kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

بن تيمية

Заметки из Сокращения Хамаувийской фатвы Ибн Теймийи
8- Трон [аль-Арш] в арабском языке значит: Трон власти.

Сказал Аллах о Юсуфе (мир ему):

“Он поднял своих родителей на трон…” Сура Юсуф 100 аят.

И сказал о Королеве Саба:

“Ей даровано все, и у нее есть великий трон”. Сура Муравьи 23 аят.

А Трон Милостивого, над которым Он Вознесся, это великий Трон объемлющий собой творения, он над всеми ними, и он больше них, как это пришло в хадисе от Абу Зарра, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Семь небес и семь земель, не представляют из себя ничего по отношению к Престолу [аль-Курсий], кроме как подобие колечка брошенного в пустыню. Поистине величие Трона [аль-Арш] над Престолом [аль-Курсий] как величина пустыни над этим колечком”.[19]


Сказал сам автор, Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, в своем послании “Рисаля Аршия”: “Этот хадис известен в нескольких передачах. Его приводили Абу Хатим, Ибн Хиббан в своем “Сахихе”, Имам Ахмад в своем “Муснаде”, и другие”.

Престол [аль-Курсий] в арабском языке значит: Ложе и то на чем сидят.

Престол же, который Аллах упомянул, говоря о Себе, есть то, на чем Его Стопы [Кьадам]. Сказал Ибн Аббас:

الكرسي موضع القدمين و العرش لا يقدر قدره إلا الله عز و جل

“Престол,- это то, на чем Его Стопы [Кьадамейн], а Трон не знает его величия никто кроме Аллаха”.[20]

Это приводит Хаким в “Мустадраке”, сказав, что эта передача на условиях двух Шейхов[21]. Он привел его, указав на поднимаемый [марфуа] к Пророку,да благословит его Аллах и приветствует, хукм этого предания, однако верным является его остановка [мавкьуф] на Ибн Аббасе.

Смысл, который упомянул Ибн Аббас, о Престоле, есть общеизвестный смыл у приверженцев Ахлю-Сунны, и передается от них, а то, что передают от него же что Престол [аль-Курсий] есть Знание, то это слабо и малоизвестно, так же как то, что относят к словам Хасана [аль-Басри], что Престол есть Трон, это слабо и не достоверно, как сказал Ибн Касир аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, в своем Тафсире.[22]

9- О нахождении вместе [ма’ият (معية)]

Аллах подтвердил в отношении Себя в Своей Книге и на языке Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что Он вместе со Своими творениями.

Из доказательств Корана, Слова Его: “Он с вами, где бы вы ни были”. Сура Железо 4 аят.

Слова Его: “Воистину, Аллах с верующими”. Сура Трофеи 19 аят.

Слова Его: “Он сказал: «Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу”. Сура Та-ха 46 аят.

Доказательствами из Сунны являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Лучшей верой, является знать, что Аллах вместе с тобой, где бы ты ни был”.[23]

А так же слова его, , сподвижнику своему Абу Бакру,, когда они оба находились в пещере:

«Не скорби, ибо Аллах с нами». Сура Покаяние 40 аят.

И на этом единогласно объединились Салафы и Имамы этой Уммы.

“Ма’ият” [معية] в арабском языке, означает абсолютность соединения и сопровождения, однако указание его и вытекаемое значение, различается в соответствии добавкой, контекстом и обстоятельствами:
Иногда означает смешивание; как если сказать: “я сделал воду вместе с молоком”.
Иногда угрозу и предупреждение; как если скажет воспитатель для проказника: “Ступай, а я вместе с тобой”!
Иногда означает помощь и поддержку; как если сказать тому, кто прибегает к тебе за помощью: “Я вместе с тобой”.

И многое другое, что вытекает по смыслу в зависимости от контекста и обстоятельств.

Если это понятно, то должно так же стать ясным, что выражение ма’ият [معية], употреблено в отношении Аллаха в его истинном смысле, а не в аллегории. Ма’ият [معية] Аллаха к творениям, является тем, что подобает Его Величию, она не подобна ма’ияту [معية] творений к творениям, она величественней, совершенней и пречиста от всех недостатков, и не причастны к этому никакие ложные вытекающие выводы из того, что присуще в этом творениям.

Некоторые Салафы толковали ма’ият [معية] Аллаха с творениями, Знанием Его о них, и цель их была в том, чтоб опровергнуть “джахмитов” и “хулюлитов”, которые говорили, что Аллах Сущностью Своей повсюду в каждом месте, и привели в доказательства аяты Корана о ма’ият [معية]. Салафы же пояснили что из текстов о ма’ияте [معية], не выходит то что Аллах вместе с нами Сущностью Своей, это не возможно утверждать, ни разумом ни Шариатскими текстами, т.к. это опровергает то что ему присуще из абсолютной Возвышенности, и приводит к тому, что Его окружают творения, что невозможно и от чего Пречист Аллах.

10- Виды ма’ията [معية] нахождения Аллаха вместе с творениями

Нахождение Аллаха вместе с творениями,- ма’ият [معية], делится на два вида: общее и конкретное.

Общее означает, что Аллах охватывает все творения, из верующих, неверующих, благочестивых и грешников Знанием, Могуществом, Властью и Управлением, а так же другими смыслами, что включает в себя Его эпитет Господства [Рубубия].

И тот, кто уверовал в этот вид ма’ията [معية], обязательно познает совершенное наблюдение [муракьаба] Аллаха, Свят Он и Велик. Поэтому и сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,: “Лучшей верой, является знать, что Аллах вместе с тобой, где бы ты ни был”.[24]

Примерами этого вида являются следующие Слова Аллаха: “Он с вами, где бы вы ни были”. Сура Железо 4 аят.

А так же: “Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше. Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи”. Сура Муджадаля 7 аят.


Конкретное же, подразумевает помощь и поддержку тому, в отношении кого это было употреблено. Оно касается тех, кто имеет к этому право из посланников и их последователей.

И тот, кто уверует в этот вид ма’ията [معية], познает совершенство твердости о силы.

Примерами этого вида являются следующие Слова Аллаха:

“Воистину, Аллах с верующими”. Сура Трофеи 19 аят.

А так же:

Воистину, Аллах с теми, кто богобоязнен и кто творит добро. Сура ан-Нахль 128 аят.

А так же слова Пророка, , сподвижнику своему Абу Бакру,, когда они оба находились в пещере:

«Не скорби, ибо Аллах с нами». Сура Покаяние 40 аят.

Если спросят: Ма’ият [معية] является Сущностным Атрибутом Аллаха или Атрибутом Его Действия?

Ответ следующий: Ма’ият общий [المعية العامة], является Сущностным Атрибутом, потому что включающий смысл этого, присущ Аллаху всегда и в предвечности. А ма’ият конкретный [المعية الخاصة], является Атрибутом Его Действия, потому что включающий смысл этого, зависит от причин, в присутствии которых это есть, а в отсутствии которых, отсутствует.


11- Согласование между текстами о Вознесении Аллаха Сущностью Своей и Его “нахождения вместе [с творениями]“.


Прежде чем мы скажем у согласовании между этими текстами, мне хотелось бы предоставить для вашего внимания полезное правило, на которое указал Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах, в своей книге “аль-Акль ва ан-Накьль”, 1/43-44. Вкратце оно заключает в себе следующее:

Если говорят о противоречии между двумя доказательствами, то либо они оба будут абсолютно категоричными [кьат’иейн], либо оба основаны на предположении [зонниейн], либо один из них категоричный, а второй предположительный, и таким образом у нас три положения.

Первое, – когда оба доказательства категоричные [кьат’иейн]. То есть разум категорично и полностью уверен в том, на что они указывают. Подобное противоречие невозможно, потому что допущение возможного противоречия между ними указывает, либо на то, что один из них следует устранить, а это невозможно, т.к. категоричный довод обязательно утвержден [Шариатом], либо на утверждение обоих их вместе с противоречием, что так же невозможно, т.к. согласовывает два взаимоисключающих аспекта.

И если предполагается противоречие в них, то либо они оба не являются категоричными, либо между ними нет противоречия, в том смысле, что один из них следует понимать так, чтоб другой ему не противоречил. К этому не относятся те из доказательств, в которых стало известно об отмене [насx] одного из них, т.к. отмененный довод не утвержден [Шариатом], и он не ставится в противоречие.

Второе,- когда оба доказательства основаны на предположении [зонниейн]; либо с точки зрения довода в них, либо с точки зрения степени доверительного источника. В таком случае необходимо провести анализ для выявления более приоритетного из них, с последующим его утверждением.

Третье,- когда один из них категоричный [кьатий], а второй основан на предположении [зонний]. В таком случае по единогласному мнению всех благоразумных, опираются на категоричный довод, потому что ясность не устраняется предположением.

Если это стало ясным, то скажем следующее:

Нет сомнения, что священные тексты пришли с утверждением Возвышенности Аллаха Сущностью Его над творениями и то, что Он вместе с ними, и все они категоричны в своем содержании и указании. Аллах согласовал их и собрал вместе в Своих Словах:

“Он Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете”. Сура Железо 4 аят.

В этом аяте Аллах Всевышний указал на Возвышенность Свою над Троном [Аршем], который является высочайшим из творений, а так же сказал что Он вместе с нами, и нет между ними противоречия и согласование между ними возможно.

Возможность этого согласования можно пояснить с нескольких сторон:

Первая: Эти священные тексты и ясные указания в них пришли вместе, следовательно, нельзя говорить о невозможности их согласования, т.к. священные тексты не могут указывать на невозможное и несостоятельное. Тот же кто, читая их, видит их указывающими на невозможность, тот глубоко ошибается и ему, необходимо обратившись к Аллаху с мольбой о помощи и верном руководстве, вновь взглянуть на эти священные тексты и приложить все старания для понимания Истины. Если после этого он познает её, то пусть он возблагодарит Аллаха за это, а если нет, то пусть оставит знание и пояснение этого Знающим и скажет: “Я уверовал в это. Все от нашего Господа. Свят Ты о Аллах, мы не обладаем знанием, кроме того которым Ты наделил нас. Поистине Ты Знающий Мудрый”.

Вторая: Нет никакой несовместимости между текстами “Возвышенности” и “нахождения вместе”. “Нахождение вместе”, не делает обязательным смешивание и проникновение в определенное место – как мы говорили и раньше,- вполне возможно, чтоб что-то было сущностью своей в высоте и вместе с тем, на это что-то говорили, что оно вместе с нами, как это в примере с луной: “Пока мы шли, луна была вместе с нами”. Это говорится в то время, когда луна находится в небесах, и никто не считает это выражение невозможным и противоречивым не слогом, не смыслом. Говорящий эти слова, прекрасно понимает смысл “нахождения вместе” в своих словах и осознает, что они не несут противоречивый смысл того, что луна находится вместе с ними на земле. Посему, если возможно согласование “Возвышенности” и “нахождения вместе” в отношении творений, то в отношении Высочайшего и Пречистого Аллаха это возможно в первую очередь.

Третья: Даже если предположить, что между смыслами “возвышенности” и “нахождения вместе” в отношении творений есть указание на невозможность и противоречие, то это никак не указывает на необходимость утверждения подобного в отношении Творца. Ведь мы знаем, что Аллах Всевышний, нет ничего подобного Ему, во всех Его Качествах, ведь нельзя сравнивать Его “нахождение вместе” с чьим либо другим из творений. Его “нахождение вместе” не означает, что Он смешан с ними или находится с ними в определенном месте, т.к. Он Высочайш Сущностью Своей, ничто не объемлет Его, а напротив Он Всеобъемлющ[25].

Таким же образом можно согласовать и те тексты, которые достоверно указывают на Возвышенность Аллаха и на то, что Он перед молящимся, когда тот совершает молитву[26]. Объяснение и согласование этих текстов следующее:

1- Священные тексты пришли, соединяя в себе два этих указания, а они не могут указывать на невозможное.

2- Нет никакой несовместимости между “возвышенностью” и “расположением перед (напротив)”. Вполне возможно чтоб что-то было сущностью своей в высоте, а вместе с тем, было напротив. Разве не говорится на солнце, когда оно восходит из-за горизонта, что оно прямо передо мной, хотя в данный момент оно находится в небесах!? Ведь никто не считает это выражение невозможным и противоречивыми по смыслу. Посему, если возможно согласование “Возвышенности” и “расположения перед (напротив)” в отношении творений, то в отношении Высочайшего и Пречистого Аллаха это возможно в первую очередь.

3- Даже если предположить, что между смыслами “возвышенности” и “расположением перед (напротив)” в отношении творений есть указание на невозможность и противоречие, то это никак не указывает на необходимость утверждения подобного в отношении Творца. Ведь мы знаем, что Аллах Всевышний, нет ничего подобного Ему, во всех Его Качествах. Его “расположение перед (напротив) молящимся” не означает, что Он находится с ним в определенном месте и является некой оградой для него в молитве, т.к. Он Высочайш Сущностью Своей, ничто не объемлет Его, а напротив Он Всеобъемлющ.

12- О Снисхождении Аллаха на ближайшее небо



Приводится в двух сборниках “Сахиха” от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Каждую третью часть ночи, Господь наш нисходит к ближайшему небу и говорит: “Я – Владыка! Кто же хочет воззвать ко Мне? Я отвечу ему! Кто же хочет попросить у Меня? Я дам ему! Кто же хочет попросить Меня о прощении? Я прощу ему!”[27]

Этот хадис передают от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, около двадцати восьми сподвижников, да будет доволен ими Аллах и все Ученые Ахлю Сунны единогласны в принятии этого хадиса.

Снисхождение Всевышнего на ближайшее небо относится к Его Качествам Действия (ас-Сифа аль-Фиълийя), которое связано с Его Волей и Мудростью, и это Снисхождение в истинном смысле, так как подобает Его Величию.

Неправильным будет искажение смысла на то, что здесь идет речь о снисхождении Его повелений или Его Милости или Его ангелов, а не состоятельность подобных утверждений поясняется следующим:

1- Утверждение подобного является противоречием того, на что указывает внешний смысл хадиса. Ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, употребил и связал снисхождение с Аллахом. В основе своей, действие связывается с тем, от кого оно исходит, и кто его совершает, а если утверждать что оно относится к кому-то другому, то это будет изменением противоречащим основе.

2- Толкование этого подобным образом, подразумевает, что что-то в речи было упущено, а основой считается отсутствие каких-либо упущений.

3- Снисхождение Его повелений и Его Милости не выделяется этим промежутком времени ночи, как известно, Его повеления и Милость снисходят постоянно.

А если кто-то скажет: Здесь подразумевается Его определенное повеление и определенная Милость и посему не обязательно, чтоб это происходило постоянно.

То ответ будет следующим: Если предположить верность подобного толкования, то из хадиса, мы понимает, что конечным пунктом снисхождения является ближайшее небо, так какая же польза от снисхождения Милости на ближайшее небо, и для чего нас об этом оповещает Пророк, мир ему и благословение Аллаха[28]?

4- Хадис указывает на то, что Тот, Кто Снисходит говорит: “Кто же хочет воззвать ко Мне? Я отвечу ему! Кто же хочет попросить у Меня? Я дам ему! Кто же хочет попросить Меня о прощении? Я прощу ему!”- и не может быть, чтоб кто-то помимо Аллаха говорил подобное!

13-Раздел о не противоречии текстов о Возвышенности Аллаха Всевышнего Сущностью Своей, и Снисхождения Его на ближайшее небо.

Возвышенность Аллаха, относится к Его Сущностным Качествам (ас-Сифа аз-Затийя) и это невозможно отрицать, и это не противоречит пришедшим текстам о снисхождении на ближайшее небо. Согласование между этими двумя текстами можно выразить в следующем:

Во-первых: Эти священные тексты пришли вместе, и не может быть, чтоб они содержали в себе невозможное и взаимоисключающее, как мы уже поясняли ранее.

Во-вторых: Нет ничего подобного Аллаху во всех Его Качествах, а посему Его Снисхождение не является подобным снисхождению творений, которое исключает возможность одновременного возвышения.

А Аллаху об этом лучше знать.


14- О подтверждении Лика Аллаха Всевышнего

Мнением ученых Ахлю-Сунны ва аль-Джамаа является то, что у Аллаха есть Лик в истинном значении, таков, как подобает Ему и описываемый Величием и Великодушием.

На то, что Лик утверждается в отношении Аллаха, указали Коран и Сунна.

К доказательству из Корана относятся Слова Всевышнего:

“Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием”. Сура ар-Рахман 27 аят.

К доказательству из Сунны относятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, высказанные им в мольбе: “И я прошу Тебя дать мне насладиться взглядом на Твой Лик и встречей с Тобой”.[29]

Лик Аллаха Всевышнего относится к Его Сущностным Атрибутам (ас-Сифа аз-Затийя) утвержденным в отношении Него в истинном смысле, так как подобает Его Величию.

Неправильным будет, изменять и перетолковывать смысл этого, как Его награда, а объясняется это следующим:

1- Это является противоречащим внешнему смыслу, а подобное толкование текста с указанием на другой смысл, нуждается в доказательстве, которого нет.

2- Слово Лик, пришло в текстах добавленным к Аллаху Всевышнему. Добавленное к Аллаху, бывает либо чем-то самодостаточным (къаим би нафсихи) либо нет. Если это является самодостаточным, то это является творением, а не Атрибутом Аллаха, как например: дом Аллаха, верблюдица Аллаха. Это добавлено и отнесено к Аллаху либо в качестве почета, либо как относят вещь к его хозяину, творение к Творцу. А если это не является самодостаточным, то это следует относить к Качествам и Атрибутам Аллаха, а не к творениям, как например: Знание Аллаха, Могущество Аллаха, Речь Аллаха, Рука Аллаха и т.д. Лик же без сомнения относится к этому виду, и добавление его к Аллаху считается добавлением Атрибута к Тому, Кто им описывается.

3- Награда является творением Аллаха, она отдельна от Него, Лик же Его является Его неотъемлемым Атрибутом, так как же можно толковать одно другим?!

4- Лик, который пришел в текстах, описывается как обладатель Величия и Великодушия, как Свет к которому прибегают за помощью[30], сияние которое сжигает все, до чего достигает Его Взгляд.

Все эти описания воспрещают толкование Лика как награду. А Аллаху об этом ведомо лучше.

15- О двух Руках Аллаха Свят Он и Велик


Мнением ученых Ахлю-Сунны ва аль-Джамаа является то, что у Аллаха две Руки, распростертые и наделяющие благами, они относятся к Его Сущностным Атрибутам (ас-Сифа аз-Затийя), и понимаются в истинном смысле, как подобает Его Величию.

На это указали Коран и Сунна.

К доказательству из Корана относятся Слова Всевышнего:

Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?» Сура Сод 75 аят.


К доказательству из Сунны относятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Рука Аллаха полна, и от трат ночи и дня, в ней не уменьшается нисколько. Посмотрите (вокруг) – сколько Он израсходовал с тех пор, как создал небеса и землю, а в Его Правой (Руке) даже не убавилось”[31].



http://www.tawhid.ru/1318



Tags: Хамаувийская фетва, ибн Теймийя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments