kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

محمد عبد الحق بن غالب بن عطية

Манхадж шейха  Мухаммада Абдул Хакка бин Галиба бин Атиа аль-Андалуси
в тафсире Благородного Корана
Ибн Атиа, да будет доволен им Аллах, был образцом творческого гения своего времени, ибо он воспринял знания из всех известных наук своего времени,  и  относилось  это по большей части к сфере культуры, различных отраслей знания и науки. Его имя – Мухаммад Абдул Хакк бин Галиб бин Атиа аль-Андалуси (родился в 481г. Хиджры в Гранаде, Андалусия, умер по разным данным либо в 541, либо 542, либо в 546 г. Хиджры).

Он вырос в доме знания и добродетели, и получал знания от своего отца, и от учёных своего времени, а затем направился в путь для поиска знаний, избирая среди них величайших и достойнейших, и он был из числа наиболее добродетельных людей сунны и согласия (ахл сунна ва джамаа). И в следуя  духу того времени, он пребывал на джихаде меча, подобно тому как и пребывал  на джихаде слова, объединяя в себе обе эти добродетели.

Он изложил свои научные изыскания в книге «Краткое изложение комментария к Величайшей Книге (Благородному Корану)» («Махрум  аль-ваджиз фи Тафсири Китаб-иль Азиз»), в которой собрал здравые суждения учёных с точностью и краткостью изложения. Описывал её Абу Хайан, сказав: «Лучшее из созданных из числа тафсиров, и достойнейшее по представленному в нём с избирательностью и краткостью».  И сказал о нём ибн Теймия: «Тафсир ибн Атиа лучше тафсира аль-Замахшари, и надёжнее по глубине изложения и передаче, и более удалён от нововведений, и полнее по содержанию других тафсиров, и лучше его во многом. Напротив, он во многом превосходит этот  тафсир, но тафсир инб Джарира надёжнее чем эти оба…» . «Муджмуат-аль-Фатава», 13\388.


В своём тафсире ибн Атиа собрал материалы тафсиров, предшествовавших ему, и лаконично изложил содержащиеся в них наиболее правильным образом и наиболее близко к истинной сунне, наилучшим образом во всех его частях и в полном соответствии их, и тафсир этот соразмерен в его частях, без преобладания одной из них над другой.

Его  освещение предмета характеризуется взаимосвязанностью и лёгкостью, и автор удаляется от неоднозначности толкований и усложнений, не говоря уже о наилучшем  изложении темы и искренности намерений, сделавших тафсир краткой рукописью с чётким  представлением рассмотренных вопросов.
После начала работы ибн Атиа   установил для себя полноценную методологию (манхадж камилян) в тафсире, и ясно  определил  путь знания, стараясь придерживаться этого пути   сколь будет возможно. При этом  этот путь полноценной методологии  (манхадж камилян)   ибн Атиа нисколько не был ограничен только в данном тафсире, напротив, он широко распространилась за его пределы, и он указал для толкователей (муфассиров) после себя подобные же пути, и методология его (манхадж) стала ясной для учёных, ибо сделала тафсир наукой, базирующейся на принципах, положениях и правилах точности, всестороннего исследования и последовательности изложения.

Наиболее важные положения его методологии изложены в следующих позициях:

- Научная подготовка к этой работе, и это обеспечивается принятием на вооружение всех имеющихся научных данных,  и это знание и всестороннее изучение предшествующих тафсиров. И к этим наукам также относятся книги по рецитации (кираат), языкознанию, грамматике, хадисам, и всего прочего из научных дисциплин, которые требуются толкователю (муфассиру).Также  знания из всех этих наук  должны быть почерпнуты из надёжных источников.

- Затем ибн Атиа, да будет Аллах доволен им, не  просто передавал слова предшественников, только лишь собрав их, напротив он критически рассматривал и изучал сказанное ими, и не принимал их слова слепо, если только не удостоверялся в их соответствии основам Шариата, фиксированным в Коране, сунне, единогласном мнении сподвижников (иджмаа), или в достоверном суждении по аналогии (кийяс).

- ибн Атиа, говоря в общем относительно тех, кто стремится к толкованию Благородного Корана, или же по меньшей мере к приведению цитат из  Корана с целью подтвердить те или иные их доводы, указал, что  вменены для них теже положения для толкователей, что и указал он применительно к его сочинению.

- Из основ его методологии (манхаджа) также и приведение данных из хадисов посланника, да благословит его Аллах и приветствует, слов сахабов и табиинов, избирая среди них наиболее надёжные со строны их санадов, и соответствующие рассматриваемой теме и положению Шариата.

- Если ибн Атиа ставил какой либо вопрос, то он не оставлял его, не проведя всестороннего исследования для поиска истины и его решения, и не оставлял его, покуда читатель не чувствовал, что нет ничего более для его разъяснения, и вопрос этот решён.

- Безусловно заслуживает внимания и чтение (рецитация) Корана правильным образом и  упоминал относительно отклонений (шазз), и  говоря, что отклонения в чтении приемлемы, но никак не приемлемы недостатки (илля).

- Также упомянутого им из его научной методологии (манхаджа),  это удаление из тафсира приведения рассказов бану Исраиль (т.н. «исраилизмы» или «евреизмы»), более того, он критиковал своих предшественников-муфассиров, приводивших их, говоря это в следующих словах: «Об этом есть и другие рассказы, но опустим упоминание их из-за их слабости». И также сказал он: «Я не привожу рассказы, если они не согласуются с айатами». И знали учёные об этом принципе ибн Атиа, и оценивали его как правильный, воздавая ему достойную похвалу за это.

-  Вместе с тем ибн Атиа, да будет Аллах доволен им, пребывал в маликитском масхабе, но не был его фанатичным сторонником, а напротив, искал истину и отстаивал её, если даже она и противоречила ему,  утверждая  довод (далиль) и не соглашаясь с тем, что шло вопреки ему.

- И помимо всего вышеизложенного, ибн Атиа имел способность к систематизации, сопоставлению и наилучшему представлению излагаемого, что не было доступно другим авторам, и те кто воспринимали его тафсир, отзывались о нём наилучшим образом.

- И это было наиболее важным в научной методологии (манхадж) ибн Атиа в его «Тафсире», и это оказало влияние на многих учёных, следовавших потом его методологии (манхаджу) и испытывавших его влияние, и среди тех учёных, которые следовали его  манхаджу, следует упомянуть имама аль-Куртуби, да будет Аллах доволен им.

Последнее, что нужно упомянуть в завершении, это то, что  этот тафсир, написанные  без малого  тысячу лет назад, по предопределению Аллаха признаётся сообществом видных учёных, которые используют его благородный свет знания для уточнения, изучения и комментирования. Пусть Всевышний Аллах наделит их всех благом, и сделает его страницы источником пользы для мусульман, и воздаст высшую из степеней его автору. Амин.
 
 Источник:  http://www.islamweb.net/media/index.php?page=article&lang=A&id=38372
 
كان ابن عطية - رحمه الله - نابغة بمقاييس النبوغ في عصره؛ لأنه أحاط بكل العلوم المعروفة في زمانه، وكان على جانب كبير من الثقافة، والتنوع المعرفي والعلمي. إنه محمد عبد الحق بن غالب بن عطية الأندلسي .

نشأ في بيت علم وفضل، وتلقى العلم عن والده، وعن علماء زمانه، ثم رحل طالباً للعلم، فحصَّل منه العظيم والجليل؛ وكان من أفاضل أهل السنة والجماعة، وتولى القضاء لفترة، وكان صاحب جهاد بالسيف كما كان صاحب جهاد بالقلم، فجمع بين كلا الفضيلتين .

وأجلُّ أثاره العلمية كتابه "المحرر الوجيز في تفسير الكتاب العزيز" الذي أجمع أهل العلم على أنه غاية في الصحة والدقة والتحرير؛ وقد وصفه أبو حيان
فقال: " أجلُّ مَن صنَّف في التفسير، وأفضل من تعرض فيه للتنقيح والتحرير" وقال عنه ابن تيمية: " تفسير ابن عطية خير من تفسير الزمخشري ، وأصح نقلاً وبحثًا، وأبعد عن البدع، وإن اشتمل على بعضها، بل هو خير منه بكثير، بل لعله أرجح هذه التفاسير، لكن تفسير ابن جرير أصح من هذه كلها..." مجموع الفتاوى: 13/388 .

جمع ابن عطية
مادة تفسيره من كُتب التفاسير التي تقدمته، وتحرَّى أن يُودِع فيه كل ما هو أقرب إلى الصحة وألصق بالسنة؛ فأحسن فيه وأجاد، وأبدع فيه وأفاد، فجاء تفسيراً جامعاً لكل شيء دون أن يطغى فيه جانب على جانب .

وقد امتازت عبارته بالسلاسة والسهولة، وتجافى فيه مؤلفه عن كل غموض وتعقيد، ناهيك عن حسن في العرض، وإخلاص في القصد؛ فجاء تفسيرًا محدد الخطوات، واضح العبارات .

وضع ابن عطية
لنفسه - منذ البداية - منهجاً كاملاً في التفسير، ورسم طريقاً واضحة المعالم، حاول الالتزام به ما استطاع إلى ذلك سبيلاً، بيد أن ميزة ابن عطية لم تقتصر وتقف عند حد وضع منهج كامل لـ "تفسيره" فحسب، بل سار شوطاً أبعد من ذلك؛ إذ رسم للمفسرين من بعده طريقة مثلى، ومنهجية واضحة المعالم، حين جعل من التفسير علماً يستند إلى قواعد ومبادئ قائمة على الدقة والاستقصاء والترتيب .

أما أهم معالم منهجه، فنجملها في النقاط التالية:

- الإعداد العلمي لهذا العمل، وذلك بالتزود من العلوم كلها بزاد؛ فهو كان على علم ودراية بالتفاسير التي تقدمته، وعلى علم كذلك بكتب القراءات، واللغة، والنحو، والحديث، وكل ما يحتاج إليه المفسر من علوم. وكان يرجع في كل علم إلى مصادره الأصلية .

- ثم إن ابن عطية
- رحمه الله - لم يكن ناقلاً لأقوال من سبقه وجامعاً لها فحسب، بل كان مع ذلك ناقداً ومناقشًا لما ينقل؛ فهو لم يكن يقبل من الأقوال إلا ما شهدت له الأصول الشرعية، من كتاب أو سنة أو إجماع أو قياس صحيح .

- وابن عطية
- على العموم - كان يميل إلى تفسير القرآن بالقرآن، أو على الأقل يختار من الأقوال ما يؤيده القرآن؛ ولأجل هذا عدَّ تفسيره من كتب التفسير بالمأثور .

- وكان من أساس منهجه أن يعتمد كذلك على المأثور من أحاديث الرسول، أو أقوال الصحابة والتابعين، ويختار منها ما بدا له أنه الأسدُّ والأصح والأوفق لمقتضى الشرع ومقاصده .

- وإذا تعرض ابن عطية
لمسألة ما لم يتركها حتى يوفيها حقها من البحث والاستقصاء، بل لا يغادرها إلا بعد أن يُشعر قارئه أنه لا مزيد على ما بيَّنه وقرره .

- واهتم بذكر القراءات القرآنية ما صح منها وما شذَّ، وكان ذكره لما شذَّ من القراءات من باب التنبيه عليه ليس إلا .

- ومن معالم منهجه - وهو مما يحسب له - أنه تجنَّب في تفسيره ذكر القصص الإسرائيلي، بل أكثر من ذلك فقد انتقد من سبقه من المفسرين لذكرهم إياها؛ ومن عباراته في ذلك قوله: "وهناك قصص أخرى أعرضت عن ذكرها لضعفها.." وقوله كذلك: "لا أذكر من القصص إلا ما لا تنفك الآية إلا به.." وقد عرف العلماء لـ ابن عطية
هذا الصنيع، وقدَّروه حق التقدير، وأثنوا عليه في ذلك الثناء الجميل .

- ومع أن ابن عطية
- رحمه الله - كان مالكي المذهب، إلا أنه لم يكن متعصباً لمالكيته، بل كان يتحرى الحقيقة ويقف عندها، ولو خالفت ما هو عليه، ويقف مع الدليل، وإن كان لا يوافق ما يميل إليه .

- وفوق كل ما تقدم فقد أوتي ابن عطية
قدرة على التنظيم والتنسيق وحسن العرض، مالم يتوفر لغيره، مما جعل تفسيره يلقى ذلك القبول، ويُمدح بأفضل المقول .
كانت تلك أهم معالم منهج ابن عطية في "تفسيره"؛ وقد تأثر كثير من العلماء الذين جاؤوا من بعده بمنهجه، واقتفوا أثره؛ ومن بين أولئك العلماء الذين ساروا على دربه ونهجوا نهجه الإمام القرطبي رحمه الله .

بقي أن نشير - ختامًا - إلى أن هذا التفسير بقي حبيساً في المخطوطات قرابة ألف عام إلا قليلاً، إلى أن قيَّض الله له ثلة من العلماء الأجلاء، الذين تولوا إخراجه إلى النور في ثوب قشيب من التحقيق والتدقيق والتعليق. فجزى الله الجميع خيراً، وجعل ذلك في صحائفهم، ونفع الله به المسلمين، وجعل مؤلفه في أعلى علِّيِّن آمين .

 
*** *** ***
Скачать тафсир бин Атиа аль-Андалуси на арабском языке можно здесь http://www.almeshkat.net/books/open.php?book=1514&cat=6


Tags: тафсир Корана
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment