kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ

 
يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ
(17) О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость.
يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ
«О сын мой! Совершай намаз»
Лукман призвал своего сына совершать намаз и выделил его из числа остальных благодеяний, потому что намаз является величайшим обрядом поклонения, который мусульмане совершают телом.
وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ
«повелевай совершать одобряемое, запрещай порицаемое»

Он также заповедал своему сыну призывать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого. А для этого мусульманин должен обладать знаниями об одобряемом и порицаемом, потому что только в этом случае ему удастся призывать людей к добру и отвращать их от зла[1]. А наряду со знаниями проповедник должен обладать добротой и терпением, и поэтому далее Лукман заповедал своему сыну терпеливо сносить любые трудности и неприятности.
وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ
«и терпеливо сноси все»
Такое терпение требует от проповедника выполнять то, к чему он призывает окружающих, и избегать всего, от чего он предостерегает людей. Выполняя же эти предписания, человек не только сам становится на прямой путь, потому что совершает добро и избегает зла, но и помогает другим встать на него, потому что призывает их творить добро и удаляться от зла.
Лукман прекрасно понимал, что проповедника истины и добра ожидают трудности и испытания. Людям тяжело призывать окружающих к одобряемому и удерживать их от порицаемого. Именно поэтому он велел своему сыну проявлять должную терпимость и выполнять его заповеди с надлежащей решимостью.
إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ
«Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость».
Воистину, эти заповеди заслуживают самого пристального внимания, и выполнять их надлежащим образом удается только тем, кто наделен решимостью.
وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحاً إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ
(18) Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов.
وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ
«Не отворачивай своего лица от людей» т.е. не хмурься и не отворачивайся от людей из высокомерия и презрения к окружающим[2].
وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحاً
«и не шествуй по земле кичливо» т.е. не ходи по земле горделиво, хвастаясь собственным богатством и забывая о своем Благодетеле. Не будь самодоволен и кичлив,
إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ
«Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов», которые надменно относятся к людям в душе и выражают свое высокомерие отношением к людям внешним обликом, а также бахвалов, которые выражают свое высокомерие на словах[3].
 
وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ وَاغْضُضْ مِن صَوْتِكَ إِنَّ أَنكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ
(19) Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла.
وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ
«Ступай размеренной поступью» т.е. ходи скромно и спокойно. Не ходи так, как ходят высокомерные гордецы или нерадивые простецы.
وَاغْضُضْ مِن صَوْتِكَ
«и понижай свой голос» т.е. не повышай голос, проявляя уважение к людям и почтение к Аллаху.
إِنَّ أَنكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ
«ибо самый неприятный голос – это рев осла», самый неприятный и отвратительный голос – это рев осла. И если бы громкий голос приносил бы пользу, то он не был бы отличительной особенностью ослов, которые известны своей глупостью и низостью.
Заповеди, которые мудрец Лукман оставил своему сыну, объединяют в себе важнейшие религиозные предписания, из которых вытекают многие другие заповеди. Любые религиозные заповеди имеют тесное отношение к заповедям Лукмана, потому что они учат мусульман творить добро и избегать зла. Все это подтверждает сделанное нами ранее заявление о том, что мудрость складывается из знания о религиозных предписаниях и пользе этих предписаний. Именно поэтому мудрец Лукман повелел
- исповедовать единобожие, которое представляет собой основу религии,
- запретил приобщать к Аллаху сотоварищей и разъяснил, что именно должно удерживать людей от многобожия и идолопоклонства.
 - Он также повелел делать добро родителям, и разъяснил причину, по которой человек должен почтительно относиться к своим родителям.
- Он также повелел благодарить Аллаха и выражать признательность родителям, но подчеркнул, что повиноваться им следует только тогда, когда они не призывают человека к ослушанию Аллаха. Если же они побуждают человека приобщать к Аллаху сотоварищей, то он не имеет права повиноваться им в этом. Или же если они сами приобщают Аллаху сотоварищей, или же совершают новшества, или же совершают большие грехи, все равно, не смотря на все это, человек обязан проявлять к ним уважение и делать им добро.
- Он также повелел помнить о том, что Аллах наблюдает за своими рабами и что человеку предстоит предстать перед своим Господом и получить воздаяние за каждое доброе и злое, а также малое и великое деяние.
- Он также запретил проявлять надменность и высокомерие и повелел соблюдать скромность.
- Он также призвал соблюдать спокойствие при ходьбе и при разговоре и запретил нарушать эту прекрасную заповедь.
- Он повелел призывать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого,
- совершать намаз
- и проявлять терпение, которое облегчает человеку выполнение даже самых тяжелых предписаний. Именно поэтому Всевышний сказал: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу» (2:45).
- Что же касается заповедей Лукмана, то они свидетельствуют о том, что он действительно был достоин называться мудрецом. По Своей милости Всевышний Аллах поведал рабам о его мудрости, дабы они следовали его прекрасному примеру.



[1] Одобряемое это то, что одобряется шариатом и то, к чему он призывает. Порицаемое это то, что порицает шариат, запрещает и предостерегает от этого.  Т.е. призывай ко всему одобряемому, начиная с единобожия заканчивая самым маленьким благим делом, вплоть до приказа убирать преграду с дороги, ведь иман это семьдесят с лишним ступеней, самой верхней из которых является шахада, а самой маленькой убирать преграду с дороги. Поэтому, призывай к одобряемому начиная со свидетельства, затем призывай к намазу, закату, уразе, хаджу, благочестию к родителю, к благим нравам и так до самого малого дела.
И предостерегай от порицаемого. Порицаемое, это ширк, новшества, большие грехи, маленькие грехи, скверные нравы и т.д. Все что порицается шариатом и разумом. И благой разум всегда соответствует шариату.



[2] Муджахид говорил: «Это когда между тобой и кем-то будет злоба. И когда ты его встречаешь, он отворачивает от тебя свое лицо».
Ар-Рабиъ бин Анас и Катада говорили: «Не относись презренно к бедным. Пусть бедные и богатые будут для тебя одинаковыми»
[3] То есть Лукман заповедовал сыну не проявлять высокомерие к людям, очищать душу от высокомерия, так как это скверный нрав приводящий к неверию, презренному отношению к людям, к отвержению истины.
Как ты человек проявляешь высокомерие? Прояви скромность. Ты же беспомощное создание, созданное из пыли, созданное из презренный капли, справляешь нужду. Как ты можешь проявлять высокомерие?
Как проявляешь высокомерие зная кто ты? Если ты уколешься иголкой плачешь от этого.
 

Tags: салаф-форум, тафсир Корана
Subscribe

  • حكم دخول شارب الخمر إلى المسجد

    Богословское заключение о вхождении в мечеть в состоянии алкогольного опьянения Вопрос: Родом я из Марокко, но живу во Франции. Вчера в мечеть…

  • لا يصلي الفجر في المسجد خوفا من الكلاب الضالة

    Он не совершает утреннюю молитву в мечети, опасаясь бродячих собак Вопрос: Мне требуется Ваша помощь. Я проживаю в Малайзии, приехал сюда с…

  • (no subject)

    Обьявление никяхов в мечетях Вопрос: Какова степень хадиса у ат Тирмизи: "Обьявите этот никях, и сделайте это в мечетях"? И какой…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments