kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

بن تيمية

Заметки из Сокращения Хамаувийской фатвы Ибн Теймийи
Ученые Ахлю-Сунны единогласны во мнении, что у Аллаха две Руки в истинном смысле и они не подобны[32] рукам творений. Неправильным будет, изменять и перетолковывать смысл этого, как мощь или милость и т.п., а объясняется это следующим:

1- Это является отходом от истинного смысла[33] речи к метафорическому[34] без доказательства на это.


2- Эти смыслы неприемлемы арабским языком в том контексте, в котором пришли слова, добавленные и связанные с Аллахом. Аллах сказал: “…кого Я сотворил Своими обеими Руками“, и неверным будет сказать, что смысл этого, – “…кого Я сотворили Своими обеими милостями или обеими силами”.

3- Эта добавка[35] Руки к Аллаху пришла в двойственном числе, и нигде в Коране и Сунне не пришли мощь (сила) и милость Аллаха в двойственном числе и добавленным к Аллаху, тогда как же мы можем толковать одно другим!?

4- Если под этим подразумевалась мощь (сила), то тогда можно было бы сказать, что Аллах и иблиса создал Своей Рукой и т.д., а если это было бы возможным, то иблис бы мог возразить перед Господом, когда Он сказал ему: “О иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?“

5- Слово Рука, которое Аллах использовал в отношении Себя, пришла в текстах в разных формах, из-за чего невозможно толкование этого как милость или мощь. Пришло как Рука, как Ладонь[36], пришло также утверждение Пальцев[37], пришло то, что Аллах берет ею, трясет ею, как в словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Возьмет Аллах небеса Своей Рукой, а другой Своей Рукой возьмет землю, затем сотрясет их и скажет: “Я – Владыка”!”[38]

Это некоторые доказательства, указывающие на невозможность толкования Рук Аллаха как Его мощи или милости.


16- О двух Глазах Аллаха Всевышнего

Мнением ученых Ахлю-Сунны ва аль-Джамаа является то, что у Аллаха два Глаза, Он смотрит ими, и понимается в истинном смысле, как подобает Его Величию. Это Атрибут является Его Сущностным Атрибутом (ас-Сифа аз-Затийя) утвержденным Кораном и Сунной.

К доказательству из Корана относятся Слова Всевышнего:

“Он поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тому, в кого не уверовали (или тем, которые не уверовали)“. Сура аль-Къамар 14 аят.

К доказательству из Сунны относятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “…Поистине ваш Господь не “аъвар” (- дефективный на второй глаз[39])”.[40]

А также хадис: “Смотрят на вас два вечных и проницательных”.[41]

А также хадис: “Хиджаб Его – Свет, - если бы Он снял его, то сияние Его Лика, сожгло бы все творения, которых достигает Его взор“.[42]

Это два Глаза в истинном смысле и они не подобны глазам творений. Неправильным будет, изменять и перетолковывать смысл этого, как знание, а объясняется это следующим:

1- Это является отходом от истинного смысла речи к метафорическому без доказательства на это.

2- Тексты пришли в таком контексте, где нельзя их понимать в другом смысле: “Смотрят на вас…”. А также: “… сожгло бы все творения, которых достигает Его взор”. А также: “…Поистине ваш Господь не “аъвар” (дефективный на второй глаз)”[43].



17- О том, каким образом пришли тексты о двух Руках и Глазах Аллаха

Атрибуты две Руки и Глаза Аллаха пришли в текстах в трех видах: в единственном, двойственном и множественном числе.

В единственном числе:

Слова Аллаха:

“Благословен Тот, в Чьей Руке власть…”. Сура аль-Мульк 1 аят.

Слова Аллаха:

“Я одарил тебя Своей любовью, и тебя взрастили (под наблюдением) Моего Ока”. Сура Та-ха 39 аят.

Во множественном числе:

Слова Аллаха:

“Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши Руки, Мы создали для них скот, и что они им владеют”? Сура Я-син 71 аят.

Слова Аллаха:

“Он поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тому, в кого не уверовали”. Сура аль-Къамар 14 аят.

В двойственном числе:

Слова Аллаха:

“Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает”. Сура аль-Маида 64 аят.

Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Когда раб встает на молитву, то он встает перед двумя Глазами Милостивого[44]“. Это приводится в книге “Саваикъ аль-Мурсаля” с иснадом от Ата от Абу Хурейры от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, без оценки иснада и указания других источников.

В Коране же Атрибут-Глаза не пришли в двойственной форме.

Для согласования этого можно сказать следующее:

Пришедшая форма единственного числа не исключает ни двойственную, ни множественную форму. Определяемое (мудаф) единственного числа охватывает и включает в себя все, что утверждается в отношении Аллаха, как Рука, Глаз, будь это одним или больше.

Для согласования между тем, что пришло в двойственной и множественной форме, можно сказать следующее:

Если скажем, что наименьшим числом множественной формы считается число два, то нет противоречия между двойственной и множественной формой, т.к. они указывают на одно и тоже.

Если же, что наименьшим числом множественной формы является число три, что считается наиболее распространенным мнением, то согласование этого в следующем:

В Коране под множественной формой не подразумевается его наименьшее число три (и более), этим выражается возвеличивание Аллаха и используется для совместимости выражения. Под совместимостью имеется виду совместимость и сочетание определяемого и определения в родительном падеже (мудаф и мудафун-илейхи). В нашем случае определение (мудафун-илейхи) это – “Наши” – (نا), под чем однозначно понимается возвеличивание, а для совместимости этого выражения естественно необходимо придти с определяемым (мудафун) множественного числа.

Множественная форма более яркая форма для возвеличивания, чем двойственная или единственная, а когда определение и определяемое (мудаф и мудафун-илейхи) оба несут в себе возвеличивающий смысл, это более красноречиво.

Книга: «Фатху Роббуль-бария би талхис аль-Хамавия».


[1] Единогласное решение Учённых.

[2] Врожденное природное чувство.

[3] Приводит аль-Ляликаи 3/395,659, а так же в “Мухтасаре ‘Улув” номер абзаца 48.

[4] Единогласное решения Ученых-муджтахидов.

[5] Читайте в “Сияр” 7/121; “Фатх аль-Бари” 13/406.

[6] История с муравьем.

[7] Ибн Хаджар Аскалани в “Фатхуль Бари”, по поводу слов, которые произносил Джувейни, указывая на известную добавку к хадису о начале творения: “Был Аллах и ничего не было“, а добавка: “…и Он сейчас на том на чём был“, чем Джувейни отрицал “Истава аля Арш”.

Ибн Хаджар говорит: “…иногда встречается в этом хадисе в некоторых книгах добавка, но нет подобной добавки в книгах Хадиса, предупреждал об этом величайший Учёный, Ибн Теймия, он из тех, слова которых в суждении по поводу хадисов и передач, беспрекословно принимаются”. В пояснение хадиса под номером 2953.

[8] Читайте “Сияр” 18/475.

[9] Абу Мухаммад ‘Абд аль-К’адир ибн Аби Солих ‘АбдуЛлах аль-Джилий аль-Ханбалий, Ученый аскет, Шейх Багдада. Сказал аз-Захаби:”…в общем Шейх ‘Абд аль-К’адир (ученый) большого значения, хотя есть некоторые замечания в некоторых его высказываниях,…а многое что приписывается к нему, есть наговоры….Из работ его ” аль-Гьунья “…Родился он в Джилане в 471 г. умер в 561 г. Читайте о нем в “Сияр” 20/439; в “Бидаят ва Нихаят” в главе произошедшее в 561 г.

[10] Цепочкой передатчиков.

[11] Приводится так же у Ибн Каийима в книге Иджтима аль-Джуюшь аль-Ислямия стр. 34.

[12] Смотрите аль-Гьунья стр. 96. Глава: Познание Творца.

[13] Приводится в книге Сияр Имама аз-Захаби 8/100-101. А так же в книге Асмау ва Сифат Имама аль-Байхакьи стр. 516.

[14] Приводится в книге Асмау ва Сифат Имама аль-Байхакьи стр. 516.

[15] Сказал Шейх ‘Абд аль-Кьадир Джилани: “Вознесение [Истива] является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а так же пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему, как и Рука [Ядд], Лик [Воджх], Глаз [‘Айн], Жизнь, Мощь…и мы не отойдем от Книги и Сунны, будем читать аяты и хадисы и уверуем в то, что в них, однако, знание о форме-образе [кейфият] в Качествах и Атрибутах Его, оставим на Знание Аллаха Всевышнего”. Смотрите “аль-Гьунья” стр. 74. Глава: “Познание Творца”. Издательство “Дар ас-Содир”. Ливан. Бейрут. Второе издание. 2007 г. [От переводчика].

[16] В смысле,- овладел [Иставля]. От переводчика.

[17] Передается от известнейшего знатока арабского языка из Куфы, Абу АбдаЛлы, Мухаммада ибн Зияда, известного как Ибн аль-А’раби, родившегося в 150 г. И умершего в 231 г.: Однажды его спросил один человек: Какой смысл Слов Аллаха: “Милостивый Вознесся над Троном”. Ибн аль-А’раби ответил: “Он над Троном как об этом и оповестил нас”. Тут мужчина возразил: “О Абу АбдуЛлах, ведь смысл этого, есть – овладел”. Ибн аль-Арабо прервал его словами: “Замолчи. Не говорят ни на что,- овладел чем-то, кроме как если этому предшествовало противоположное, а когда одно побеждает другое, тогда говорят,- овладел”. И привел ему доказательства из стихов времен джахилии.

Передается от Мухаммада ибн ан-Надзра: “Я слышал как Ибн аль-А’раби говорил, что однажды Ибн Абу Давуд попросил найти для него в языке арабов для слова Вознесся [Истива], смысл овладел [истиля]. Я сказал ему: “Клянусь Аллахом, что такого нет, и я ничего не смог найти подобного”. Смотрите в “Фатх аль-Бари”, Ибн Хаджара 13/407; “Асмау ва Сифат”, Байхаки стр. 415; “Шарх Усуль И’тикьад”, Ляликаи стр. 399. “Иджтима джуюшь аль-Исламия”, Ибн Каийима 265 стр. От переводчика.

[18] Имеется в виду доказательство из контекста. От переводчика.

[19] Приводит Ибн Хиббан, Книга Знания 13; Глава Вопрос к пользе. Так же Абу Наим в “Хулья” 1/167.

[20] Приводит Хаким 2/272; АбдуЛлах ибн Ахмад ибн Ханбаль в книге “Сунна” 1/301. Имам аз-Захаби в “’Улюв”. На достоверность этого придания указал Шейх Албани в сокращении книги “’Улюв” стр. 45.

[21] Имама Бухари и Муслима.

[22] Тафсир Ибн Касира 1/311.

[23] Приводит ат-Табарани в “Кабире”, “Авсате”. Так же приводится в “Маджма аз-Заваид” 1/60. Так же аль-Байхакьи в “Асмау ва Сифат” 908 и Абу Наим в “Хулья” 6/124.

[24] Приводит ат-Табарани в “Кабире”, “Авсате”. Так же приводится в “Маджма аз-Заваид” 1/60. Так же аль-Байхакьи в “Асмау ва Сифат” 908 и Абу Наим в “Хулья” 6/124.

[25] “Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах объемлет всякую вещь”. Сура Женщины 126 аят.

[26] Абдулла Ибн Умар сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидев плевок на стене михраба, стер его, а потом повернулся к людям и сказал: “Когда молитесь, то не плюйте перед собой, потому что во время молитвы перед вами – Аллах”. Передал Имам Муслим, номер хадиса 547.

[27] Приводит Имам Бухари под номером 1145 и Имам Муслим под номером 758.

[28] Хочется добавить к этому. Если снисходит повеление или Милость Аллаха, то кто говорит: “Я – Владыка! Кто же хочет воззвать ко Мне? Я отвечу ему! Кто же хочет попросить у Меня? Я дам ему! Кто же хочет попросить Меня о прощении? Я прощу ему!”? От переводчика.

[29] Приводит ан-Насаи в “ас-Сугъра” 1305. На достоверность указал Ибн Хиббан и Шейх Албани.

[30] “Исти’аза” о которой идет речь, запрещена кроме как в адрес Создателя. Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби аш-Шафии [4 век по Хиджре] сказал: “Не прибегают за защитой, к кому-то помимо Аллаха или Его Атрибутов, так как все кроме Него, и Его Атрибутов творения! Поэтому Его Слова описаны как “ат-таммат”,- совершенные, а не найдется творения, кроме как в нем найдется недостаток. И прибегание за защитой к творению,- есть Ширк делающий Тавхид не действительным. Так как в этом действии опустошение обязательного метода обращения к Аллаху от Его творений”. Приводит ас-Свейди аш-Шафии в книге “аль-Акд ас-Самин” стр. 225.

Имам Байхаки аш-Шафии, говорил в своей книге “Асмау ва Сифат”, тоже по поводу “исти’азы” [прибеганием за спасением] к творениям: “И не верно [действие того], кто прибегает за спасением к творению от творения”. Том 1 стр. 477. От переводчика.

[31] Приводит Имам Бухари под номером 4684 и Имам Муслим под номером 993.

[32] Сказал Имам ат-Тирмизи (209-279 г.), да смилуется над ним Аллах, в своем «Сунане» 3\50-51: Передается от Абу Хурейры, сказал: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине Аллах принимает милостыню, беря её в Свою Правую (Руку) и взращивает её для каждого из вас подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы Ухуд. Подтверждение же этому в Словах Аллаха»: «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования». Бакара 276 аят. Сказал Абу Иса (Имам ат-Тирмизи): «Это хороший достоверный хадис, подобный, передается так же через Аишу от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Многие из ученых сказали по поводу этого, а также о других подобных хадисах про Сифаты и Снисхождение Господа каждую ночь на ближайшее небо этого Мира, они сказали: «Возможно, подтвердятся подобные передачи, и тогда в них следует верить, но не представлять и не задаваться вопросом «как». Передано от Малика, Суфьяна ибн Уейна, АбдуЛЛы ибн Мубарака, что они говорили по поводу этих хадисов, что их следует проходить, так как они пришли без вопроса «как». Это мнение Ученых Ахлю-Сунна ва аль-Джамаата, но джахмиты отвергли эти передачи и сказали, что они указывают на «ташбих» (уподобление). Аллах во многих местах Своей книги упомянул Руку, Слух, Зрение, джахмиты же делали «таъвиль»(аллегорически толковали) этого так как не делал никто из ученых. Они сказали что Аллах не создавал Адама Своими Руками, и что под рукой следует понимать силу-мощь. Исхакъ ибн Рахавейх сказал: «Уподобление будет тогда, когда скажут что Рука – как рука, либо подобен руке, Слух – как слух, либо подобен слуху. Так вот если кто-то скажет: Слух как слух, то это будет уподобление (ташбих). А если же кто-то скажет, как сказал Аллах: Рука и Слух и Зрение и не скажет, каким это образом и не скажет – как слух или подобен слуху, то это не будет являться уподоблением. Это подобно тому, как сказал Аллах: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». От переводчика.

[33] Хакика

[34] Маджаз

[35] Идафа (изафет)- сочетание определяемого с определением в родительном падеже. От переводчика.

[36]Абу Хурайра говорил: “Каждый раз, когда кто-либо среди вас подаст милостыню, выделенную из добротного (богатства), ведь Аллах принимает только добротное, Милостивый возьмёт ее в Свою правую Руку и, будь это хоть финик, он примется расти в Ладони Милостивого (Кафф ар-Рахман), пока не станет огромнее горы. Так вы выращиваете своих жеребят и свой приплод”. Приводит Имам Муслим под номером 1014. От переводчика.

[37] Абдулла Ибн Амр Ибн Аль-Асс говорил, что он слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: “Истинно, сердца сыновей Адама, все до единого – между двумя пальцами из пальцев Милостивого…”. Приводит Имам Муслим под номером 2654. От переводчика.

[38] Приводит Имам Бухари под номером 4812 в толковании Слов Аллаха:

“Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Правой (Рукой)”. Сура аз-Зумар 67 аят. А также Имам Муслим под номером 2787.

[39] Глагол “аъвара” означает исчезновение зрения в одном из глаз: “аъвар” значит тот, у кого один из глаз не видит (дефективный). Словарь “Муьджам аль-Васыт” стр.635. От переводчика.

Сказал Имам, Абу Бакр, Мухаммад ибн ат-Тиб аль-Басри, аль-Бакъиляни аль-Ашари: «Аллах Всевышний утвердил в текстах Свои Сущностные Качества и Атрибуты, Он оповестил что является обладателем Лика неисчезающего, как это пришло в Словах: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика». Сура аль-Къасас 88 аят. «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием». Сура ар-Рахман 27 аят. Обладателем двух Рук, Коран утверждает это в Словах: «Его обе Руки простерты». Сура аль-Маида 64 аят. «Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками»»? Сура Сод 75 аят. Они обе не являются органами и формой. Обладателем двух Глаз, которые подтверждает Коран и многочисленные передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». См. Книгу «аль-Инсаф» 23 стр.

[40] Приводит Имам Бухари под номером 3439 и Имам Муслим под номером 169.

[41] Приводит Имам Ахмад, Ибн Маджа под номером 181, во вступлении, в главе “То что отвергали джахмиты”, Ибн Абу Асим в “Сунне” под номером 554. аль-Бусейри в книге “Мисбах аз-Зуджаджа” сказал, что в иснаде этого хадиса есть неточности.

[42] Приводит Имам Муслим под номером 179.

[43]Передал нам Муса ибн Исмаил, сказал нам Джувейрия от Нафиа, от АбдуЛЛаха (который) сказал: “Упомянули даджала возле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он (Пророк) сказал: “Поистине Аллах не (является) неизвестным для вас, и поистине Аллах не “аьвар” (глагол “аъвара” означает исчезновение зрения в одном из глаз: “аьвар” значит тот, у кого один из глаз не видит (дефективный). Словарь “Муьджам аль-Васыт” стр.635.),- и (Пророк) указал рукой своей на свой глаз,- а поистине масих даджал “аьвар” в правом глазу (т.е. дефективный у него второй глаз), как будто он (глаз его) “тофия”. (Виноградина, торчащая из лозы. Словарь “муьджам аль-Васыт” стр.560). Приводит Имам Бухари 7407 (а также 3439).

Абу Хасан аль-Aшари пишет: “Разошлись (люди) в (вопросах)- “Айн”- Глаз; “Яд”- Рука; “Воджх”- Лик, на 4 группы: Сказали “Муджассима” (уподобляющие Аллаха): “Ему (присущи) две руки, две ноги, лик, два глаза, бок”. (Они) утверждают (что это) части (тела) и органы. Сказали “Асхабуль-Хадис”(Ахлю-Сунна): “Мы же не скажем в этом (вопросе) ничего, кроме того, что сказал Аллах, либо того, что пришло в хадисах от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и подтвердим: “Лик без вопроса “как?”, и (также) две Руки и два Глаза, без (вопроса) “как?”. Сказал АбдуЛлах ибн Кулляб: “Применены (выражения) Рука, Глаз, Лик,- известием, потому что Аллах применил это, и не применил другого (выражения): они являются Атрибутами, так же как сказал Аллах о Знании, Могуществе, Жизне, что они есть Атрибуты”. Сказали “Муьтазилиты”, отвергая все, кроме Лика, они метафорически толковали Руки, (сказав, что это) в смысле – милость, а Слово Его:”…бежит перед нашими Глазами”, (толковали как)- нашим знанием“. Книга “Макьалят аль-Исламиин”, стр. 65. От переводчика.

[44] Этот хадис слабый, т.к. в иснаде



Tags: Хамаувийская фетва, ибн Теймийя
Subscribe

  • ***

    Опровержение тем кто говорит что Зуль Карнейн - это Александр Македонский Разьяснение имама Ибн Теймии Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:…

  • ***

    Фетва шейх уль Ислама Ибн Теймии о запретности поиска того что сделает изначальный никях недействительным, после развода жены тройным разводом…

  • post

    Оригинал взят у alifammara в post Шейхуль-ислам Ибн Таймийя написал в книге «аль-Истикама» (1/39, 40): «Смута…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments