kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

صلاة

Мольбаее определение, решения о ней
и совершаемые ошибки
Автор:
Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд
Прочитал и рецензировал:
достопочтенный шейх
Абдуль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз
Вступление
Плоды мольбы гарантированы по воле Аллаха:


Если взывающий с мольбой человек выполнил все условия, при которых мольба принимается, то он обязательно достигнет добра и обязательно вкусит достойную долю плодов мольбы.

Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто бы ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит,) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит,) если только он не будет просить ни о греховном или о разрыве родственных связей».

Сообщается, что Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 
«Кто бы из мусульман(, живущих) на земле, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит,) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит,) если только он не будет просить ни о греховном или о разрыве родственных связей». Кто-то из людей сказал: «Тогда мы будем (обращаться с мольбами) почаще», - (Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:
 

«А Аллах (дарует вам) больше!». Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

Этот же хадис, но передаваемый со слов Абу Са'ида (аль-Худри) приводит и аль-Хаким, в версии которого сообщается также, что Пророк, (да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "...или припасёт для него награду, равную (по величине тому, о чем он просит)".

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!”. (Аль-Бухари; Муслим).

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что: "Однажды пророк, (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “(Мольбам) раба (Аллаха) будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, (при условии), что он не проявит поспешности”. (Люди) спросили (его): “О посланник Аллаха, а что значит (проявлять) поспешность?”. Пророк, (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “(Это значит, что) он будет говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами (снова и снова), но я не вижу (чтобы) Он (хотел) мне ответить!”, - (после чего обращения с мольбами) становятся (человеку) в тягость и он отказывается от (этого).”

Из всех вышеприведённых хадисов следует, что мольба мусульманина не откладывается, ему даётся то, о чём он просит, возможно сразу, возможно чуть позже по милости Аллаха Всевышнего. «Пособие поминающих», стр. 33

Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мольба каждого взывающего принимается, но форма ответа может быть различной: иногда ему дастся именно то, о чём он просил, иногда – замена этому». «Фатх аль-Бари», 11/95. 

Условия мольбы

У мольбы есть множество условий, которые обязательно должны быть выполнены, дабы эта мольба была мила Аллаху и принята Им.

Условия мольбы таковы:

1. Взывающий с мольбой должен знать, что только Аллах может принять её.
Ведь никто не может послать ему пользу или отвернуть от него зло, кроме Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:

أَمْ مَنْ يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ

Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло? (27:62).

Это и есть проявление единобожия на теории – признания его господства (ар-Рубубия).

2. Не должен взывать с мольбой ни к кому, кроме Аллаха.
Нельзя просить у кого-то, кроме Аллаха или взывать к кому-то, кроме Него, т.к. это является ширком (приданием Аллаху сотоварищей).

Всевышний Аллах сказал:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا

Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом. (72:18).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если ты просишь, то проси у Аллаха, а если обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху».
Рассказал Ахмад 1/293, 307, ат-Тирмизи (2511), достоверный хадис по мнению аль-Албани (7957).

Это проявление единобожия на практике – признание Его божественности (аль-Улюхия).

3. Обращение к Аллаху посредством дозволенного шариатом таувассуля.
Разрешенный тавассуль - буквально посредничество или достижение цели посредством чего-то. В Исламе это, когда обращаешься к Аллаху посредством Его имен и атрибутов и посредством своих добрых дел, а также просьбой к праведным живым людям воззвать к Аллаху во имя других.

Существуют разрешённые и запрещённые виды тавассуля.


Разрешённые виды тавассуля:

А. Тавассуль к Аллаху взыванием Его именами и атрибутами.

Например, взывать: «О, Аллах, я прошу Тебя тем, что Ты – нет божества кроме Тебя – Милостивый и Милосердный, чтобы Ты помиловал меня и простил мне».
Или говорить: «О, Милостивый, помилуй меня, о, Щедрый, одари меня».
Или говорить: «Я прошу Тебя посредством Твоей милости, которая вместила всё. Посредством Твоей милости обращаюсь я к Тебе за помощью».

Доказательством на такой вид тавассуля является слово Аллаха:


وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا

У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их. (7:180).


Б. Тавассуль к Аллаху посредством благих дел.

Например, это когда мусульманин говорит: «О, Аллах, я прошу тебя посредством моей веры в Тебя, любви к Тебе, моим следованием за Твоим пророком и т.п. …» и он так упоминает свои благие дела, а затем просит у Аллаха о своей нужде.

Доказательством этому служит слово Всевышнего Аллаха:


الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا إِنَّنَا آمَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

Которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне». (3:16).

А также слово Аллаха:
رَبَّنَا إِنَّنَا سَمِعْنَا مُنَادِيًا يُنَادِي لِلْإِيمَانِ أَنْ آمِنُوا بِرَبِّكُمْ فَآمَنَّا رَبَّنَا فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَكَفِّرْ عَنَّا سَيِّئَاتِنَا وَتَوَفَّنَا مَعَ الْأَبْرَارِ

Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми. (3:193).

Доказательством также служит история о людях пещеры, каждый из них совершил тавассуль к Аллаху посредством благого дела, и Аллах ответил на их мольбы.

Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "(Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали: “Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела! [Имеются в виду дела, совершавшиеся только ради Аллаха]”.
(После этого) один из них сказал: “О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев [Речь идёт о пастбище для овец] увели меня далеко (от дома), а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и всё это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему [То есть: искренне желая выполнить Твоё веление относительно проявления почтительности к родителям и стремясь получить от Тебя награду за это], то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!”. И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход, (но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.
Другой сказал: “О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей…


В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: “…и я любил её так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал её, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это, когда же я получил возможность (овладеть) ею…”.

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: “…а когда я уселся меж ног её, она сказала: "Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!". И тогда я покинул её, (несмотря на то, что) любил её больше всех, оставив то золото, которое я ей дал.
О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!”. И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был всё ещё недостаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда.

Третий сказал: “О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось [Имеется в виду, что он оставил этому человеку заработанные им деньги на сохранение], и ушёл, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: “О раб Аллаха, отдай мне мою плату”. Тогда я сказал ему: “Платой твоей являются все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь”. Он сказал: “О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!”. Я сказал: “Я не насмехаюсь над тобой”, - и он забрал всё это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!”, - и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти". Рассказал аль-Бухари (3465), Муслим (2743).

В. Тавассуль посредством мольбы живого присутствующего праведного человека.

Доказательством на это служит хадис, который сообщают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «(Однажды) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, людей поразила засуха. (Как-то раз), когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил пятничную проповедь, (со своего места) поднялся один бедуин и сказал: “О посланник Аллаха! (Наше) имущество пропало, а дети голодают, так обратись же к Аллаху с мольбой за нас! [То есть попроси Аллаха, чтобы Он ниспослал дождь]”, − и тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воздел руки к небу [Это означало, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал произносить слова мольбы]. В это время на небе не было ни одного облачка, но, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не успел ещё он, да благословит его Аллах и приветствует, опустить руки, как собрались тучи, подобные горам, и не успел ещё он сойти с минбара, как я увидел (капли) дождя, катившиеся по его бороде». Рассказал аль-Бухари (933), Муслим (897).

Также известно, что сподвижники делали тавассуль после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует) посредством аль-Аббаса (да будет доволен им Аллах). Аль-Бухари (1010). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда (мусульман) поражала засуха, ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, всегда просил аль-‘Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, и он говорил: «О Аллах, поистине, мы всегда просили нашего пророка обращаться к Тебе с мольбой о дожде, и Ты посылал нам дождь, а теперь мы просим обратиться к Тебе дядю нашего пророка, так пошли же нам дождь!» − и дождь действительно ниспосылался им.

Му’авия совершал тавассуль посредством Язида ибн аль-Асвада аль-Джурши (да смилуется над ним Аллах). Сафван ибн Умар сообщает со слов Салима ибн Амира, что он сказал: «Однажды Муавия вышел молиться о ниспослании дождя, когда он сел на минбар (кафедру), сказал: «Где Язид ибн аль-Асвад?». Люди стали звать его и он подошёл. Муавия приказал ему взобраться на минбар, а затем сказал: «О, Аллах, мы обращаемся к тебе посредством лучшего из нас – Язида ибн аль-Асвада, о, Язид возведи руки к Аллаху!». Тот поднял руки, люди также подняли руки с ним, и прошло совсем немного времени, как на небе появилась туча, подобная огромному щиту, подул ветер и полил такой сильный дождь, что люди с трудом добрались до дома». (Сир аль-Алям ан-Нубаля 4/137) Тавассуль и аль-Василя стр. 145.

Сообщается, что тавассуль делали также посредством Уайса аль-Карани (да смилуется над ним Аллах). Сообщается, что Усайр бин Амр (или: Ибн Джабир) сказал: "Когда к Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, прибывало подкрепление из числа йеменцев, он всегда спрашивал их: «Нет ли среди вас Увайса бин Амира?», — и (так продолжалось до тех пор), пока он не встретился с Увайсом, да будет доволен им Аллах. (Умар, да будет доволен им Аллах,) спросил: «Ты ли Увайс бин Амир?». Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «Из (племени) мурад и (рода) каран?». Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «И у тебя была проказа, от которой ты (полностью) излечился, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем?». Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «Есть ли у тебя мать?». Он ответил: «Да». (Тогда Умар) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от неё, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты (добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя— так попроси же для меня прощения!», — и Увайс обратился к Аллаху с мольбой простить (Умара)». Рассказал Муслим (2542).

Г. Демонстрация нужды и смирения, признание грехов и недостатков.

Это, когда раб, например, говорит: «О, Аллах, я Твой бедный раб с недостатками в душе, я прошу Тебя, чтобы Ты простил меня».

Доказательством этому служат слова пророка Йунуса (мир ему), о которых сообщил Всевышний Аллах:


فَنَادَى فِي الظُّلُمَاتِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!». (21:87).

Всевышний Аллах также поведал о мольбе Мусы (мир ему):
رَبِّ إِنِّي لِمَا أَنْزَلْتَ إِلَيَّ مِنْ خَيْرٍ فَقِيرٌ

«Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне». (28:24).


4. Воздержание от поспешности.

Т.е. раб не должен делать поспешных выводов по поводу принятия мольбы, и не должен роптать, если ответ на мольбу задерживается. Ведь поистине поспешность лишает мольбу результата.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!”. (Аль-Бухари, Муслим).

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что (однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "(Мольбам) раба (Аллаха) будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, (при условии), что он не проявит поспешности”. (Люди) спросили (его): “О посланник Аллаха, а что значит (проявлять) поспешность?”. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “(Это значит, что) он будет говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами (снова и снова), но я не вижу (чтобы) Он (хотел) мне ответить!”, - и он оставляет мольбу».

ибн Хаджар сказал: «Т.е. после чего обращения с мольбами становятся человеку в тягость, и он отказывается от этого. В этом хадисе приводится манера мольбы. Человеку следует просить у Аллаха постоянно и не отчаиваться в принятии мольбы, ведь в этом присутствует упование, и признание своего бессилия». Фатх аль-Бари, 11/141.

Ибн аль-Къайим сказал: «Одной из распространенных бед, которая лишает мольбу воздействия – это спешка раба и нетерпение с принятием мольбы. Ему всё это становится в тягость, и он перестаёт взывать с мольбой. На самом деле мольбу можно сравнить с посевом зёрнышка или семечки, за котором потом нужно ухаживать и поливать. Если проявить нетерпение к времени созревания зёрнышка то, скорее всего это дело придётся забросить полностью». «аль-Джаваб аль-Кафи», стр. 10.

5. Мольба с добром.

Дабы мольба была принята Аллахом, следует, чтобы она была о добре и не была о грехе и разрыве родственных связей.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мольба раба принимается, пока он не взывает с мольбой о грехе и разрыве родственных связей». Рассказал Муслим (2735), аль-Бухари в главе о поведении личности (655), ат-Табарани в главе о мольбе (82).

6. Хорошее мнение об Аллахе.

Сообщают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молите Аллаха, будучи уверенными, в (Его) ответе». Рассказал ат-Тирмизи (3479), аль-Хаким 1/294, ат-Табарани в главе о мольбе (62), «Сахих аль-Джами’» (245).

Сообщают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть каждый из вас умирая, думает об Аллахе только хорошее». Рассказал Муслим (2877).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Говорит Всевышний Аллах: "Я такой, каким Меня представляет раб Мой, и Я с ним, когда он Меня поминает"». Рассказал аль-Бухари (7405), Муслим ((2675).

Хорошее мнение толкает на деяния того, кто желает принятия своей мольбы и ответа на неё, прощения грехов, когда он просит прощения, кто желает награды за деяния.

По поводу мнения о прощении грехов и принятия мольбы при продолжительном совершении грехов и недостатках в деяниях – то это нельзя назвать хорошим мнением об Аллахе, скорее это обольщение, возникшее из-за невежества и самообман.

Имам аш-Шаукани сказал по поводу слова Аллаха в священном хадисе: «Я такой, каким Меня представляет раб Мой», - сказал: "В этом хадисе Аллах побуждает Своих рабов хорошо думать о Нём, Он также сообщает, что будет обращаться с ними в соответствии об их представлении о нём. Тому, кто думает хорошо о Нём, Он воздаст наилучшим образом, прольёт на Него из Своей милости и щедрости, озолотит его Своими дарами.
С тем, у кого не было таких представлений, Аллах не будет обращаться таким образом. Это и есть смысл слов Аллаха:
"Я такой, каким Меня представляет раб Мой". Поэтому раб должен иметь хорошее мнение об Аллахе во всех ситуациях. Чтобы достичь такого состояния, он должен обращаться за помощью к доказательствам, указывающим на широту милости Аллаха Всевышнего». «Пособие для поминающих», стр. 12.

7. Присутствие сердца.

Сердце взывающего с мольбой должно присутствовать при мольбе и понимать то, что он говорит, ощущать величие Того, к Кому взывают. Ведь не подобает низкому рабу обращаться к своему Господу со словами, которым он сам не придаёт значения, повторять их многократно, даже не задумываясь над их смыслом, не понимая того, что сходит с его языка, как сейчас это принято.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Знайте, что Аллах не принимает мольбу, исходящую из небрежного сердца». Рассказал ат-Тирмизи (3479), аль-Хаким 1/494, ат-Табарани (67), достоверный хадис по мнению аль-Албани «Сахих аль-Джами’» 245.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Знайте, что цель мольбы – это присутствие сердца, как мы уже разъяснили. На это существует бессчетное количество доказательств, а знание по этому поводу, ясно настолько, что его не стоит упоминать». «Аль-Азкар», стр. 356.

8. Мольба тем, что узаконено шариатом.

Взывающий с мольбой должен обращаться к Аллаху посредством узаконенных шариатом молебен, имеющих основу в Коране и Сунне.
Минимум, не следует хотя бы смешивать узаконенные мольбы с нововведенными мольбами, например, совершать тавассуль посредством авторитета пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или мольбы и виды тавассуля, содержащие ширк (многобожие).

Также не следует взывать к кому-то кроме Аллаха, будь то мертвецы или отсутствующие и т.п.

9. Очищение пищи.

Это одно из условий принятия мольбы.
Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ

«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных». (5:27).

В хадисе, переданном Муслимом говорится: «Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого».

А потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): "О Господь, о Господь!", - "однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?". Рассказал Муслим (1015) и ат-Тирмизи (2982).

10. Воздержание от чрезмерности в мольбе.

Всевышний Аллах сказал:

ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ

Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих. (7:55).

Мы приведём хадис о чрезмерности в разделе об ошибках при мольбе по воле Аллаха.

11. Мольба не должна отвлекать от обязанности или своевременного выполнения предписания.

Например, мольба не должна отвлекать от своевременного выполнения обязательной молитвы – утренней, обеденной, предвечерней и т.д.
Также не следует увлекаться мольбой, когда человека посещает гость и нужно проявить гостеприимство.
Не следует по причине мольбы оставлять помощь родителям, если они нуждаются в ней.

Т.е. в общем не следует отвлекаться на мольбу от своевременного выполнения обязанностей и предписаний.

Возможно в истории о набожном Джурайдже это хорошо объяснено и выражено.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Никто не говорил в колыбели за исключением троих [Здесь подразумеваются младенцы из числа израильтян], (одним из которых был) Иса бин Марйам. (Что касается второго, то им был младенец, с которым говорил) Джурайдж. Джурайдж был человеком, (посвятившим себя поклонению Аллаху). Он (построил себе) келью и (постоянно) находился в ней. (Однажды), когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и сказала: “О Джурайдж!”. Он сказал: “О Господь мой, мать моя и молитва моя!” [Иначе говоря, Джурайдж обратился к Аллаху за помощью, так как не знал, что ему сделать: ответить своей матери или продолжать молиться], - после чего продолжил молиться, а она ушла. На следующий день она (снова) пришла к нему, когда он молился, и сказала: “О Джурайдж!”, - и он (снова) сказал: “О Господь мой, мать моя и молитва моя!”, - после чего продолжил молиться. На третий день она (снова) пришла к нему, когда он молился, и сказала: “О Джурайдж!”, - и он (снова) сказал: “О Господь мой, мать моя и молитва моя!”, - после чего продолжил молиться. Тогда она сказала: “О Аллах, не дай ему умереть, пока он не посмотрит на лица блудниц!”. И после этого сыны Исраиля стали говорить о Джурайдже и его поклонении, а (среди них) была одна блудница, красоту которой приводили в пример. Она сказала: “Если хотите, я обязательно совращу его!”. И она явилась к нему, но он (даже) не повернулся к ней. Тогда она пришла к пастуху, укрывавшемуся в его келье [То есть, в келье Джурайджа], позволила ему овладеть собой и забеременела, а когда она родила, то сказала: “Он от Джурайджа.” И тогда люди пришли к нему, заставили его спуститься вниз, разрушили его келью и принялись избивать его. Он спросил: “Что с вами?”. Они сказали: “Ты совершил прелюбодеяние с этой блудницей и она родила от тебя!”. Он спросил: “Где этот ребёнок?”, - а когда они принесли его к нему, (Джурайдж) попросил: “Дайте мне помолиться”. И он совершил молитву, закончив же (молиться), подошёл к ребёнку, ударил его в живот и сказал: “О мальчик, кто твой отец?”. (Ребёнок) ответил: “Такой-то пастух”. (Услышав это, люди) стали подходить к Джурайджу, целовать его и дотрагиваться до него [Они делали это в надежде получить от него часть ниспосланной ему благодати], а (потом) сказали: “Мы построим тебе келью из золота!”, - но он сказал: “Нет, стройте её из глины, какой она и была!”, - и они сделали это. (Что же касается третьего младенца, то) как-то раз, когда он сосал грудь матери, мимо (них) на великолепном [Имеется в виду резвый и дорогой конь] коне проехал всадник прекрасного вида [Подразумевается, что он был красив лицом и одет в дорогие одежды], и мать (ребёнка) сказала: “О Аллах, сделай моего сына таким же, как этот (всадник)!”. Тогда ребёнок бросил грудь, повернулся к (этому всаднику), посмотрел на него и сказал: “О Аллах, не делай меня подобным ему!”, - после чего снова принялся сосать грудь".

Абу Хурайра сказал: "И у меня до сих пор стоит перед глазами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказывавший о том, как (этот младенец) сосал грудь, и положивший в рот свой указательный палец, который он стал сосать [Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, делал это для наглядности]. А потом (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "А (спустя некоторое время люди) провели мимо (них) какую-то рабыню, которую они избивали, крича: “Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила кражу!”, - она же говорила: “Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!”. (Увидев это,) его мать сказала: “О Аллах, не делай моего сына таким, как эта (рабыня)!”. Тогда (ребёнок снова) бросил грудь, посмотрел на неё [То есть, на рабыню] и сказал: “О Аллах, сделай меня подобным ей!”. И тогда они стали разговаривать друг с другом и (женщина) сказала: “(Почему) когда мимо проехал человек (столь) прекрасного вида и я сказала: “О Аллах, сделай моего сына таким же, как он!”, - ты сказал: “О Аллах, не делай меня подобным ему!”, - а когда провели эту невольницу, которую (люди) избивали, крича: “Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила кражу!”, - и я сказала: “О Аллах, не делай моего сына таким, как она!”, - ты сказал: “О Аллах, сделай меня подобным ей!”?”. (На это ребёнок) ответил: “Поистине, этот человек является притеснителем, и поэтому я сказал: “О Аллах, не делай меня подобным ему!”, - (что же касается) этой (рабыни,) то о ней говорят: “Ты совершила прелюбодеяние!”, - а она (этого не делала, и о ней говорят): “Ты совершила кражу!”, - а она (ничего) не украла, и (поэтому) я сказал: “О Аллах, сделай меня подобным ей!””. Аль-Бухари (3436), Муслим (2550).

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) прокомментировал этот хадис: «Учёные сказали, что это является доказательством того, что ему правильнее было бы ответить на призыв матери, т.к. он совершал добровольную молтиву. Продолжительное выполнение добровольных деяний не является обязательным в то время, как ответить на призыв матери и благодеяние по отношению к ней является обязательным, а ослушание её запретным. Ему следовало укоротить молитву и ответить на её призыв, а затем вернуться к молитве. Возможно, он опасался, что ему придётся выйти из своей кельи, вернуться к миру сему, привязаться к его красотам, а его намерение и обеты ослабли бы при этом». Сахих Муслим с пояснениями ан-Навави, 16/26.

Tags: Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамд, молитва, салаф-форум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments