kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

Непросвещенная монархия - 17. О несостоявшейся дружбе

Оригинал взят у ljwanderer в Непросвещенная монархия - 17. О несостоявшейся дружбе
Непросвещенная монархия:
5. Малолетний дипломат    6. Борьба с хашимитами    7. Победа над рашидидами   8. Расширение границ     9. Захват Таифа и Мекки   10. Захват Медины и Джидды   11. Ихван выходит из подчинения   12. Гражданская война   13. Управление страной 14. Технический прогресс
15. Последняя война 16."Доктор-большевик проникает в нутро арабского общества"


Н.Т. Тюрякулов с эмиром Фейсалом
(предположительно, в 1928 г. в Мекке)
.
Сыновей татарского крестьянина и  казахского торговца объединила вера в победу мировой революции, а судьба привела  на Аравийский полуостров.
Еще недавно имена Карима Хакимова и Назима Тюрякулова были мало кому известны, но сегодня  в сети существуют разнообразные публикации, сделанные на основе новых исторических исследований, где в зависимости от идеологических предпочтений авторов, советские дипломаты становятся либо представителями национальной элиты, уничтоженной советской властью,  либо верными мусульманами, павшими жертвой сталинских репрессий.

Репрессии Хакимова и Тюрякулова указываются главной причиной отказа от развития дружеских отношений и сотрудничества между двумя странами. Советскую власть винят даже в потере Саудовской Аравии и ее нефтяных источников.  Но так ли было на самом деле?

Советская Россия, находясь под санкциями и не имея выхода на европейские рынки, обратилась на восток, пытаясь установить торговые связи и начать деловое сотрудничество, которое смогло бы помочь молодому государству встать на ноги.

Были цели на востоке и у Коммунистического Интернационала, который надеялся на то, что всколыхнувшее Ближний Восток национально-освободительное движение, может способствовать делу мировой революции. Для этого необходимо было вести разъяснительную работу в массах необразованного крестьянства, создавать партийные ячейки, устанавливать  контакты, организовывать и координировать  революционную работу .

Приезд в Хиджаз советского дипломата Карима Хакимова и установление дружеских отношений с королем Хуссейном были демонстрацией непризнания обеими сторонами британского доминирования.


Советский Лоуренс Аравийский
- Карим Хакимов


.
Великобритания не собиралась ждать, когда революционный Восток сокрушит только что установленные ею монархии, и подорвет систему надежности подконтрольных торговых путей, ее агенты пытались воспрепятствовать установлению каких-либо связей, устанавливаемых Советами, а непокорные властители сменялись на более зависимых и управляемых. Таким поначалу зависимым от поставок оружия был Ибн Сауд.

Приехавшие в Хиджаз сотрудники советской дипломатической миссии должны были работать в неблагоприятных условиях  “негласной войны” . Среди них были секретарь Моисей Аксельрод и представитель Наркомторга Наум Белкин, которые занялись разведкой и с этой целью искали возможность закрепиться в Мекке или в ее окрестности.

Помимо сбора сведений перед Хакимовым была поставлена задача заключения договора о дружбе с Ибн Саудом, который стал новым королем Хиджаза.

Однако, учитывая опыт короля Хусейна, Ибн Сауд  с заключением договора не спешил, объясняя в типично изысканной азиатской манере:

между двумя государствами существуют настолько дружественные отношения,
что такая дружба не нуждается в фиксации.”
(Очерки истории Министерства иностранных дел России.
1802—2002: В 3 т. Т. 2 ред. Игоря Сергеевича Иванова)

Для Ибн Сауда важнейшей задачей было получить после захвата новых земель  признание новых границ Великобританией, ведь именно она была ведущей страной, определявшей политику в мире и на Ближнем Востоке.

Ибн Сауд вел переговоры о заключении договора дружбы с британцами, поэтому демонстрация укрепления связей с Советами могла этому делу навредить.
Создание сложностей для проникновения советских товаров на рынок,  правила торговли которого определяли англичане, могло, наоборот, прибавить ему очки.

В 1927 году после сложных переговоров такой договор с Великобританией  был заключен, Ибн Сауд победил, легализовав свои владения и свой статус короля Хиджаза и Неджда.

Однако, осталась проблема, где взять денег для защиты захваченных территорий и функционирования созданного королевства, британцы отказывались от дальнейшего финансирования, потому что Парламент изыскивал пути экономии средств в ближневосточных делах в связи экономическим кризисом.

Взор Ибн Сауда обратился на альтернативные финансовые источники, среди которых могла быть и Советская Россия. При  этом Ибн Сауд был осторожен, намереваясь не терять дружбу со свом могущественным покровителем.

Советский же договор так и не был заключен, несмотря на внешние “успехи” советской дипломатии.

Более того, как-бы в качестве компенсации морального ущерба англичанам, в
конце 1928 года саудовские власти ввели ограничительные меры в отношении советских товаров, низкие цены на которые угрожали интересам торговцев, ввозивших аналогичные товары из других стран.

В это время , в сентябре 1928 г., в Джидду на смену убывшему для восстановления здоровья Хакимову прибыл новый дипагент и генконсул СССР Н. Т. Тюрякулов.


Анализируя сложившуюся ситуацию, Тюрякулов объяснял сложности, возникающие на пути проникновения на восточный рынок доминированием английской торговли в этом регионе и традиционной ориентации местного торгового купечества на английских партнеров.

Городское купечество Тюрякулов считал основным препятствием для социальных преобразований в стране, в то время как дикие ваххабистские крестьянские массы воспринимались им, способными к совершению революционных социалистических преобразований.


Тюрякулов и принц Фейсал в Джидде




Такое заблуждение было свойственно и английским военныхм и колониальным чиновникам, которые в то время называли ваххабитов “местными большевиками”

В письме генералу Алленби ( Letter from Prince Faysal to Sir General Allenby, Cairo 1919. British Public Record Office, MSS, Foreign Office, Vol.4146, Document № 108194) Фейсал, сын Хусейна, писал о том, что бунтарские движения в Афганистане, Египте, Индии и других странах показывают, что “там претворяется в жизнь хорошо организованный план”, намекая на один, уже состоявшийся в большевистской России. О страха перед случившимс в России,  все революции и массовые движения того времени подозревались в том, что они - большевистские, и делаются по плану и за деньги.

Источник в Мекке в докладе английской  военной  разведки утверждал, что “лучшим способом пропаганды большевизма в исламских странах является пропаганда ваххабизма, который является улучшенной формой исламского большевизма”.

Английский верховный комиссар в Египте Реджинальд Уингейт считал: “Король Хусейн…, возможно, имеет основания к тому, чтобы рассматривать Неджд как большевистский фактор в аравийской политике, и верить в существование секретной пропаганды, которая работает против него и нас” ”

Помимо созданных проблем  в торговле, советские дипломаты столкнулись с новыми правилами запрета доступа в Мекку для «европейцев, считавших себя мусульманами», но фактически отрицавшими религию. Таким образом, коминтерновцам создавались препятствия для установления контактов с прибывавшими в Мекку мусульманами.

Для того, чтобы повысить к себе доверие, Хакимову и Тюрякову разрешили совершать хадж. Это, действительно, укрепило доверие к советским представителям, которые доказали свою верность Исламу, но не продвинуло решение вопросов торгового сотрудничества.
Русские паломники, совершающие хадж, 1920-е

В то же время, состояние дел  в Саудовском королевстве было на грани катастрофы.

В 1929 году в Неджде и Хиджазе случилась засуха, войны разорили население, а мировой кризис сказался на арабской торговле, экспорт скота, кожи, фиников упал, катастрофически снизился поток паломников.
Казна была пуста, не на что было закупить продовольствие. Нужны были деньги для содержания армии и оплаты лояльности шейхов местных племен, оплаты государственных служащих.

Увеличению экономических  проблем  Ибн Сауда способствовали два важных фактора:

  • первым  было увеличение подвижного состава ( автомобиль все больше заменял верблюдов), требующего закупки топлива и увеличения расходов.

  • вторым была религиозная нетерпимость ваххабитов, требовавших иметь торговые отношения только с правильными мусульманами и осуждавших любые взаимоотношения с неверными.

Так Ибн Сауду пришлось в 1931 году на очередном Риядовском конгрессе подтвердить, что передача любых концессий будет осуществляться только мусульманам.

При этом он верил советам Филби, что выручить его из нужды может лишь иностранный капитал.

Однако Великобритания решительно отказала ему в какой-либо финансовой помощи, учитывая старую задолженность,  неоплаченную сделку за оружие, поставленное из Индии, во время войны с Ихваном, не могло быть и речи о каких-либо новых торговых соглашениях.

Вот тогда Филби пригласил американского “филантрописта” Чарльза Крейна. Крейн обещал найти воду или другие полезные ископаемые, в результате чего можно было получать деньги от торговли концессиями. Но пока это были лишь надежды и планы  на будущее.

В 1931 году мировой экономический кризис привел к тому, что количество паломников сократилось на 70%, а долги короля возросли до 300 тысяч английских фунтов (1,5 миллиона долларов).
Деньги нужны были на покупку и содержание автомобилей, радио, на приобретение оружия и боеприпасов, содержание школ тоже стоило больших денег.
Он не мог платить своим чиновника, и что более важно, не мог одаривать ежедневно приходящих просителей от племен.

Вот поэтому он и решил послать Фейсала в новую дипломатическую миссию в Европу в надежде получения ссуды. Чтобы решить финансовые проблемы, необходимо было раздобыть миллион фунтов стерлингов.

Именно в этот момент он и обратился к Советской власти

Ибн Сауд держал дипломатов на крючке, наживкой был все тот же возможный договор о дружбе и сотрудничестве, при этом Ибн Сауд  надеялся на то, что советское руководство  сделает первый шаг, проявит щедрость и предоставит кредит без каких-либо действий с его стороны.

Советская Россия, действительно, сделала шаг навстречу, заключив в 1931 году «бензиновую сделку» — первый контракт на поставку в Саудовскую Аравию 100 тысяч «ящиков» бензина и керосина на сумму 150 тыс. долларов.

Как пишет Википедия, Советский Нефтесиндикат победил в конкурентной борьбе могущественные англо-голландскую «Shell» и американскую «Standard Oil of California».
Однако, советская бензиновая сделка состоялась именно потому, что фирмам было известно о неплатежеспособности саудовского короля , указанные фирмы не собирались больше поставлять товары в долг, требуя погашения задолженностей.

Благодаря  заключенному с большевиками договору  саудовцы получили годовой стратегический минимум, который был необходим молодому саудовскому режиму для укрепления своих позиций в провинциях и поддержания в надлежащем виде почтовых коммуникаций.

Долг, который в других источниках оценивается, как  30 тыс. фунтов стерлингов, так никогда и не был возвращен. ( См.: Katz M.N. Russia and Arabia: soviet foreign policy toward the Arabian Peninsula. Baltimore—L., 1986, p. 132.)

А ведь в этих деньгах нуждалась советская экономика. Голодающая, еще не оправившаяся от разрухи Советская Россия, не могла себе позволить дорогие подарки ради обещаний торговых послаблений или ради будущих мировых революций, не могла она и конкурировать в спонсорстве с Великобританией.

Совершенно разумным было, с точки зрения советского правительства, связать возможность дальнейшего сотрудничества с Королевством с вопросом о возвращении долгов. Именно поэтому  началась подготовка визита принца Фейсала в Москву для ведения переговоров.

Но прежде чем нанести визит в Москву, Фейсал попытался поискать деньги в других местах.

Первой страной, которую он посетил в 1932 году, была Италия.
Фейсал позавтракал с королем Витторио Эммануэлем, а затем встретился с реальным главой государства – Бенито Муссолини. Муссолини продемонстрировал арабскому посланнику  мощь фашистской молодежи, мимо трибун парадом прошло около 50 тысяч человек, что изрядно утомило восточного гостя. Результатом визита в Италию было соглашение о подготовке арабских пилотов в итальянской летной школе.

Во Франции Фейсал посетил банкет, устроенный президентом в его честь и получил возможность помолиться в парижской мечети. Французы отвезли его в Версаль, где продемонстрировали мощь  артиллерии и танков,  а в  небе Ле Бурже - возможности французской авиации. Обе стороны обсудили вопросы увеличения потока паломников из французских колоний, так как сами французы  в то время еще не интересовались Хиджазом и Неджем.

Визит в Великобританию тоже не принес никаких результатов, точно так же, прошел визит в Германию, никаких ссуд раздобыть не удалось.

В Польше Фейсал встретился с маршалом Пилсудским, там Фейсалу, наконец, удалось заключить соглашение о закупке оружия в кредит. Это оружие было использовано через пару лет во время войны против Йемена. Оружие саудиты получили, но за кредиты в дальнейшем, так и не расплатились. Впрочем, это уже становилось правилом, получать подарки и не платить.

Из Варшавы Фейсал специальным поездом отправился в Москву. Не смотря на то, что большевики притесняли  религию, Ибн Сауд  готов был закрыть на это глаза и заключить любую сделку, с любым партнером, готовым  рискнуть своими деньгами.


Во время своего пребывания в Советской России с 29 мая по 7 июня 1932 года  принц Фейсал встречался с  Калининым и наркомом по военным и морским делам К.Е. Ворошиловым, для делегации было организовано множество культурных мероприятий,  посещение промышленных предприятий.


«Король Абдель Азиз, задумавший модернизацию королевства, внимательно приглядывался к опыту России. Поэтому поездка эмира Фейсала по промышленным предприятиям не была для него просто экскурсией. Эмир изучал опыт и возможности СССР как партнера королевства»- пишет один из источников, рассказывающих о визите.

На самом деле, нет свидетельства того, что Ибн Сауд планировал  перейти к индустриализации, если Фейсал и хотел использовать опыт, то преуспевающей и могущественой Великобритании, а не слабой, на тот момент, Советской России, которая рассматривалась , как временный союзник. Ее опыт - опыт уничтожения монархий, освобождения женщин, притеснения религий, был особо опасен, и Фейсал это прекрасно осознавал.

Король планировал добывать деньги, но не разрушать традиции, по которым жили его предки, наоборот, он заявлял о намерении перестроить мир по принципам ваххабизма, именно под них перестраивалась жизнь довольно либерального до захвата вахбитами Хиджаза. Но этого тогда никто не хотел слышать и принимать всерьез.

Потому, Фейсалу не нужен был опыт России, он лишь искал возможности использования ресурсов России в собственных интересах.


Тем не менее, Советская власть оказала радушный прием и была щедра на подарки и  специалистов:

В Ленинграде Фейсалу на заводе «Красная заря» “была подарена автоматическая телефонная станция, установленная в 1934 г. в Эт-Таифе.
К работе АТС подготовил советский инженер В. Шитов, направленный для этого в Саудовскую Аравию в командировку. Примечательно, что эта АТС стала первой в Саудовской Аравии и второй после АТС, установленной советскими специалистами в Сане, столице Йемена.

В отчете о командировке инженер Шитов написал: «…Первый разговор по автоматическому телефону произошел между королем Арабско-Саудовского государства и Полпредом СССР тов. Тюрякуловым. Этот разговор послужил началом пуска станции в эксплуатацию».

«Король с самого начала проявлял повышенный интерес к установке АТС и всему, что было с этим связано. Отрядил к В. Шитову своего директора почт и телеграфа, который ежедневно докладывал аль-Сауду о ходе занятий телефонистов и монтеров из числа местной молодежи. Скорее всего, это был один из первых опытов участия Советского Союза в подготовке иностранных технических специалистов.

И он удался, судя по восторженной реакции короля и Фейсала, которые, как в официальных письмах на имя полпреда, так и в послании наркому иностранных дел М. Литвинову, буквально рассыпаются в благодарностях за столь полезный подарок и подготовку саудовских кадров по обслуживанию АТС. По завершении работ король в торжественной обстановке принял Н. Тюрякулова с В. Шитовым и отметил их заслуги “часами и арабскими костюмами”


Восторженные письма от арабской стороны в дипломатической переписке воспринимаются сегодня как искреннее проявление чувств, между тем – это было свойственным арабскому этикету выражением благодарности и дружелюбия, отнюдь не связанным с реальными мыслями и чувствами.

О реальных впечатлениях Фейсала, который никогда не забывал о том, что Советская власть вытесняет религию на обочину жизни,  можно судить о сложившихся впечатлениях  Ибн Сауда после рассказов Фейсала, о том, как в дальнейшем он воспринимал Советскую Россию.

 По воспоминаниям современников, Ибн Сауд был убежден, что коммунизм есть зло, и почему-то считал, что в московских общественных парках царит безнравственность, а люди совершают акты кровосмешения. 

В дальнейшем Ибн Сауд никак не мог понять, почему США не использовали в своих интересах  ядерное превосходство и не сбросили атомную бомбу на Россию, ничего удивительного, что и Фейсал  всю свою жизнь проводил политику, враждебную советскому государству.

Визит Фейсала не изменил позицию Москвы, договориться о новых кредитах не удалось, и даже последующая отмена саудитами ограничений на советскую торговлю уже ничего не могла изменить, Москва, поняв бесперспективность отношений в условиях обострявшейся международной обстановки, сворачивала деятельность на Ближнем Востоке, концентрируясь на внутренних проблемах.
.





 фото из журнала kahhar_786
.
“В 1933 году Торекулов добивается отмены жестко протекционистского «исключительного режима», которому подчинялась вся советская торговля в Аравии; двустороннее сотрудничество стало охватывать здравоохранение, культуру, науку.”- тиражируется фраза из одной статьи в другую, но о каком двухстороннем сотрудничестве могла идти речь в стране, где не было ни школ, ни своей медицины, не говоря уже о науке, и не было заинтересованности в таковых?

После репрессий Хакимова и Тюрякулова  дипломатические отношения с СССР были прекращены. “саудиты обратили свои взоры на Великобританию, а их страна попала под культурное, экономическое и политическое влияние стран Запада.” – заявляет Википедия

Как видно из этого, весьма длинного, рассказа, Саудовская Аравия никогда из этого политического влияния и не выпадала, наоборот, она была продуктом проводимой Западом политики и находилась от него в полной зависимости, от его денег  и технологических изобретений, использование которых ( например, современного оружия) давало возможность обладать своей территорией и управлять ею.

В 1933 году произошла смена донора, Великобританию заменил более успешный лидер – США, а Ибн Сауд начал разыгрывать новые партии, в которых места, для не обладающей могуществом Советской России уже не было.

Как ни странно, в 1950-х –1980-х годах немногочисленные группы мусульман все же продолжали отправляться из СССР на хадж в Мекку. Контакты государственного уровня ограничивались визитами официальных лиц в ранге министров. А дипломатические отношения были возобновлены 17 сентября 1990 года.







Сегодня память о Тюрякулове и Хакимове среди мусульман поддерживается на основе истории, которая пишется и  распространяется под присмотром Саудовской Аравии, а потому в этой истории нет рассказов об эсеровском прошлом, борьбе с басмачеством, работе на Коминтерн и разведку, упоминается лишь участие в смутных событиях (  в защиту тюркских народов), зато есть  учеба в медресе с обязательным упоминанием насильственной  русификации  и, конечно, совершение хаджа, как “просветления и очищения”, как проявление  истиной веры, отринувшей большевизм, и есть расплата за это.

В нашей стране есть чему поучиться на опыте Саудовской Аравии, обладающей огромными запасами нефти и благодаря им ставшей за последние годы одной из наиболее богатых стран мира. Ведь Казахстан также богат запасами углеводородного сырья, и в Саудовской Аравии уделяют немалое внимание развитию отношений с нашей республикой. – говорится в одной из публикаций.

А еще по воле Аллаха правнук Тюрякулова возглавил казахское консульств в Джидде, а внук, от которого раньше "все скрывали", помогает Саудовской Аравии строить в его стране мечети и изучать правильный Ислам

Вот так  Ибн Сауд дотянулся до советской  истории и продолжает менять мир.
***

Продолжение следует

Tags: КСА, РФ, история Саудии
Subscribe

Posts from This Journal “история Саудии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments