказал он: "Господи, прости мне и дай мне власть, которая не приличествует никому после меня: ведь Ты -податель!". (38:35).

После того, что случилось с пророком Сулейманом (мир ему), а случилось с ним, что он вознамерился обойти всех своих жён, дабы каждая из них родила бы ему муджахида, который усердствовал бы на пути Аллаха. Но он сделал оговорки, т.е. не сказал «Инша Аллах!» (если захочет Аллах).
После того, что случилось (у него не родилось никого, кроме половины мёртвого тела), он не успокоился лишь тем, что попросил прощения Аллаха. Т.к. он был человеком с высоким духом и целями, а также обладал знанием о широте милости Аллаха, он попросил у Аллаха даровать ему власть, не подобающей никому после него!

Каков же был результат? Аллах ответил на его мольбу И подчинил ему ветер, который течет, по его повелению, легким, куда он пожелает, - и шайтанов, всякого строителя и водолаза, и других, соединенных в цепях.

Затем Всевышний Аллах сказал:

هَذَا عَطَاؤُنَا فَامْنُنْ أَوْ أَمْسِكْ بِغَيْرِ حِسَابٍ وَإِنَّ لَهُ عِنْدَنَا لَزُلْفَى وَحُسْنَ مَآب

Это - Наш дар, и благодетельствуй или держи без расчета! Поистине, для него у Нас - близость и хорошее пристанище! (38:39-40).


16. Плач во время мольбы.

Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитал слова Аллаха Всевышнего, (поведавшего, что) Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Господи! Ведь они сбили с пути многих людей, а кто последует за мной, тот - от меня…". (14:36)., - и (поведавшего также, что) Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если Ты их накажешь, то ведь они - рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты - великий, мудрый!". (5:118). - после чего воздел руки к небу и воскликнул: «О Аллах, община моя, община моя!», - и заплакал. И тогда Всемогущий и Великий Аллах сказал: «О Джибриль, отправляйся к Мухаммадуа Господь твой лучше знает (обо всём)!и спроси его: "Что заставляет тебя плакать?"». И Джибриль явился к нему, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сообщил ему о том, что он сказал и о чём лучше всех было известно Аллаху. И тогда Аллах Всевышний сказал: «О Джибриль, отправляйся к Мухаммаду и скажи (ему): "Поистине, сделаем Мы так, что ты останешься доволен своей общиной, и Мы не огорчим тебя!"». Рассказал Муслим (202).

17. Демонстрирование жалобы к Аллаху и нужду в Нём.

Всевышний Аллах поведал о словах Айуба (мир ему):


وَأَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ

И Аййуба, когда он воззвал к своему Господу: "Постигла меня беда, а Ты - милосерднейший из милосердных! (21:83).

Всевышний также поведал слова Закарии (мир ему):
وَزَكَرِيَّا إِذْ نَادَى رَبَّهُ رَبِّ لَا تَذَرْنِي فَرْدًا وَأَنْتَ خَيْرُ الْوَارِثِينَ

... И Закарию... Вот он воззвал к своему Господу: "Господи, не оставляй меня одиноким, Ты ведь лучший из наследующих!". (21:89).

О словах Йакуба (мир ему):
إِنَّمَا أَشْكُو بَثِّي وَحُزْنِي إِلَى اللَّهِ

"Я жалуюсь на свою скорбь и печаль Аллаху». (12:86).

О словах Мусы (мир ему):
رَبِّ إِنِّي لِمَا أَنْزَلْتَ إِلَيَّ مِنْ خَيْرٍ فَقِيرٌ

"Господи, я нуждаюсь в том благе, которое Ты мне ниспослал!". (28:24).

Ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Однажды я прибыл в Медину в год небывалой засухи. Люди тогда вышли молитву о ниспослании дождя, и я вышел вместе с ними. Тут появился чернокожий мальчик на котором было два куска материи. Одним он обернулся вокруг пояса, а другой накинул на плечо. Он сел сбоку от меня, и тут я услышал, как он говорит: «О, мой Бог, люди совершили по отношению к Тебе множество грехов и плохих деяний, а Ты удержал от нас осадки, дабы проучить своих рабов этим. Я же прошу у Тебя, о, Выдержанный, обладатель терпения. О, Тот, кого рабы знают только с хорошей стороны, чтобы Ты пролил на них дождь всего лишь на час, всего лишь на час». Он продолжал повторять это, пока небо не покрылось тучами, и всюду стал лить дождь». «Оживление знаний о религии», 1/308.

18. Выбор наилучших лаконических слов в мольбе.

Вместо длинных вступлений и ненужных подробностей.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) любил выбирать лаконические слова при мольбе и воздерживаться от остальных слов. Рассказал Ахмад 6/189, Абу Дауд (1482).

Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Человеку следует выбирать слова, наилучшие выражения, самые достойные из них и лаконичные, и похвалы Аллаху для мольбы. Ведь раб обращается к Господину всех господ, которому нет подобного или равного». «Дело мольбы», стр. 15.

19. Начинать мольбу с себя.

Сообщают со слов Убайа ибн Кааба, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда упоминал кого-то в мольбе, начинал с самого себя. Рассказал ат-Тирмизи (3385), Абу Дауд (3984).

Начинание с самого себя при мольбе часто упоминается в Коране.
Так, например, Всевышний Аллах сказал:

رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ

Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! (59:10).

Но это необязательно, если совершается конкретная мольба за кого-то другого. Существует множество молебен с обращением за другого человека без упоминания просящего самого себя.

Некоторые говорят, что если человек желает возвести мольбу за себя и за кого-то другого, то ему следует начать с упоминания самого себя, а потом упомянуть другого. Но если человек именно за кого-то другого, то ему необязательно упоминать самого себя, как в мольбе пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за Убайда ибн Амира, он тогда не упомянул в мольбе самого себя.

20. Мольба за братьев-мусульман.

Это одно из условий братства и причин принятия мольбы Аллахом.

Всевышний Аллах сказал:

وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ

И проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. (47:19).


Всевышний Аллах довёл до нас мольбу пророка Нуха (мир ему), в которой он сказал:

رَبِّ اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِمَنْ دَخَلَ بَيْتِيَ مُؤْمِنًا وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ

Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. (71:28).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто попросил прощения у Аллаха за верующих мужчин и женщин, ему запишется благое дело за каждого верующего и верующую». «Маджма аз-Заваид2 10/210, хороший хадис по мнению аль-Албани «Сахих аль-Джами» (6026).

Желательно особо упоминать в мольбе: родителей, учёных, праведников и набожных людей, а также тех, от кого зависит судьба мусульман, например, обладателей власти и т.п.

Также желательно возводить мольбу за угнетённых и слабых из мусульман, а также молиться против тиранов, от погибели которых приблизится победа Ислама и мусульман, а также придёт избавление тем угнетённым и слабым мусульманам.

21. Понижение голоса и сокрытие мольбы.

Всевышний Аллах сказал:

ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ

Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих. (7:55).

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: "Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) двинулся (или: отправился) в поход на Хайбар, и люди приблизились к (какому-то) вади, они громко закричали: «Аллах велик, Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха!» - а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пожалейте себя, ведь, поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, взываете вы к Слышащему, Близкому, и Он находится с вами!». Рассказал аль-Бухари (6384).

На самом деле в сокрытии мольбы и взывании тихим голосом содержится много пользы и удивительных тайн, некоторые из которых перечислил имам ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах):

Во-первых: это более совершенно для веры, т.к. человек знает о том, что Аллах слышит его скрытую мольбу. Он не уподобляется тем, которые говорят: «Аллах слышит нас только если мы говорим вслух, а то, что мы говорим про себя, Он не слышит».

Во-вторых: в этом более высокие манеры и возвеличивание Аллаха: ведь к царям не обращаются громким голосом. Им говорят чуть слышно, дабы не разгневать их. Но Аллаху принадлежит наивысшая притча, Он слышит тихие слова, подобает обращаться к Нему только тихим голосом.

В-третьих: в этом больше смирения и покорности, а в этом и заключается сам дух мольбы и его цель. Ведь смиренный, униженный и покорный человек взывает с просьбой бедного и униженного, и никогда не посмеет повысить голос.

В-четвёртых: в этом больше искренности.

В-пятых: в этом больше сосредоточенности сердца во время мольбы, а при повышении голоса внимание рассеяно.

В-шестых: это доказательство на близость взывающего человека к Аллаху, ведь он просит у Аллаха, как у самого близкого к нему, и поэтому взывает к нему тихо, а не кричит, будто взывает к далёкому. На самом деле в этом содержится даже некое таинство.

В-седьмых: это способствует более продолжительному обращению и просьбе, ведь язык при громком голосе начинает заплетаться, а другие органы уставать. Это подобно тому, что тот, кто читает и повторяет вслух громким голосом, быстро устаёт, в то время, как тот, кто читает про себя, может делать это более продолжительное время.

В-восьмых: при мольбе про себя меньше помех и препятствий. Ведь если взывающий с мольбой просит тихим голосом, об этом никто не знает, и соответственно никто не будет этому препятствовать или мешать, так же как и он не будет мешать окружающим людям.
А если делать это вслух, то злые души некоторых людей и джиннов устремятся помешать ему любым способом или просто отвлечь его и тем самым ослабить силу мольбы.

В-девятых: в этом безопасность от зла завистников. Ведь мольба является величайшим благом поклонения Аллаху, а у каждого блага найдётся свой завистник, который постарается лишить этого блага.
А так, как нет блага великого, чем это, то у него самые большие завистники. Поэтому благо желательно скрыть от глаз завистников, ведь сколько искренних людей обладали благами, и у них вырвали их завистники, и они остались ни с чем. «Возрождение науки о религии», 1/306.

22. Не увлекаться рифмами во время мольбы.

Т.к. мольба это время унижения, покорности и смирения а не рифмовки фраз.

Некто сказал: «Молись языком нужды и унижения, а не языком красноречия и рифм».

Аль-Хаттаби сказал: «Рифма в мольбе нежелательна также, как поиск красноречивых слов».

Это объясняет история, рассказанная в Сахихе аль-Бухари ибн Аббасом одному из его товарищей, в которой он сказал: «Следи за рифмами в мольбе и воздерживайся от них, т.к. я застал посланника Аллаха и его сподвижников, которые воздерживались от этого».

Рифма это слова с одинаковыми окончаниями, но не всегда с подходящим смыслом. Запрет здесь не на саму рифму, а на лишнее отвлекание себя от смиренности и покорности, как об этом уже говорилось.
Но если рифма сама идёт на язык без утруждения и отвлекания на неё, то в этом нет ничего плохого, т.к. в Коране и Сунне содержится множество рифмованных молебен. Некоторые из них мы уже приводили, другие приведём позже.

23. Соблюдение грамматики без лишних усложнений.

Грамматика является основой речи, её красотой и опорой, поэтому желательно, когда раб обращается к своему Господу, чтобы он по возможности соблюдал грамматику, особенно если он является имамом и молится перед людьми, а люди говорят за ним «Амин».

Но при этом это должно выглядеть естественно без излишних трудностей и отвлечения на это основного внимания языка, т.к. это убавляет смирение, которое является ядром мольбы.

Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Взывающему с мольбой не следует увлекаться грамматикой во время мольбы, если он не силён в ней. Некоторые из праведных предков сказали: «Во время грамматического разбора уходит смирение».
Это подобно тому, что нежелательно увлекаться рифмой, но если она получается сама собой, то в этом нет ничего плохого.
Корень мольбы исходит из сердца, а язык лишь подтверждает сказанное сердцем. Если человек начнёт уделять много внимания языку, то сосредоточенность сердца ослабнет
». «Маджму аль-Фатава», 22/489.

24. Не следует просить в мольбе о распространении грехов.

Грехи являются порчей, а Аллах не любит порчу. Наоборот человеку подобает просить в мольбе о распространении добра среди людей.

25. Выбор подходящего имени или атрибута Аллаха во время мольбы.

Например, говорить: «О, Милостивый, помилуй меня. О, Щедрый, одари меня. О, Исцеляющий, исцели меня. О, Господь, даруй мне от Тебя милость, ведь поистине, Ты – Дарующий». И т.п.

26. Не ограничивать Аллаха в мольбе.

Т.е. не говорить, например: «О, Аллах полей лишь мои посевы», или «О, Аллах, исправь лишь моих детей», или: «О, Аллах помилуй и прости лишь меня».

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встал во время молитвы, а мы встали вместе с ним, какой-то бедуин, (совершавший) молитву (вместе с нами), сказал: “О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!” - а после того как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс слова таслима, он сказал этому бедуину: Ты сузил нечто (весьма) широкое!- имея в виду милость Аллаха». Аль-Бухари (6010).

27. Произношение слова «Амин» слышащему мольбу.

Как приводится пример тому в истории с проклятием Мусы и Харуна (мир им обоим) на фараона и его семейства.
Толкователи Корана сказали, что Муса взывал с проклятием, а Харун (мир им обоим) говорил: «Аминь».
Именно поэтому всевышний Аллах сказал:

قَالَ قَدْ أُجِيبَتْ دَعْوَتُكُمَا

Он сказал: «Ваша молитва принята». (10:89).

28. Просить у Аллаха о большом и малом.

В этом вопросе большинство людей проявляет небрежность. Иной раз можно сказать, что они обращаются к Аллаху лишь тогда, когда с ними случаются великие бедствия.
А в другое время они не просят у него ничего потому, что думают, что не стоит просить у Аллаха о мелочах.

Это неверно, т.к. мусульманину подобает просит у своего Господа о большом и малом.

Ведь если Аллах не облегчит даже потребление пищи, человек не сможет есть, а если Аллах не облегчит ему одевать обувь, тот не сможет её одевать.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Просите у Аллаха все, даже застёжку для сандалии. Ведь поистине, если Аллах не даст её, человек не сможет одевать обувь». Ат-Тирмизи 4/292, слабый хадис по мнению аль-Албани (1362).

Слова: «даже застёжку для сандалии» - указывают на то, что тем более, стоит просить у Аллаха более крупные вещи.


Tags: Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд, молитва, салаф-форум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments