kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

***

Шейх  Абдулла ибн Абдурахман аль-Джибрин,
да помилует его Аллах.


Вера - это слово и дело

797419091453776.png

И его слова (автора): "Иман - это слово языком, дело частями тела, убеждения в сердце, увеличивается при подчинении и уменьшается при ослушании".

Аллах Всевышний сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Аль-Баййина, 5).

И Он сделал поклонение Аллаху Всевышнему, искренность сердца, выстаивание намаза и выплату заката - все это из религии.

Толкование: эту тему называют "Имена, Иман и дин", и с ней связаны обвинение в неверии и нечестии, и то подобное. И у мутазилитов это называется «положение между двух положений». И это потому что община разошлась в том, что называется Иман и отличаются их мнения.


Языковое значение слова "иман" - это вера (подтверждение). Однако шариат добавил к этому добавки и ввел в него дела, и ввел в него слова. И "иман" стал включать в себя вероубеждения, слова, и дела. И это стало шариатским термином, по причине того, что шариатские термины были перенесены от своего языкового значения и приобрели особенное значение. Также как это произошло с остальными шариатскими терминами.

Арабы знали, что значением слова "иман" являлось подтверждение (вера), а слово "куфр" означало сокрытие. Сокрытие вещи называлось у них "куфр", и пример тому слова поэта:

في ليلة كفر النجوم ظلامها

В ночи звезды, которой покрыл ее мрак

А слово "фиск" означало у них выход, а слово "нифак" означало спрятался, а слово "ширк" означало соучастие в торговле и тому подобное, и тавхид означало один, единственный.

С приходом шариата у этих слов появилось шариатское значение, и эти слова перешли от их языкового значения к значению шариатскому.

Иман: это слово языком, убеждение в сердце, дело частями тела, увеличивается при подчинении, и уменьшается при ослушании. Это смыл слова «иман» в шариате, к нему были добавлены дела и они были названы "иманом", как на это будут приведены доказательства с позволения Аллаха.

А что касается куфра: то это выход из религии. Отрицание послания, отрицание пророчества, отрицание единобожия, и отрицание поклонения называется куфром в понимании шариата.

А фусук: это ослушание; потому что это выход из послушания.

А нифак: это шариатский термин, означающий внешнее проявление веры и сокрытие неверия.

А тавхид: перешёл от своего языкового значения к значению шариатскому, а это уединение Аллаха в поклонении.

А ширк: перешёл от своего языкового значения к значению шариатскому, это название поклонения Аллаху и кому-то наряду с Ним, придание в сотоварищи Аллаху кого-то другого называется ширком.

Эти слова заимствовал шариат и дал им особенный смысл. Сейчас речь идет об Имане, и это по причине древности и силы разногласия в нем.

Некоторые считают что Иман - это знание, и тот кто знает (что есть Господь) у них является верующим. Разве это правильно?! Аллах Всевышний сделал так, что за Иманом следует воздаяние, за ним следует награда, и Аллах часто упоминает Иман и упоминает его награду. И разве каждый знающий заслуживает награды?! Общеизвестно, что Фараон знал (что Мусу, мир ему, отправил Аллах). Аллах Всевышний упомянул слова Мусы: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их» (Аль-Исра, 102). Разве Фараон верующий?!

И также Иблис знает Аллаха, и знает что Аллах его Господь, и его Создатель, и разве можно сказать: он заслуживает награды?! И подобно этому лицемеры. Многие из них знают, однако они отрицают из-за упорства, и многобожники также знают. Аллах Всевышний говорит: «Они не считают лжецом тебя – беззаконники отрицают знамения Аллаха!» (Аль-Исра, 33). И разве можно сказать: они верующие и заслуживают награду за Иман?

Выходит мы поняли, что это мнение является заблуждением. Есть те, кто говорит, что Иман это только вера (подтверждение). И это мнение распространено у ханафитов. Они сказали, что это является языковым смыслом слова Иман, и у них есть долгие разговоры относительно этого. Однако мы говорим: воистину Аллах описал верующих (муминов) описанием большим, чем просто вера (подтверждение). И это указывает на то, что вместе с верой (подтверждением) должны быть и  дела. И верующий не будет верующим без этих дел.

Первое доказательство: слова Всевышнего: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Аль-Анфаль, 2-3).

Он сделал настоящими верующими тех, кто описаны этими пятью качествами, и среди них дела совершаемые телом, и дела совершаемые имуществом, подобно расходованию, и дела словесные, подобно зикру, и дела сердечные, подобно страху, и это указывает на то, что Иман охватывает эти вещи.

Второе доказательство: слова Всевышнего: «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия» (Ас-Саджда, 15). Он отрицает Иман в отношении других, и иманом стало падание ниц пред Аллахом «когда им напоминают о них, падают ниц» (Ас-Саджда, 15). И прославление хвалой Аллаха, и отсутствие высокомерия, и отрывание боков «Они отрывают свои бока от постелей» (Ас-Саджда:16), мольба «взывая к своему Господу со страхом и надеждой» (Ас-Саджда, 16) и так до конца суры. Все это Иман.

Третье доказательство: слова Всевышнего: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами» (Аль-Худжират, 15). И сделал из имана борьбу, оставление сомнения, дела. И нет сомнения в том, что все это доказательства на то, что Иман это нечто большее, чем просто вера (подтверждение).

Выходит Иман таков как описал его автор, да помилует его Аллах. И это мнение Ахлю-Сунны, упоминают, что Аль-Бухарий, да помилует его Аллах, сказал: "В этой своей книге я предал примерно от трех сотен ученых, все они говорят: "Иман - слово и дело". И он подразумевает под этим, что его шейхи, у которых он учился, все они на этом мнении: «Иман - слово и дело».

И он начал свой достоверный сборник после вступления, которое находится в главе об откровении "Книгой Имана". Затем сказал: «И он - слова и действие, увеличивается и уменьшается» и не упомянул вероубеждение. Потому что нет разногласия в том, что вероубеждение из Имана, и так как нет разногласия в вероубеждении он пропустил это. И упомянул то, в чем есть разногласие, а это слово и дело, то есть в Иман входят слова и дела, затем за этим следует полнота имана: его уменьшение и увеличение.

Многие из ханафитов и ашаритов и подобных им убеждены, что Иман единое целое и он не отличается, и люди в нем одинаковы, и что иман Джабраила и Микаила, и Мухаммада, и Мусы и Исы, и Ибрахима, мир им и благословление, подобен Иману остальных людей. И нет сомнения в том, что это ошибка, потому что они отличаются в своем вероубеждении и силе убежденности. И отличаются в следах, которые оставляют эти убеждения на рабах, и если они отличаются, то это указывает на то, что Иман отличается.

Мы знаем, что может быть человек, которому Аллах даровал знание, частое чтение, размышление, он направился и придерживается Сунны, хадисов и Корана. Он размышлял и ясны для него доказательства, и укрепились в его сердце доказательства единственности и доказательства божественности. И доказательства воскрешения, и доказательства на дела и их ахкамы. И доказательства посланников, веры в них, и ангелов и подобное этому. Укрепились в его сердце, и последствие этого укрепления, что это побудило части его тела на совершение дел. И он говорит только зикром, слушает только благо, не смотрит ни на что, кроме того в чем есть благо. И его молчание это поминание и его разговор это поминание и его дела это благо, все это следы тех доказательств, которые укрепились в его сердце.

И есть другой человек, который слышал мало, и занимался только малым из Сунны, получил только отрывки знаний, и вместе с тем, его сердце наполнено забавами и оплошностями, прикрасами этого мира и его украшениями, тягой к нему. И его сердце наполнено любовью к страстям, когда ты видишь его то не слышишь поминания Аллаха за исключением малого, и ты видишь как его части тела совершают мало благих дел. Более того, противоположность тому, он поминает только то, чего желает и то к чему стремится. Отправляется только за страстями своей души, и у него мало праведных дел. Разве можно сказать: что дела этого и дела того одинаковы? Говорящий это не разумеет.

Вернемся к словам Муваффика (Ибн Кудамы), да помилует его Аллах, он сказал: «Воистину Иман - это слово языком». И в эти слова входят зикры. Они часть Имана, и если ты, например, говоришь «субханаЛлах», «аль-хамду-лиЛлах», «Аллаху акбар», «астагфируЛлах», «ля хавля ва ля куввата илля би Ллах», «ля иляха илля Ллах», «аузу би Ллах», «бисми Ллах», «Аллаху Роббуна» - все это из Имана и это все относится к слову языка.

И также, когда ты призываешь к Аллаху, или призываешь к благому, обучаешь людей, призываешь к Книге Аллаха и совершению дел в соответствии с ней, и каждое слово, которое ты говоришь призывая к благу - это является частью Имана. Говорится: это слово Имана, и эти слова тахлиля (ля иляха илля Ллах) - это Иман, тасбих - это Иман.

«Убеждение в сердце», то есть в сердце, вероубеждение: это то, к чему привязано сердце и то чего оно придерживается. Акада - это привязанность сердца к вещи, и отсутствие сомнения в ее достоверности. Если твое сердце убеждено в воскрешении, то это Иман. Если твое сердце убеждено в могильных мучениях, то это Иман. Если твое сердце убеждено в достоверности собрания, и воскрешения, и воздаяния за деяния, и подробностях этого, то это из Имана. Если твое сердце убеждено в истинности существования ангелов и в том, что их большое количество, то это из Имана. Если твое сердце убеждено в достоверности послания и в их многочисленности посланников, то это из Имана. И так до конца, все в чем убеждено сердце - это из Имана.

И подобно этому дела частей тела: намаз, милостыня, пост, таваф, хадж, стояние в Арафате, бросание камешков, сражение на пути Аллаха, повеление одобряемого, призыв к Аллаху Всевышнему - все это из Имана.

Аль-Бухарий таким образом назвал главу в своем достоверном сборнике: «Глава намаз из Имана», «Глава выдача 1/5 из Имана», «глава выплата заката из Имана», «глава терпение из Имана», и так перечислил благие качества и сказал, что они из Имана. Потому что они дела совершаемые частями тела, и дела совершаемые частями тела из Имана.

А что касается доказательств на это, то из них слова Всевышнего: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Аль-Баййина, 5). Религия - это Иман, и Он сделал эти пять вещей из Имана:

Поклонение: в него входят виды подчинения и виды приближения. Все они из Имана.

Искренность: стремление к лику Аллаха Всевышнего посредством совершения благих дел, и не стремление к чему-то другому. Это тоже из Имана.

Ханиф: это направляющийся к Аллаху, отвернувшийся от всего остального. Это тоже из Имана.

Намаз: из Имана.

Закят: из Имана. Все это из Имана.

И также об Имане упоминается, что он увеличивается при послушании и уменьшается при ослушании. И уже были упомянуты те, кто отрицает его увеличение, и стала ясна нам их ошибка и их отдаленность от правильного мнения, и доказательства на это ясны. Сказал Аллах Всевышний: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (Али Имран, 173).

В суре «Аль-Анфаль» Всевышний говорит: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты» (Аль-анфаль, 2).

В суре «Аль-фатх» Всевышний говорит: «чтобы их вера увеличилась» (Аль-фатх, 4). И в суре "Ат-тавба" Аллах Всевышний говорит: «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?» Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются» (Ат-тавба, 124).

В итоге это ясное доказательство на то, что Иман увеличивается и уменьшается, и каждая вещь, которая может увеличиваться, она может и уменьшится.

Религия охватывает Ислам и Иман, как это упомянуто в известном хадисе Джабраиля, в котором он спросил о Исламе, и он растолковал его внешними делами, затем спросил его об Имане и он растолковал его делами внутренними. То есть когда он связал между Исламом и Иманом, то он растолковал Ислам делами внешними, а Иман делами сердца. Затем спросил об Ихсане, и он растолковал его как муракаба и мушахадах (покланяйся Аллаху так, словно ты видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, помни о том, что Он, поистине, видит тебя). Затем сообщил о том, что это все из религии, он сказал: «он обучил вас вашей религии». Иман, Ислам и Ихсан все это является религией.

А если ты скажешь: есть ли разница между Исламом и Иманом? То в ответ говорится: если они упоминаются вместе, то Ислам внешние дела, а Иман дела сердца, а если упоминается один из них, то он подразумевает их обоих.

Однако, может человеку могут быть неясны, некоторые доказательства, подобно словам Всевышнего: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами”. Вера еще не вошла в ваши сердца» (Аль-худжурат, 14). И уже много сказано слов об этом аяте, и нет в нем неясности, хвала Аллаху. И это потому что эти арабы, приняли Ислам, то есть предались внешне, а Иман должен выбиваться из сердца, а в их сердца еще не вошла настоящая вера. И поэтому Он сказал: «Вера еще не вошла в ваши сердца», и сделал их сомневающимися, то есть в их сердцах сомнение, и утвердил в их отношении Ислам, и отрицал в их отношении Иман. «Скажи: «Вы не уверовали» и это потому что они предались внешне, а их сердца колебались. Они поклоняются Аллаху находясь на границе между верой и неверием. Если им достается добро они чувствуют себя уверенно, а если же их постигает искушение, то они оборачиваются вспять, и в их отношение отрицается Иман. Потому что источником Имана является сердце, и это влияет на тела, влияет на слух и на зрение, и на руки и на язык, и у них их внешние дела указывали на то, что они мусульмане, однако у них не было побуждающей силы Имана.

А что касается слов Всевышнего: «Мы вывели оттуда всех уверовавших, но нашли там только один дом с мусульманами» (Аз-зарийат, 35-36). Это Лут, мир ему, и его семья, и нет сомнения в том, что Лут, мир ему, и его семья, за исключением его жены совместили в себе эти два качества, то есть Иман и Ислам, внутренний Иман и внешний Ислам, даже если одного из этих качеств достаточно.

В общем, если мы встречаем общее упоминание Ислама, то мы его толкуем всеми видами дел, а когда упоминается один Иман, мы его толкуем как Ислам и всеми делами, а если они упоминаются вместе, то каждый из них имеет свою особенность. И более обобщенным является Ислам, а более конкретным, чем он является Иман, а более конкретным, чем он является Ихсан.

http://salyaf.ru
Tags: Шейх Абдулла ибн Абдурахман аль-Джибрин, акыда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments