kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

بن تيمية

Заметки из Сокращения Хамаувийской фатвы Ибн Теймийи
5- О Возвышенности Аллаха Всевышнего и доказательства на это.

Возвышенность Аллаха Всевышнего и Его сущностных Атрибутов делится на два вида:

1) Возвышенность Сущности,- “’Улув аз-Зат”.

2) Возвышенность в Атрибутах,- “’Улув Сифат”.

Возвышенность в Атрибутах, означает, то что, какое бы качество совершенства не существовало, то Аллаху Всевышнему наивысшее её проявление (качество) и наисовершеннейшее её описание, будь это Атрибутом Славы и Могущества, или Атрибутом Красоты и Достоинства (Величия, Мощи).


Возвышенность Сущности означает, то что Аллах Сущностью Своей над всеми творениями Своими, а указал на это Коран, Сунна, Иджма`а[1], разум и фитра[2].

Коран и Сунна, переполнены прямыми и ясными подтверждениями о Возвышенности Аллаха Сущностью Своей над творениями.

Доказательства на это следующие:

Иногда упоминанием возвышенности,- “’Улув”, нахождением над,- “фоувкией” и вознесением,- “Истава” над Троном.

Аллах говорит:

“Славь имя Господа твоего Всевышнего”. Сура Высочайший 1 аят.

А так же Аллах говорит:

“Они боятся своего Господа, который над ними, и совершают то, что им велено“. Сура Пчела 50 аят.

А так же Аллах говорит:

“Милостивый вознёсся на Трон“. Сура Та-ха 5 аят.

А так же Аллах говорит:

“Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас?”. Сура Власть 16 аят.

И слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, “..а Трон над ней (дополнение переводчика: над Водой), а Аллах над Троном…”.[3]

Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: ” Неужели вы не защитите меня, ведь я хранитель Того, Кто на Небесах“. Приводит Имам Бухари 4351.

Иногда упоминанием о восхождении, поднимании, вознесении некоторых вещей к Нему, как например Слово Его:

“К Нему восходит прекрасное слово“. Сура Фатыр 10 аят, а так же Слово Его:

“Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему“. Сура Ступени 4 аят.


И слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: ” Не восходит к Нему ничего, кроме благого“, а так же :”…затем возносятся те (ангелы), которые были с вами ночью к Господу Своему.”, а так же:”..и поднимаются к Нему ночные дела раньше чем дневные…”. Приводит Имам Ахмад.

Иногда упоминанием, спускания некоторых вещей от Него, как Слово Его:

“Он (Куран) ниспослан (ниспущен) Господом миров“. Сура Вакь`а 80 аят, а так же:

“Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принёс (ниспустил) его (Коран) от твоего Господа с истиной“. Сура Пчела 102 аят.

А так же слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Спускается наш Господь, каждую третью часть ночи на земное небо…”. Приводит Имам Муслим.

А так же другие доказательства из аятов и хадисов, которые пришли в многочисленных передачах ["ат-таватур"] от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и указывают на Возвышенность Аллаха Всевышнего над Его творениями, эти многочисленные передачи делают обязательным знание того, что это сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передавая от Господа своего, а Умма мусульман унаследовала это от него, да благословит его Аллах и приветствует.

Иджм’а[4].

Были единогласными в своем решении Сахабы (сподвижники) и последовавшие за ними с искренностью , а так же Имамы Ахлю ас-Сунна, в том, что Аллах Всевышний над небесами на Троне Своем. И ясных слов их об этом очень много.

Сказал Имам аль-Авзаи (да смилуется над ним Аллах): “Мы, и “табиины” говорили: “Поистине Аллах, да возвысится Его поминание, над Троном Его. И мы веруем в то, с чем пришла Сунна о Атрибутах Его”.[5] Сказал аль-Авзаи эти слова после появления мазхаба Джахма, отвергающего Атрибуты и Возвышенность Аллаха, что знали люди, что мазхаб Салафов отличается от мазхаба Джахма.

И никогда ни один из Салафов не говорил: “Аллах не в небесах. Он Сущностью Своей везде. Все места в отношении Него равны. Он не внутри и не вне этого мира. Он не связан и не разделен от этого мира. Нельзя указывать жестом на Него”. Но ведь указал на Него самый знающий из Его творений, во время прощального Хаджа, в день Арафата, перед великим собранием, когда поднял он свой перст к небесам и сказал: “О Аллах, засвидетельствуй!”, прося Господа своего быть Свидетелем тому, что он довел послание, да благословит его Аллах и приветствует.

Разум

Поистине каждый светлый разум указывает на обязательность Возвышенности Аллаха Сущностью над творениями, и это с двух сторон:

1- Возвышенность это Атрибут совершенства, а Аллах Всевышний, Ему обязательно присуще абсолютное совершенство во всех отношениях. И таким образом стало необходимым утверждение Возвышенности Его Свят Он и Велик.

2- Противоположность возвышенности является нахождение в низу. А таковое есть Атрибут недостатка. Таким образом, стало необходимым очищение Аллаха от нахождения внизу и утверждение противоположного этому, что есть совершенная Возвышенность.

Фитра

Поистине Аллах Всевышний создал все творения, арабов и не арабов, даже животных[6], на вере в Него и Его Возвышенность. Нет ни одного раба, обращающегося к Господу своему с мольбой, кроме как чувствующего в себе необходимость обращения ввысь, и возвышение сердца его к небесам, и не оборачивается он не в право не в лево, и не сможет он оставить заложенное в нем, кроме как если шайтан и страсти не погубят его.

Абу аль-Маали аль-Джувейни говорил в своих собраниях: “Был Аллах, и не были ничего, и Он сейчас на том, на чем был”[7]. [Опровергая этими словами Возвышение Аллаха над Троном. Примечание переводчика]. Сказал ему Абу Джафар аль-Хамадани: “Давай удержимся от упоминания Трона,- [так как это утверждено Кораном и Сунной (указания "зонния"), а подобное у “ашаритов” несет не твердые указание, твердые указания ["кьатия"] для них лишь в указаниях разума]. Скажи нам лучше о том чувстве, которое мы находим в сердцах наших. Кто бы из “’Аарифов” [познавших Аллаха] не сказал: “О Аллах”, он обязательно найдет в сердце необходимость обращения ввысь, не обернется он не вправо не влево. Как нам отстранить это из сердец наших?” И запричитал, ухватившись за голову аль-Джувейни: “Да, поставил в тупик меня аль-Хамадани, поставил в тупик”[8].

Эти пять доказательств идентичны в своем указании на Сущностную Возвышенность Аллаха над творениями.

А Слова Всевышнего:

“Он Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что вы приобретаете”. Сура аль-Анам 3 аят.

И Слова Всевышнего:

“Он Тот, Кто является Богом на небесах и на земле. Он Мудрый, Знающий”. Сура аз-Зухруф 84 аят.

Нет в них смысла, указывающего на то, что Аллах на земле так же, как на небесах. А кто подумал такое или указал, что подобное есть в словах Салафов, тот ошибся, либо наговаривает на них.

Смысл же первого аята в том, что Аллах ["ма’лух"- Истинный Бог - "ма’буд"- Тот, кому поклоняются] Тот, кому поклоняются в небесах и на земле. Все кто на небесах и на земле, обожествляют Его и поклоняются Ему. Так же указывается, что смысл этого аята: “Аллах в небесах”, затем идет начало следующего смысла: “И на земле знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто”, т.е. Аллах знает ваше скрытое и явное на земле, и Возвышенность Его в небесах, не запрещает Ему знание скрытого и явного на земле.

А второй аят, что Аллах “Илях”,- Бог на земле и Бог на небе. Божественность Его утверждена и там и там, даже если Он есть в небесах. Это подобно словам: “Такой-то является правителем в Мекке, и правителем в Медине”, т.е. его правление в обоих этих городах, даже если он находится в одном из них.

А Аллаху об этом ведомо лучше.


6- О стороне ["джиха"]

Мы хотим этим выражением выяснить, является ли оно применимым в описании Аллаха, или же оно запретно в Его описании.

Исследование в этом вопросе показывает, что не правильно будет говорить о стороне по отношению к Аллаху Всевышнему, ни подтверждением, ни отрицанием ее. Здесь необходим подробный разбор и объяснение.
Если говорящий о стороне подразумевает низ, то это отрицается от Аллаха и запрещено употребление этого по отношению к Нему, потому что для Аллаха Всевышнего обязательна абсолютная возвышенность Его Сущности и Его Атрибутов.
Если говорящий о стороне, подразумевает сторону возвышенности, охватывающую Аллаха, то это так же отрицается от Него и запрещено употребление этого в отношении Него. Поистине превелико Величие Аллаха от того, чтоб Его что-то охватывало из Его творений. Как может быть такое, когда Его престол [Курсий] объемлет небеса и землю?

“Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи”. Сура аз-Зумар 67 аят.
Если говорящий о стороне подразумевает. Его Возвышенность как подобает Его Величию и Всемогуществу, без того чтоб эта сторона охватывала Его, то это Истина о Аллахе Всевышнем и эта Возвышенность обязательна в описании Него.

Сказал Шейх Абу Мухаммад ‘Абд аль-К’адир аль-Джилани[9] в своей книге аль-Гьунья: “Он [Аллах] Свят Он и Велик, в стороне Возвышенности, Вознесшийся над Троном, обладающий абсолютной властью“.

А если кто-то скажет: Если вы отрицаете чтоб что-то из творений Аллаха охватывало Его, то каков же будет ваш ответ на то, что Аллах Сам подтвердил о Себе в Коране и в высказываниях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и единогласны в этом все мусульмане, что Аллах в небесах [фи ас-Самаа]?

Ответ на это следующий: Нахождение Аллаха на небесах не говорит о том, что небеса охватывают Его, а тот, кто скажет это, тот заблудший, если сказал от себя, или ошибающийся, если отнес эти слова к другим.

Поистине тот, кто познал Величие Аллаха Всевышнего и охватывание Его каждой веши, и то, что вся земля будет лишь пригоршней Его в судный день, и то, что он свернет небеса как листки книги, то ему никогда не придет на ум, что что-то из творений, может охватить Аллаха, Свят Он и Велик.

Смысл фразы в небесах [фи ас-Самаа], может пониматься в двух смыслах:

1. В небесах означает Возвышенность [‘Улув], отсюда смысл будет таким, что Аллах в Возвышенности, т.е. в стороне Возвышенности. В Коране слово небеса пришло в смысле возвышенность:

“… и ниспослал вам с неба воду”. Сура аль-Анфаль 11 аят.

Т.е. с высока, не из самих небес, т.к. дождь нисходит из дождевых облаков.

2. Предлог “в” [фи], приходит в смысле “на” [‘аля], и смысл будет, что Аллах на небесах, подобным образом предлог “в” как “на” пришел несколько раз в Коране и хадисах:

“Посему странствуйте по [на] земле …”. Сура ат-Тоуба 2 аят.


7- Вознесение Аллаха на Трон

Вознесение [аль-Истава] в арабском языке используется в смыслах указывающих на совершенство и завершенность.

В Коране это пришло в трех видах:
Абсолютно,- безусловно [Мутлакь]; как в Слове Всевышнего:

“Когда он достиг зрелого возраста…” Сура аль-Кьасас 14 аят. Здесь приходит в смысле, полноценности.
Связанное с предлогом,- “к” – إلى[иля]; как в Слове Всевышнего:

“…а затем обратился к небу и сделал его семью небесами”. Сура Корова 29 аят. Здесь приходит в смысле, направился своей полной волей.
Связанное с предлогом,- “на” – على [‘аля]; как в Слове Всевышнего:

“…чтобы вы поднимались на их спины (или палубы)…”. Сура аз-Зухрув 13 аят. Здесь приходит в смысле возвышения.

Вознесение Аллаха на Троне, – смысл этого Возвышение Его на нем. Возвышение подобающее Величию и Всемогуществу Аллаха. Это относится к Его Атрибутам Действия, на которые указал Коран, Сунна и Иджма.

Доказательством из Корана является Слово Аллаха:

“Милостивый вознесся на Трон”. Сура Та-ха 5 аят.

Доказательством из Сунны является то, что передает аль-Халяль в своей книге “ас-Сунна” с достоверным “иснадом”[10], на условиях Имама аль-Бухари, от Катады ибн ан-Нуьмана, что он сказал: Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда Аллах завершил творение, [Он] Вознесся на Трон”.[11]

Сказал Шейх ‘Абд аль-К’адир аль-Джилани[12]: “Поистине это упомянуто в каждом священном Писании, ниспосланном Аллахом к Пророкам”.

Сошлись в едином мнении все приверженцы Сунны [Ахлю-ас-Сунна]. На том, что Аллах Всевышний над Аршем Своим. Никто из них не говорил, что Он не над Аршем, и никто не сможет привести от них ничего подобного из утверждений, ни текстом, ни внешним смыслом.

Сказал однажды один мужчина Имаму Малику, да смилуется над ним Аллах: “О Абу АбдаЛлах, Милостивый Возвысился над Троном. Каким образом возвысился?” Склонил свою голову Имам Малик, и выступил пот на его лбе, затем он ответил: “Вознесение не безызвестно, каким образом не познаваемо разумом, вера в это обязательна, а спрашивать об этом есть новшество, и я вижу в тебе приверженца этого новшества”. Затем Имам приказал выпроводить этого мужчину из мечети[13].

Такая же история пришла от Рабиа ибн Абд ар-Рахмана, Шейха Имама Малика[14].

Слова Имама Малика: “Вознесение не безызвестно”,- означают, не безызвестен смысл этого в арабском языке, и смысл этого Возвышение и Утверждение.

Слова Имама: “…каким образом не познаваемо разумом”,- означают что мы не можем познать разумом образ Вознесения Аллаха над Троном Его, т.к. путь познания этого лежит через “сам’а” [Тексты Корана и Сунны], но не упоминается образ этого в Коране и Сунне, а если отсутствуют оба пути познания, разум и “сам’а”, то это становится неизвестным, а следовательно необходимо остановиться на этом.

Слова Имама: “… вера в это обязательна”,- означают, что вера в Вознесение Аллаха над Троном [Аршем] Его, так как подобает Ему,- обязательна, потому что Аллах этим самым оповестил нас о Себе, и нам обязательно следует это подтверждать и уверовать в это.

Слова Имама: …а спрашивать об этом есть новшеств,- означают что вопрос о образе Вознесения,- это ересь и новшество, потому что подобное не было известно во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников.

То, что сказал Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, в вопросе Вознесения [Истива], является общим правилом во всех Качествах и Атрибутах Аллаха, которые Он утвердил в отношении Себя в Своей Книге и на языке Своего посланника,да благословит его Аллах и приветствует. Поистине смысл их известен нам, однако образ-форма [кейфият][15] их неизвестен, т.к. Аллах оповестил нас о них, но Он не оповестил нас о их образе-форме. Так же потому что разговор о Атрибутах Аллаха, есть ветвь от разговора о Сущности Аллаха. И если мы подтверждаем Аллаху Всевышнему Сущность, без утверждения и определения для нее образа-формы, то таким же образом необходимо подтверждать Атрибуты Его, без определения и утверждения для них образа-формы [кейфият].

Говорили некоторые Ученые: “Если сказал тебе джахмит: “Аллах нисxодит на нижнее небо. Каким образом нисxодит?” Скажи ему: “Поистине Аллах оповестил нас о том, что Он нисxодит, но Он не оповестил нас каким образом нисxодит”!

Другие Ученые говорили: “Если скажет тебе джахмит о каком-нибудь Атрибуте Аллаха, каким образом он”? Скажи ему: “А каким образом Он в Сущности Своей?” А ведь невозможно задаваться вопросом в определении формы-образа Сущности Его. Скажи тогда ему: “Если невозможно определение и познание формы-образа Его Сущности, то так же невозможно определение и познание Качеств и Атрибутов Его, потому что Качества и Атрибуты принадлежат описываемому ими”!!!

Если кто-то скажет: “Если Аллах Вознесся над Троном в смысле Возвысился над ним, то отсюда следует что Он должен быть больше чем Трон, либо меньше, либо равным ему, а это требует описание Его как тело, а тело не присуще Аллаху”.

Ответ на это следующий: Нет сомнения, что Аллах, Величественнее Трона, и величественней чем что-либо, и из этого, ни коим образом не вытекает ничего из неприсущих Аллаху утверждений, от которых Он Пречист.

А слова: “тело не присуще Аллаху“, ответ на это следующий:

Рассуждения о “теле” и употребление этого в отношении Аллаха, утверждением и отрицанием,- есть новшество, которое не пришло ни в Коране, ни в Сунне, а так же ничего не известно о подобном из слов Салафов, и это относится к словам совокупным [суммарным], которые нуждаются в подробном разборе.

Если под “телом” подразумевается что-то сотворенное, составное, каждая часть и которого испытывает нужду в другой его части, то это отрицаемо от Господа Сущего.

Если же под телом подразумевается, то, что не нуждается в чем-либо, что самодостаточно [якьуму би нафсихи] и описываемо тем, что подобает ему, то это не воспрещено в отношении Аллаха. Поистине Аллах не нуждается ни в чем, Он Самодостаточен [кьаим би нафсихи], и описываем Совершенными Качествами и Атрибутами, подобающими Ему, Свят он и Велик.

Однако из-за того, что слово “тело”, может подразумевать как истинный, так и ложный смысл в отношении Аллаха, употребление его, подтверждением или отрицанием, стало недопустимым.

Эти, вытекающие принадлежности, которые упоминают приверженцы нововведений, и используют их чтоб по средством их упоминания, добиться отрицания того, что Аллах утвердил о Самом Себе из Качеств и Атрибутов Совершенства, делятся на два вида:

1- Истинные вытекающие принадлежности, не воспрещающие то, что обязательно присуще Аллаху из Совершенства. Они Истина, и обязательно следует говорить о них, и пояснять, что они не воспрещены в отношении Аллаха.

2- Ложные вытекающие принадлежности, воспрещающие то, что обязательно присуще Аллаху из Совершенства. Это есть ложь, которую необходимо отрицать от Аллаха, и пояснять, что они не могут вытекать из Корана и Сунны, потому что Коран и Сунна есть Истина, и смыслы, пришедшие в них истинные, а Истина не может быть таковой, чтоб из нее вытекала несостоятельная ложь.

Если кто-то скажет: “Толкуя Вознесение [Истива] Аллаха над Троном, как Возвышение над ним, то отсюда представляется, что Аллах является как бы нуждающимся в Троне, чтоб тот Его нес”.

Ответ на это следующий: Поистине каждый, кто познал Величие Аллаха Всевышнего, и совершенство Его Могущества и богатство Его от всего, тому никогда не придет на ум, что Аллах может нуждаться в Троне несущем Его. Да как такое возможно, ведь Трон, и все остальные творения нуждаются в Аллахе, нет им существования, кроме как посредством Него.

“Среди Его знамений то, что небо и земля держатся по Его воле”. Сура ар-Рум 25 аят.


А если спросят: “Будет ли верным толкование Вознесения [Истива] Аллаха над Троном, как овладение им, как это делали некоторые “муаттыля”, стараясь избежать, на их взгляд нечто вытекающее из этого?”

Ответ: Подобное будет неверным, а поясним это следующим:

1- Если эти вытекающие выводы являются истинными, то это не воспретит толкование Вознесения [Истива] в его истинном смысле, а если они являются несостоятельными, то они не могут быть тем, что вытекает из Корана и Сунны. Тот, кто посчитал их неизбежно вытекающими из священных текстов, тот заблуждается.

2- Толкование этого как овладение, требует утверждения из этого несостоятельным выводов, которые никак невозможно избежать. Из них; явное противоречие Иджма всех Салафов, верность утверждения, что Аллах Вознесся [муставин][16] над землей, и т.д. и т.п., от чего Аллах Пречист, а так же то, что Аллах Всевышний, якобы не был владеющим Троном, когда создавал небеса и землю.

3- Толкование этого как овладение, является неизвестным в арабском языке, и ложью. Коран ниспослан на языке арабов, и не возможно толковать его, чем-либо из того, что не известно в этом языке.[17]

4- Те, кто толковал это как овладение, подтверждали, что это аллегорический смысл [маджазий], а аллегория не утверждается кроме как после следующих четырех условий:
Верное доказательство[18], указывающее на переход от истинного смысла слов, к аллегории.
Доказательство на возможность слова, нести тот аллегорический смысл, который ему приписывают, со стороны языка.
Указание на то, что слово несет этот приписываемый ему аллегорический смысл, со стороны конкретного контекста в котором оно находится. Так как вероятность аллегории, к какому либо смыслу вообще, не делает обязательным эту вероятность в любом контексте, потому как контекст и обстоятельства могут исключать некоторые смыслы, которые может нести слово в необусловленных обстоятельствах.
Необходимость пояснения доказательства, на то, что выражаемое из аллегорических смыслов есть то, что им приписывается. Так как вполне вероятно, что выражаемое может нести абсолютно другой смысл, о котором никто не подозревает, поэтому необходим ясный довод на то, что ими конкретно утверждается.

А Аллаху об этом ведомо лучше.


http://www.tawhid.ru/1318


Tags: Хамаувийская фетва, ибн Теймийя
Subscribe

  • ***

    Ахмад Ибн Насыр Ат-Таййар Уловки сатаны Хвала Аллаху, Который сделал человека из глины и джиннов из огня, и разделил их на две группы…

  • المسألة محال

    Ответ на известный вопрос безбожников: "Может ли Аллах сотворить такого же как и Он сам"? Сказал имам Ибн аль Каййим: هذه المسألة محال…

  • ***

    Абу Яхья - Муатылиты и джахмиты - "Степени идущих" Муатылиты -- те которые, подобны фараону и джахмиты, они разбойники на пути сердец,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments