kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

المقاطعة

Высказывания и фетвы ученых о тех, кто объявляет бойкоты и обвиняет мусульман-сторонников сунны, в религиозных нововведениях
 От ‘Убады ибн Самита, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, а также не отдает должное тем, кто обладает знанием»[1].

Отдавать должное ученым — одна из наших обязанностей, заключающаяся в том, чтобы мы их уважали, ценили, защищали и не порочили. Как сказал Ибн Асакир: “Знай же, да помилует тебя Аллах, что плоть ученых отравлена, а то, что сделает Аллах с теми, кто их порицает, известно!...»

В наше время мы стали свидетелями большого бедствия, заключающегося в очернительстве чистоты благословенного призыва — призыва к Корану и Сунне в соответствии с пониманием праведных предшественников мусульманской общины. Этим занимаются люди, главной заботой которых являются досужие разговоры об ученых этого призыва. Можно видеть, как подобные люди выискивают ошибки и недочеты ученых, а также порочат их намерения, опираясь на доводы, которые слабее, чем паутина. Они используют предания от праведных предшественников, порицающих приверженцев религиозных нововведений и предостерегающих от них, в отношении приверженцев Сунны, допустивших ошибку. Дело дошло до очернительства крупнейших ученых, а все потому, что мнение богословов не совпадает с мнением этих людей! Например, о членах Постоянного Комитета по фетвам они говорят: «Такой-то шейх запутался», «На него повлияло его окружение», «Он не знает о современном положении дел», «Он допускает послабления в религии» и т.д. Мы просим у Аллаха об избавлении и прощении!

Эти люди стали ограничивать призыв к Сунне, являющейся самой сутью и духом всеобъемлющего Ислама, строго определенными вопросами в понимании строго определенных людей, считая тех, кто противоречит этим самым вопросам, отклонившимися от пути праведных предшественников. Поэтому нередко можно наблюдать, как они восхваляют какого-нибудь студента, делая из него выдающуюся личность, в мгновенье ока превращающегося в лидера сбившейся с истины группировки (хизб), на которого затем со всех сторон сыплются стрелы критики. И все это происходит якобы во имя победы Сунны и предостережения от религиозных новшеств!

Одним из последствий этой беды является то, что стали распространяться сплетни об ученых. Распространяют же эти сплетни люди, до которых не дошло знание о том, как следует вести беседы о таких серьезных вещах. В результате они выносят суждения на основании слабых доводов и во всеуслышание говорят, что такой-то является хизбитом, второй — кутубитом, третий — джамитом, четвертый — мадхалитом и т.д. Они утверждают, что подобным образом поклоняются Аллаху, и верят, что поступая так, защищают Сунну.

Как же прекрасно о таких людях сказал Ибн Асакир: «Удивительно, что он верит, будто выказанные им порицания являются приближением (к Аллаху), а произнесенные им ругательства — воздаянием. При этом он просит Великого и Всемогущего Аллаха сделать его искренним и даровать ему Свое довольство! Если же вы поразмыслите над сказанным им, то вам станет ясно, что разум его глуп, а слова — лживы.

Когда мы поклоняемся Аллаху посредством оскорблений и брани?! Где Он велел нам посвящать себя клевете и упрекам?! Разве Аллах позволил нам предаваться проклятиям?! Или Он призвал нас заниматься сплетнями и очернительством?! Или же похвалил в Своем Писании хулителей?! Или, может, Он восхвалил выискивающих недостатки и злословящих?!

Если вы, да помилует вас Аллах, поразмыслите над великим Кораном, уразумеете аяты и мудрое Напоминание, то найдете в них запрет на все это и приказ избегать всего этого, будь то в малом либо в большом. Более того, Обладатель Величия и Щедрости запретил даже оскорблять идолов, которым поклоняются помимо Него, сказав: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству»[2]. Поэтому тот, кто занимается оскорблением рабов Аллаха, ослушался Аллаха по забывчивости и неразумению. Ведь если Аллах запретил оскорблять деревяшки и камни, то на каком основании вам позволено оскорблять наилучших ученых?![3]»[4].

Имам аз-Захаби, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Говоря о рассказчиках хадисов, необходимо соблюдать полное беспристрастие, сторонясь прихотей и симпатий. Также необходимо обладать глубокими знаниями о хадисах, об их скрытых недостатках и о передатчиках»[5].

Именно поэтому, написав данную статью, я хотел бы привести мнение исламских ученых в отношении тех, у кого вошло в привычку обвинять мусульман в религиозных нововведениях, кто спешит в этом вопросе и следует по этому пути (манхадж), ошибочно приписывая его приверженцам Сунны. В результате это привело к расколу в исламском призыве и омрачило его чистоту во всех городах и весях. Дело дошло до того, что даже между шейхами этого призыва и их учениками возникла невиданная ранее смута, нет силы и могущества ни у кого, кроме как у Всевышнего Аллаха!

Возвращение же к мнению крупнейших богословов в подобных делах является обязательным с точки зрения Шариата, ведь Всевышний Аллах сказал: «Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого!»[6]. Особенно это касается тех исламских ученых, относительно которых в сердцах мусульман нет разногласий, как, например, Ибн База, Ибн Усаймина и аль-Албани, да будет милостив к ним Аллах!

Я настоятельно советую нашей молодежи, где бы она ни жила, сплотиться вокруг великих исламских ученых, озарить свои сердца их словами, особенно в трудных вопросах, возникающих между студентами, а также не заниматься такими делами, которые их не касаются. Следует посвятить себя приобретению достоверных и полезных знаний, являющихся самой надежной крепостью после Всевышнего Аллаха, а также отстраниться от всяких сомнений и страстей. Мы просим Аллаха даровать безопасность и благополучие! В заключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Отношение праведных предшественников к ошибкам ученых



Правило, касающееся правильного понимания термина «спасшаяся группа» (аль-фирка ан-наджийа)

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал, что приверженцы Сунны являются спасшейся группой. Он также ответил на возражения противников этого определения, предполагавших, что если бы это было вероубеждением спасшейся группы, то в нее не попали бы те, кто не говорит об этом из числа философов, наподобие ашаритов, матрудитов и т.д.

Отвечая на возражения этих людей, Ибн Таймийя пишет: «Затем я сказал им: “Необязательно, чтобы каждый, кто противоречит какому-либо из этих убеждений, становился из-за того пропащим человеком. Ведь спорящий (ученый) является муджтахидом, который ошибся и Аллах простит его за ошибку, ведь до него не дошло по данному вопросу знание, на которое он опирался бы в качестве довода. Кроме того, у него ведь есть добрые дела, которые сотрут его плохие поступки. И если под слова угрозы о наказании Аллаха не подпадает истолковывающий и набожный человек, обладающий добрыми делами, прощенный (Аллахом) и т.д., то тем более под них не подпадает тот, кто убежден и обрел спасение в этом вероубеждении. Тот же, кто убежден в противоположном, либо спасется, либо нет, ведь, как говорится: ‘Кто промолчал — тот спасся’”»[7].

Ибн Таймийя также сказал: «Если суждено, что ученый, выносящий множество фетв, вынес по ряду вопросов фетвы, противоречащие достоверной Сунне посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и противоречащие тому, чего придерживались праведные халифы, то нельзя запрещать такому человеку вообще выносить какие-либо фетвы. Нет, наоборот, ему необходимо разъяснить его ошибку, которая противоречит Сунне. В каждую эпоху, начиная со времен сподвижников и табиинов, были мусульманские ученые, которые попадали в подобную ситуацию. Например, Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, говорил о некоторых вещах[8], которые противоречили достоверной Сунне. Сподвижники ему возражали, однако не запрещали ему вообще выносить фетвы. Нет, они разъясняли ему Сунну посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, которой противоречили его слова»[9].

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя также пишет: «Однако когда распространились воззрения джахмитов, одна группа стала относить возвратное местоимение не к Всевышнему Аллаху в хадисе об образе (Адама — прим. переводчика). Дело дошло до того, что об этом передается и от целой группы ученых, известных своими знаниями и приверженностью Сунне в большинстве вещей, как Абу Саур, Ибн Хузайма, Абу Шейх аль-Исфахани и др. Поэтому им сделали опровержение имамы исламской религии и другие ученые Сунны»[10].

О том же сказал и Ибн аль-Каййим аль-Джаузия, да будет милостив к нему Аллах, после приведения следующих слов своего шейха Абу Исмаила аль-Харави: «Степень надежды слабее степени желающих». Ибн аль-Каййим порицал эти слова, сказав: «Поистине, шейхуль-ислам дорог нам, однако истина нам дороже», — после чего написал: «Эти состояния транса (шатахат) обольстили две группы. От взора первой из них, скрылись добродетели людей, их мягкость и правдивость в повседневных делах. Поэтому они предали забвению этих людей из-за подобных состояний транса, выказали им сильнейшее порицание и очень плохо подумали о них. А это есть вражда и крайность. Ведь если бы каждого, кто не правильно сделал что-либо или допустил ошибку, в массовом порядке оставляли и предавали забвению его добродетели, то пришли бы в негодность науки, ремесла и власть, а также исчезли бы их признаки.

Что касается второй группы, то, увидев добродетели людей, чистоту их сердец, истинность их любви и честность в их повседневных делах, от их взоров, наоборот, скрылись пороки их состояния транса и недостатки. Поэтому они приписали ей лишние добродетели и применили к ней суждение о принятии и защите, воспользовавшись ее поддержкой на своем пути (к самосовершенствованию). Такие люди также являются преступившими границы и впавшими в крайность.

Третью же группу составляют люди справедливости и беспристрастности, которые каждому человеку отдают должное и относятся к нему так, как он того заслуживает. О здоровом они не судят как о больном, равно как и о больном они не судят как о здоровом. Нет, они принимают то, что принимается, и отвергают то, что отвергается»[11].

Ибн аль-Каййим также сказал: «Тот, кто обладает знанием о Шариате и реальном положении дел, точно знает, что достойный человек, который в Исламе обладает праведностью и добрыми деяниями, будучи из числа лучших мусульман, может сделать упущение и совершить ошибку. Однако при этом он будет оправдан и даже, более того, вознагражден, из-за своего иджтихада. Поэтому нельзя следовать за ним в этой ошибке и в то же время нельзя принижать его высокую степень, лидерство и положение в сердцах мусульман»[12].

Кроме того, после дискуссии с Абу Исмаилом аль-Харави, да будет милостив к нему Аллах, о некоторых вопросах покаяния, Ибн аль-Каййим говорит: «Из-за этой ошибки шейхуль-ислама[13] нельзя забывать о его добродетелях и плохо думать о нем. Ведь место, которое он занимает в том, что касается знаний, лидерства (мусульман), осведомленности и движения по пути (к самосовершенствованию), прекрасно всем известно. Мнение каждого можно взять и отвергнуть, кроме безгрешного пророка, мир ему и благословения Аллаха. Совершенства же достиг тот, кто ведет счет собственным ошибкам»[14].


Tags: бидаат, салаф-форум, учёные сунны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments