kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ

 
﴿وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْناً عَلَى وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ﴾

(14) Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие.
Аллах заповедал человеку хорошо относиться к родителям и непременно спросит его о том, соблюдал он эту заповедь или нет? Человек обязан благодарить Аллаха, поклоняться Ему, выполнять свои обязанности перед Ним и не использовать Божьи милости для совершения грехов. А наряду с этим ему велено почтительно относиться к родителям, говорить с ними кротко и учтиво, делать им добро, смиренно вести себя перед ними, уважать их, оказывать им поддержку и всячески избегать любых поступков и речей, которые могут обидеть их.

Аллах заповедал человеку поступать так и возвестил о том, что человек непременно вернется к Аллаху, который ниспослал ему эту заповедь и обременил его этой обязанностью. И тогда Аллах спросит своего раба: "Соблюдал ли ты эту заповедь? Если ты соблюдал ее, то непременно получишь щедрое вознаграждение. Если же ты нарушал ее, то будешь подвергнут мучительному наказанию".
Говоря о причине, которая обязывает человека почтительно относиться к родителям, Всевышний Аллах напомнил о том, что мать носит своего ребенка в чреве, испытывая изнеможение за изнеможением. С момента зачатия беременная женщина становится прихотливой, болезненной, слабой и тяжелой[1]. Затем начинаются родовые схватки, которые причиняют женщине очень сильные боли[2]. А после рождения ребенка она заботится о нем, воспитывает его и кормит его грудью в течение еще двух лет. Разве человек не должен хорошо относиться к тому, кто переносит ради своего ребенка столько трудностей и вместе с тем испытывает к нему самую сильную любовь?
وَإِن جَاهَدَاكَ عَلى أَن تُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلَا تُطِعْهُمَا وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّنْيَا مَعْرُوفاً وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ثُمَّ إِلَيَّ مَرْجِعُكُمْ فَأُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ
(15) А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили.
 
Почитая родителей, нельзя повиноваться им тогда, когда они призывают человека приобщать к Аллаху сотоварищей. Ослушание родителей в этом вопросе не является непочтительным отношением к ним, потому что обязанности человека перед Аллахом важнее, чем его обязанности перед любым творением. «Нельзя повиноваться творениям, если при этом ты ослушаешься Творца».
Всевышний не велел человеку относиться к родителям с неуважением, если они станут побуждать его к язычеству и многобожию. Он велел не повиноваться им только тогда, когда они подталкивают его к совершению греха. Но даже в этом случае он должен быть добр к ним. И поэтому Аллах велел человеку сопровождать таких родителей в этом мире и делать им добро, но не повиноваться им, если они попытаются склонить его к неверию или ослушанию[3].
وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ
и следуй путем тех, кто обратился ко Мне
Человек должен следовать путем только тех, кто уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, кто покорился своему Господу и обратился к Нему. А для того, чтобы следовать этим путем и обратиться к Аллаху, человек должен устремиться душой к своему Господу и совершать деяния, которые помогают приблизиться к Аллаху и снискать Его благоволение[4].
Каждый человек, будь он покорный мусульманин или грешник, непременно вернется к Аллаху, и тогда ему возвестят обо всем, что он совершил. Он получит воздаяние за веру или неверие, а также получит воздаяние за совершенные им благодеяния и прегрешения, и ни одно человеческое деяние не останется сокрытым от Аллаха.
Далее Всевышний Аллах поведал о том, что мудрец Лукман сказал:
يَا بُنَيَّ إِنَّهَا إِن تَكُ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ فَتَكُن فِي صَخْرَةٍ أَوْ فِي السَّمَاوَاتِ أَوْ فِي الْأَرْضِ يَأْتِ بِهَا اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ لَطِيفٌ خَبِيرٌ
(16) О сын мой! Если нечто[5] весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах – Проницательный (или Добрый), Ведающий.
Горчичное зернышко является одним из самых мелких и ничтожных творений. Но даже такое творение не сможет скрыться от Аллаха, потому что знание Аллаха безгранично, а Его могущество совершенно. Среди Его прекрасных имен – Добрый (Латыф), Проницательный и Ведающий (Хабир). Его знания настолько совершенны и безупречны, что они объемлют самые сокровенные тайны творений, океанов и пустынь. А это значит, что человек обязан помнить о том, что Аллах наблюдает за ним, повиноваться своему Господу и избегать всех малых и великих грехов[6].



[1] И это первое изнеможение
[2] Это второе изнеможение.
[3] Толкователи Корана говорили, что этот аят был ниспослан по причине Саъда бин Аби Уаккаса, как на это указывает хадис в сборнике Муслима (1748): «То что по его причине были ниспосланы некоторые аяты из Корана. Он рассказывал: «Мать Саъда поклялась не разговаривать с ним, не будет есть и пить, пока он не откажется от своей религии. Она сказала (ему): «Ты возомнил что Аллах заповедовал тебе благочестие к родителям. А ведь я твоя мать. И я приказываю тебе это». Он сказал: «И в таком положении она провела три дня, пока не потеряла сознания от истощения. И другой ее сын, имя которого Уъмара напоил ее водой. И она начала взывать против Саъда, после чего Аллах, всемогущ Он и велик, ниспослал аят из Корана:
وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ حُسْناً
«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям» (Аль-Анкабут 29: 8)
[4] В тафсире аль-Багауи сказано, что это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Каждый сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/120. Для каждого верующего является обязательным понимать Коран и Сунну только в соответствии с пониманием праведных предшественников этой общины (саляфы). Многие мусульмане заявляют о том, что они следуют Корану и Сунне, однако они забывают об этом важном условии, что необходимо понимать Коран и Сунну именно так, как понимали это саляфы, а не так, как может или хочет понимать каждый. Этого требует Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيراً
«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115).
Имам Ибн Абу Джамра говорил: “Ученые сказали, что в этом аяте речь идет о сподвижниках и первых поколениях мусульман!” См. “Бахджату-ннуфус” 15.
Всевышний Аллах также сказал:
فَإِنْ آمَنُواْ بِمِثْلِ مَا آمَنتُم بِهِ فَقَدِ اهْتَدَواْ وَّإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّمَا هُمْ فِي شِقَاقٍ فَسَيَكْفِيكَهُمُ اللّهُ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
 «Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем; если же они отвратятся, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них» (Аль-Бакара 2: 137).
Ибн Аббас сказал: “Речь идет о сподвижниках!” аль-Харауи в “Заммуль-калям” 759.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники».  Абу Дауд 2/503.
Также в истории о дискуссии Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) с хариджитами, сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал им: “Я пришел к вам от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!” Ахмад 1/621.
Все это указывает на важность следования Корану и Сунне в понимании праведных предшественников. Каждый мусульманин обязан понимать Ислам так, как понимали его саляфы, и не основываться на своем мнении, так как понимание Ислама «на свой лад» и привело к возникновению многочисленных сект! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас». Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!». “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.
[5] Имам аль-Багауи говорил: «Нечто» возвращается к греху. Так как сын Лукмана спросил однажды своего отца: «О отец, если я совершу какой-то грех так, что ни кто меня не увидит, как об этом узнает Аллах? И он сказал: (аят)»
[6] Не следует мусульманину быть небрежным к этим двум атрибутам как всеобъемлющее знание, безграничная мощь. Всегда должен помнить о вечности имен Аллаха и полноте его атрибутов. И каждый раз когда он будет вспоминать о полноте его имен и атрибутов, это станет причиной увеличения уважение к нему, возвеличивании его, страха перед ним, желания надежды на Него. Каждый раз когда он будет вспоминать о прекрасных именах и великих качествах, он будет находить их благие плоды в самом себе. И это при помощи Аллаха. Тот, кому Аллах желает добра, наделит тем, что он всегда будет вспоминать об этом, как сказал Всевышний:
﴿ وَلاَ تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطاً ﴾
«и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными».  Прибегай к Аллаху от небрежности и забывчивости. Поминание Аллаха не ограничивается языком. Поэтому небрежность, может проявиться и в том, что человек не будет вспоминать о величии Аллаха, свят Он и велик, о Его мощи, о Его знании, о том, что Он все видит, о том, что Он справедлив, о том, что Он щедр и что Его благам нет конца.
И после этого великого напоминания сыну и важного наставления о том, что Аллах охватил все своим знанием, он как будто хочет сказать: Бойся грешить, бойся ослушаться Его, ведь Он видит все и мощен над всем, засчитаывает все что сделал, и если ты не хочешь чтобы он простил тебя, то ты пропал. А если твой грех является ширком, то нет сомнения в том, что ты в наихудшем положении.
 

Tags: салаф-форум, тафсир Корана
Subscribe

  • الإسلام والعلم

    Фетвы Ибн База и Ибн Усаймина про вращение Земли Вопрос: Правда ли, что Шайхи Ибн Баз и Ибн Усаймин, да смилостивится над ними Аллах, сказали в…

  • المرصد

    Обсерватории в истории ислама "Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки" ,- сказал наш пророк Мухаммад…

  • الإسلام والعلم

    ИСЛАМ И НАУКА Автор: Сейран Арифов Всевышний Аллах побуждает человеческий разум к активному развитию. Размышление - это один из видов…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments