kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

كامبريدج

Декан Кембриджа о будущем исламского образования

С момента своего появления ислам был религией, основанной прежде всего на знаниях. Важность занятия науками подчеркивается во многих аятах Корана и известных хадисах. В первые века мечети были центрами духовных, правовых и богословских исследований, и в них могли получить знания все желающие. О том, как менялось на протяжении веков исламское образование, рассказал в интервью декан Исламского колледжа Кембриджского университета Тимоти Джон Уинтер, известный также как Абдульхаким Мурад.

Какими были этапы  образования в «классический период»? И кто мог получить знания?

Поскольку образование было религиозным долгом, оно, как правило, было бесплатным. Средневековый ислам характеризовался значительной социальной мобильностью: в отличие от средневековых христианской и индийской культур, где религиозная элита происходила обычно из верхних социальных слоев, в исламе студенты из сельских или городских бедных семей могли поступить в медресе,  и если обладали достаточными способностями, пробиться в лидеры национальной культуры.  Свою роль в этом сыграла и отмена исламом феодальной системы.  Обычно дети поступали в неформальные школы у себя в деревне или городском квартале, которые часто называли «мактаб» или «куттаб». Там мальчики и девочки учили наизусть  Коран и некоторые основные мнемонические тексты по религии и праву. Затем они могли  перейти в более сложные медресе.

Никаких экзаменов не существовало: каждый  мог прийти  в мечеть и присутствовать на уроках, и если ученик был прилежным и способным, учитель по своему усмотрению давал ему разрешение передать полученные знания другим («иджаза»).

Какой была средневековая учебная программа?

Суннитский ислам разработал высоко интеллектуальную  абстрактную программу для  высших учебных заведений,  следуя по стопам  имама аль-Газали,  показавшего, как могут быть использованы греческие философские и логические методы.  Они применялись  не только к теологии, но и к изучению юриспруденции.

Развивались и десятки других дисциплин,  особенно исследования хадисов, толкование Корана («тафсир»), арабская грамматика и синтаксис, биография Пророка («сира») и многие другие. Некоторые школы  специализировались в медицине, геометрии, математике,  другие – в более практических дисциплинах.

На чем основывалась передача  знаний?

Известно, что исламское образование основывается на  практике тщательной проверки подлинности цепи передатчиков. Мало того, что все хадисы должны быть проверены на достоверность передачи от Пророка; в принципе любой текст, независимо от его содержания, может с полным правом преподавать только тот учитель, который связан непрерывной цепью передатчиков  с  автором книги.

Это заметно отличается от современного образования, в котором каждый может выбрать книгу и преподавать по ней, не изучив предварительно со специалистами. Считается, что эта исламская система «иджаза» уменьшает возможность неправильного понимания.

Кроме того, как и в других предшествовавших современным системах, предполагалось, что учитель должен быть  высоко этичной  и духовно целостной личностью, и не позволять своему эго или страсти к показухе исказить понимание текстов или идей.

Учение  было частью более широкой задачи самосовершенствования и воспитания  добродетелей.

Почему после 17-го века ведущая роль в получении знаний перешла к  учебным заведениям на Западе?

Я не считаю, что это так. С религиозной точки зрения, наиболее важное знание – это то, которое помогает нам стать счастливее и мудрее;  и это все еще очень широко распространено  в мусульманских учебных заведениях. Западные знания – чисто прикладные, они коренятся в редукционистской теории мира, согласно которой человек может стать счастливее и лучше посредством манипуляций материей.

Исламские институты никогда не производили на свет  мировоззрение, ведущее к конкуренции в уничтожении земных ресурсов и формированию культуры все более отчужденных личностей и семей.

Как вы относитесь к бытующему противопоставлению современного образования традиционным медресе?

Современное образование формирует раздробленные личности,  получившие  знания в широком спектре разнородных областей,  которые  лишены общего объединяющего принципа.  Причина относительной отсталости большинства мусульманских стран заключается в том, что они абсурдно полагают,  что шизофреническое разделение между источником самоопределения страны, которым является религия, и техническими учебными дисциплинами современности, произведет сильное и целостное общество.

На самом деле происходит наоборот. В некоторых мусульманских странах элиты настолько преуспели в изучении иностранных языков, что неуверенно изъясняются на родном. Такие страны охвачены тяжким культурным недугом, который  приводит в конечном итоге к нестабильности, и не могут создать культуру, способствующую новым идеям и открытиям.

Каково будущее исламского образования в западном контексте?

Западные государства-нации, вероятно, приходят в полный упадок: общая  слабость их экономик резко контрастирует с ростом на Дальнем Востоке.  Все международные образовательные агентства утверждают, что китайские и вьетнамские школы являются лучшими в мире; а вот британские, например, находятся в настоящее время на 26-м месте.  Мусульманам следует меньше уделять внимания завершающейся западной фазе истории, и признать, что будущее за Дальним Востоком, где уже проявляются конфуцианские ценности уважения к учителям и старшим.

Индивидуализм западного образца слишком легко приводит к потаканию своим слабостям и социальной разобщенности. По мере заката Запада, мусульманам следует заняться  исцелением жертв растущего имущественного  неравенства, новых форм зависимости и депрессий. Но мы должны работать с новыми будущими лидерами Дальнего Востока, который зачастую может похвастаться гораздо более позитивной историей отношений с мусульманами, и где мусульмане жили – и имели медресе – на протяжении  более тысячи лет.

Полный текст интервью опубликован на сайте worldbulletin.net.

http://wordyou.ru/v-islame/dekan-kembridzha-o-budushhem-islamskogo-obrazovaniya.html
Tags: Ислам в Англии, новые мусульмане
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments