kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

الحديث

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРИНЯТИЯ
ХАДИСА АХАДА В УБЕЖДЕНИЯХ И РАЗОБЛАЧЕНИЕ СОМНЕНИЙ ТЕХ, КТО СЧИТАЕТ ИНАЧЕ


Автор: Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани

Перевод: Абу Бакр Татарстани

10 Зуль Хиджа, 1432 года по хиджре.
ВВЕДЕНИЕ АВТОРА

Хвала Одному Аллаху, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними. А затем:
У некоторых ученых по философии с давних времен появилось ошибочное мнение, появилось очень опасное суждение, о том, что хадис ахад не является доводом в исламских убеждениях, даже если он является доводом в постановлениях шариата! И это мнение также взяли некоторые из поздних ученых по усуль фикх.

Это стало предметом обсуждения писателей, а также призывающих к Исламу до такой степени, что этот вопрос стал у них очевидным и не подлежащим сомнению! И мало того, некоторые стали переходить границы, говоря: «Нельзя строить свое убеждение на этих хадисах вообще, а тот, кто сделает так, является нечестивцем и грешником!»
Большое количество исламских ученых-мухадисов написали опровержение на это абсурдное мнение. Одно из самых сильных опровержений на эту тему написал выдающийся ученый имам Ибн аль-Каййм, да помилует его Аллах, в своей книге «Саугик аль-Мурсаля», а также выдающийся имам Ибн Хазм, да помилует его Аллах, в своей книге «Аль ихкам фи усулил ахкам».
Я также написал труд на эту важную тему семнадцать лет тому назад и провел по нему лекцию среди образованной мусульманской молодежи в Дамаске. Я собрал в нем множество неопровержимых доказательств и очевидных доводов на недействительность упомянутого мнения. Эти доказательства открыли покрывала заблуждений и обманов. И по милости Аллаха эта лекция оставила хороший след и предостерегла многих братьев от этой опасной идеи, и укрепила их в защите от этого течения. И также из благоприятных плодов этой лекции стало то, что ослабло распространение этого мнения в наших странах. Эта работа заставила замолчать тех, кто призывает к этому мнению и держится на нем.
Многие из братьев предложили выпустить в печать этот полезный труд и распространить его, чтобы как можно больше мусульман получило пользу, поэтому мы пообещали в своей книге «Аль-хадис худжату бинафсихи фи ль-’акаид уаль-ахкам» («Хадис является доводом сам по себе в убеждениях и постановлениях»), что мы, как появиться возможность, выпустим данный труд. И вот сейчас мы отвечаем на многочисленные требования, выполняя свое обещание. И предоставляем данное послание читателям после того как несколько раз пересмотрели и исправили его. Надеемся, что Аллах сделает в данном послании много добра и оно послужит ответом тем, чьи ступни подскользнулись в данном вопросе, сбившись с пути первых верующих. И просим Аллаха предоставить тем, кто любит сунну и держится за нее, сильное оружие, которым они будут защищать сунну нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, от всяких сомнений. И в завершении, надеюсь, что Аллах вознаградит меня за данный труд, записав меня в числе тех, кто защищает его религию, ведь Он Слышащий, Отвечающий.

Дамаск
1394/2/8 по хиджре, что соответствует 1974/3/1


Обязательность принятия хадиса ахада в убеждениях

Некоторые люди взяли для себя мнение, что убеждения берутся только из аята или хадиса мутауатира. И они посчитали, что ученые по усуль аль-фикх единогласны в том, что из хадисов ахад знание не берется и на таких хадисах не строится убеждение.
Хоть и на этом мнение были некоторые философы, но все же оно является ошибочным с разных сторон.

Первая сторона: Данное высказывание является нововведением, новой вещью, у которой нет основы в исламском шариате. Оно является далеким от пути Корана и указаний сунны, и никто из праведных предшественников не знал о нем, и ни от кого из них оно не передается. И мало того, никому и в голову не приходила такая мысль! И общеизвестно в нашей религии, что любое новое дело в религии является недействительным, отвергаемым, и его нельзя принимать ни в каком состоянии. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “У того, кто внесёт в это наше дело нововведение, которое не является его частью, оно не будет принято”».
И как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Избегайте новшеств, ведь каждое новшество - нововведение, и каждое нововведение - заблуждение, а каждое заблуждение в огне». Этот хадис передал Ахмад, а также авторы 4 сборников по хадисам, имам Байхакый, а последнее предложение приводиться у имама Насаи.
А это является мнением группы философов, а также некоторых поздних ученых по усуль аль-фикх, на которых повлияла эта идея, и многие из современных писателей приняли данную идею безо всякой дискуссии и доводов! Разве подобным образом можно относиться к ‘акыде?

Вторая сторона:
Данное мнение содержит в себе ‘акыду (убеждение), что нужно отвергнуть сотни достоверных хадисов от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, только из-за того, что данные хадисы связаны с вопросами вероубеждения. Они говорят: «Нельзя брать убеждение с хадисов ахад». Если дело обстоит таким образом, то мы обращаемся к ним также, говоря: «Где у вас явный довод на действительность ваших убеждений? Приведите нам хадис мутауатир, явный в достоверности и явный в лице доказательства, и его невозможно истолковать иначе!»
И некоторые из них пытались ответить на этот вопрос, приводя в довод некоторые аяты, которые запрещают следование предположению. Под предположением эти люди подразумевают хадис ахад, так как они не верят передатчику и считают, что он мог ошибиться или солгать. Поэтому, по их убеждениям, если человек верит в хадис ахад, то его вера это всего лишь предположение, а Всевышний Аллах запретил его в Коране, - прим. перев.
Всевышний Аллах сказал:

﴿إِن يَتَّبِعُونَ إِلَّا الظَّنَّ وَإِنَّ الظَّنَّ لَا يُغْنِي مِنَ الْحَقِّ شَيْئًا﴾

«Они следуют лишь предположениям, хотя предположения не могут заменить истину». (Сура Наджм, аят 28)
И ответ на это у нас будет с двух сторон:
1 – Тот, Кто ниспослал этот аят и подобные ему, Он же является Тем, Кто ниспослал многие другие аяты, которые приказывают единицам и группам передавать знания. Как сказал Всевышний:

﴿وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً فَلَوْلاَ نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَآئِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُواْ فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُواْ إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ ﴾

«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться». (Сура Тауба, аят 122)
«Отряд» в арабском языке используется в отношении одного человека и больше. Этот аят дает понять, что отряд увещевает свой народ, когда вернется к нему. Увещевание – это сообщение, которое дает знание и это происходит с донесением ‘акыды (убеждений) и многого другого из шариата. Как сказал Всевышний:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَأٍ فَتَبَيَّنُوا﴾

«О те, которые уверовали! Если к вам придет фасикъ (нечестивец) с вестью, то разузнайте истинность этой вести». (Сура Худжурат, аят 6)
В другом виде чтения Корана (къираате) приходит: «فتثبتوا» - "проверьте". И это указывает на безусловное принятие вести от одного человека, заслуживающего доверия. И его сообщение не нуждается в проверке. И если бы весть такого человека не давала бы знания (то есть вызывала сомнения), то тогда было бы приказано проверить ее, чтобы приобрести это знание! Этот и другие примеры указывают на то, что хабар уль-ахад дает знание.
И поэтому будет неправильным для них приводить упомянутый аят, в качестве довода на те убеждения, которые они взяли, дабы им не пришлось отбросить два других аята. Является обязательным объяснять одни аяты другими, чтоб они не противоречили друг другу. Что касается этого аята, то здесь под предположением подразумеваются ошибочные предположения, которые не приносят никакой пользы, а строятся на страстях и целях, которые противоречат шариату.
И это становиться ясным со слов Всевышнего в другом аяте:

﴿ إِن يَتَّبِعُونَ إِلَّا الظَّنَّ وَمَا تَهْوَى الْأَنفُسُ وَلَقَدْ جَاءهُم مِّن رَّبِّهِمُ الْهُدَى ﴾

«Они следуют только предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним». (Сура Наджм, аят 23)

2 – Если был бы неопровержимый довод на то, что ‘акыда не берется из хадисов ахад (как они утверждают), то об этом сказали бы сподвижники и никто бы из ученых, которые будут упомянуты далее, не противоречил бы этой идее. Так как будет неразумно, чтобы ученые отрицали то, на что указывают неопровержимые доводы и неразумно предположение, что эти доводы были скрыты от них. Так как эти люди обладали почетом, богобоязненностью и обширным знаний. И то, что все эти ученые вышли против этой идеи, является самым веским доводом на необъективность данной ‘акыды. Нельзя сказать, что они ошибались в том, что брали ‘акыду с хадисов ахад. Это невозможно представить. Напротив, они были правы, а те, кто вышел против них из философов и тех, кто за ними слепо последовал, ошиблись, как это станет ясно далее.

Третья сторона:
Данная идея противоречит всем доводам из книги Аллаха и сунны его Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в которых испытываем нужду как и мы, так и они, а именно - о необходимости принятия хадисов ахада в постановлениях шариата. Так как эти доводы общие и охватывают в себе все то, с чем пришел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, от своего Господа, будь то в ‘акыде или в постановлениях. И ранее мы упомянули аяты, указывающие на это и подробно об этом написал имам Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Рисаля». У кого есть желание может вернуться к ней. И поэтому, говорить, что эти доводы касаются только ахкамов, исключая ‘акыду, это исключение, на которое нет довода. А это неправильно. И то, что исходит из этого также несостоятельно.

Четвертая сторона:
Данное мнение не говорил никто из сподвижников, напротив они говорили совсем противоположное. И мы глубоко убеждены, что они верили во все хадисы, которые рассказывали друг другу от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И никто из них не говорил в то время, когда кто-то рассказывал хадис от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «То, что ты сообщил это одно сообщение, и оно не дает знаний до тех пор, пока об этом хадисе не расскажут много людей!» И мало того, они не знали эту философию, просочившуюся в умы некоторых мусульман. Они были далеки от того, чтобы делить между ‘акыдой и постановлениями шариата в обязательности совершать дела по хадису ахад. И тогда, когда один из них передавал другому хадис про описание Аллаха, другой принимал его и брал себе в убеждение, глубоко веря в данное описание. Также они верили в то, что увидят Аллаха, будут говорить с Ним, что Он позовет их в Судный день голосом, который будет слышен как для далекого, так и для близкого, что Он спускается на ближнее небо каждую ночь. И тот, кто слышал эти хадисы, затем рассказывал их от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, или от другого сподвижника, верил в этот хадис, как только услышал от правдивого, достойного доверия человека, нисколько не сомневаясь в нем.
Да, они удостоверялись в некоторых хадисах ахкама, как удостоверялся ‘Умар хадисом Абу Са’ида аль-Худри на то, что сообщил Абу Муса. Но никто из них никогда не удостоверялся в хадисе, где упоминаются сыфаты (описания) Аллаха. Напротив, они спешили принимать данные хадисы, верить в них и в то, на что они указывают, подтверждая описания Аллаха, о которых сообщил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И тот, у кого есть самые малые знания о сунне или знакомство с ней, тот знает об этом.

Пятая сторона:
Сказал Всевышний Аллах:

﴿يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ وَإِن لَّمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ﴾

«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания». (Сура Маида, аят 67).
А также сказал:

﴿ وَمَا عَلَى الرَّسُولِ إِلَّا الْبَلَاغُ الْمُبِينُ ﴾

«На Посланника возложена только ясная передача откровения». (Сура ан-Нур, аят 54)
И сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Расскажи от меня хотя бы аят». Хадис передали Бухари и Муслим. И сказал своим сподвижникам в великом собрании в день Арафа: «Вы будете спрошены обо мне, так что же вы скажете?» Они сказали: «Мы свидетельствуем, что ты довел до нас и выполнил то, что возложено на тебя, и делал наставление». (Передал Муслим).
И общеизвестно, что доведение – это когда до человека доходит довод и он этим самым приобретает знания. Если из вести, которую принес один человек не бралось бы знание, тогда бы не дошел довод от Всевышнего Аллаха Своему рабу. Так как довод называется доводом тогда, когда по его причине приобретается знание. А посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлял одного сподвижника, чтобы тот рассказал о нем и этим самым доводился довод до людей, и этим самым дошел довод и до нас, когда нам передали справедливые, достойные доверия передатчики хадисов то, что говорил и делал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
И если с хабара ахад не берется знание, то значит до нас довод не дошел. И не дошел довод до того, кому сообщили один или двое, или трое, или четверо либо все то, что не достигло степени тауатура. А это самая большая глупость. И тот, кто говорит, что с хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не берется знание, то это обязывает его двумя вещами:
1 – Либо сказать, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не довел ничего, кроме Корана, за исключением того, что передали большое число передатчиков, а все другие хадисы не являются доводом и он их не довел!
2 – Либо сказать, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, довел довод, но он не приносит знаний и не требует от себя дел!
А если эти две вещи недействительны, тогда становится недействительным мнение о том, что сообщения от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые передали достойные доверия, справедливые передатчики, и которые наша община приняла – эти хадисы не приносят знаний.


Tags: Шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани, салаф-форум, хадисы ахад
Subscribe

  • Король Салман посетил шейха Насира аш-Шасри в его доме

    الملك يزور الشيخ ناصر الشثري في منزله Король Салман посетил шейха Насира аш-Шасри в его доме Служитель Двух Святынь Король Салман бин Абдулазиз…

  • (no subject)

    Шейх Абу Аль-Хасан Али Ар-Рамли: Присяга в положении смуты. Знайте, когда дается присяга: Передал Аль-Байхакы и другие (мухаддисы) с хорошим…

  • ***

    Шейх Салих ибн Абдульазиз Синди - доктор наук в акыде, доцент кафедры акыды в Мединском Исламском Университете. Шейх широко известен…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments