kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Границы подчинения матери и отцу и благочестие по отношению к ним

Оригинал взят у alifammara в Границы подчинения матери и отцу и благочестие по отношению к ним
Сообщается от Абу Хурайры, что как-то один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Твоя мать». Он спросил: “А кто потом?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Твоя мать». Он спросил: “А кто потом?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя мать». Человек снова спросил: “А кто потом?” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твой отец». аль-Бухари 5971, Муслим 2548.
Сообщается от аль-Микъдама ибн Ма’дикариба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах завещает вам благое отношение к вашим матерям, затем к матерям, затем к матерям, затем к отцам, а потом к ближайшим родственникам!» Ибн Маджах 3661, аль-Хаким 4/151. Хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусыри, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Имам Ибн Батталь сказал: “Передается, что один человек спросил Малика: «Отец мой в Судане и написал мне, чтобы я поехал к нему, но мать запрещает мне это», он ответил: «Повинуйся отцу, но не ослушайся мать!» Эти слова Малика указывают на то, что благочестие к отцу и матери у него одинаковое, и нет у одного превосходство над другим, поэтому он повелел удовлетворить обоих родителей. А когда аль-Лейса спросили то же самое, он велел выполнять веление матери, сказав, что ее право превышает право отца в три раза. И хадис от Абу Хурайры указывает на то, что у матери право в благочестии превышает в три раза, и это довод против тех, кто пошел в противоречие этому. А аль-Мухасаби заявил, что в превосходстве матери в благочестии и подчинении над отцом ученые единогласны”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 9/190.
Къады ‘Ийяд сказал: “Ученые разошлись в отношении благочестия между отцом и матерью. Было сказано, что благочестие к ним должно быть одинаковым, и это было выбором Малика. А от аль-Лейса передается, что право матери сильнее, и что она на три части заслуживает больше благочестия. А аль-Мухасаби упомянул, что в превосходстве матери над отцом в благочестии есть единогласное мнение ученых”. См. “аль-Икмаль” 8/5.
Имам ан-Науауи сказал: “Харис аль-Мухасаби передал иджма’, что матери отдается предпочтение в благочестии перед отцом. А Къады ‘Ийяд передал противоположное, сказав, что так считает большинство. Некоторые сказали, что в этом отец и мать одинаковы, и приписали это мнение Малику. Однако правильным является первое мнение, на что указывают ясно хадисы”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/345.
Имам аш-Шаукани сказал: “В хадисе: «Кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился? – «Твоя мать», указание на то, что мать имеет больше прав на хорошее обхождение, чем отец и важнее в благочестии него, если скажем, у сына не хватает денег на расходование, кроме как на одного из родителей. И это мнение большинства ученых, как это передал Къады ‘Ийяд. Было также сказано, что родители в благом отношении одинаковы, и это передается от Малика и некоторых шафиитов. А аль-Харис аль-Мухасаби передал иджма’ ученых на то, что матери отдается предпочтение”. См. “Найлюль-аутар” 12/664.

Имам ас-Сан’ани сказал: “Если право отца и матери станут идти вразрез, то право матери имеет преимущество исходя из хадиса аль-Бухари. Этот хадис указывает на то, что довольству матери отдается предпочтение перед довольством отца. Ибн Батталь сказал: «Это указывает на то, что матери полагается в три раза больше того, что полагается отцу, и вероятно это по причине трудности ее беременности, родов и кормления». Я (ас-Сан’ани) говорю: И на это указывают слова Всевышнего Аллаха: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его» (аль-Ахкаф 46: 15). Также Аллах сказал: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года» (Лукъман 31: 14). Къады ‘Ийяд говорил: “Большинство ученых склонились к тому, что в благом отношении матери отдается предпочтение перед отцом, а аль-Харис аль-Мухасаби передал даже иджма’ на это”. См. “Субулю-Ссалям” 8/169.
Таким образом, мы видим, что у ученых есть только два мнения в вопросе: кому следует подчиняться, если веление отца и матери расходятся. Большинство считают, что следует отдавать предпочтение велению матери, и на это указывают хадисы, а некоторые передают даже иджма’. И также из тех, кто передал этот иджма’ был имам аль-Баджи. А некоторые ученые сказали, что следует постараться выполнить веление, как отца, так и матери, совместив их довольство, ибо они в благом отношении к ним равноценны. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 8/68.
Tags: отношение к родителям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments