kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

أسماء بنت أبي بكر

Асма, дочь Абу Бакра




Асма — одна из лучших сподвижниц Пророка (мир ему и благословение Аллаха). О её достоинстве и заслугах, старании и великом положении в исламской Умме.


(окончание)

Урва ибн аз-Зубайр рассказывал: «За десять дней до того, как убили моего брата (Абдуллу) мы с ним зашли к нашей матери, она болела. Абдулла спросил: «Как ты себя чувствуешь?» Она сказала: «Болею». Абдулла сказал: «Истинно, в смерти благополучие!» Засмеявшись, она сказала: «Как будто ты смерти моей хочешь. Клянусь Аллахом, я не хочу умирать, пока не увижу одного из двух возможных итогов твоего пути: либо ты будешь убит, и тогда я буду терпеть эту утрату и надеяться на награду Аллаха за это, либо ты одержишь верх, и это будет усладой очей моих. Если враги сделают тебе предложение, с которым ты не будешь согласен, то не смей согласиться с ними из-за боязни умереть». Абдулла же опасался умереть только из-за того, что боялся тем самым опечалить свою мать. Она сказала ему: «Сынок мой, живи благородным, умри благородным и не попадись им пленным»[24].

Когда Абдулла зашел к своей матери перед последним боем чтобы попрощаться, Асма позвала его к себе, поцеловала и обняла. Когда она почувствовала на его груди защитное снаряжение, то сказала: «Что это? Это не для тех, кто ищет смерти на пути Аллаха!» Абдулла ответил: «Клянусь Аллахом, у меня нет в этом никакой нужды, но я боялся, что ты будешь переживать». Она сказала: «Сними это». Абдулла сказал: «Чего я боюсь, так только того, что они будут уродовать моё тело». Асма (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Сын мой, поверь, овца не страдает, когда с неё сдирают шкуру».
Она попрощалась со своим сыном, а затем всей душой смирилась перед Аллахом, воздела руки к своему Живому Господу, Творцу всего сущего и сказала: «О Аллах, прими молитвы моего сына, его обильные слёзы богобоязненности, посты в полуденный зной, его благочестие к отцу и ко мне. О Аллах, я вверяю его твоей воле и проявляю довольство любым Твоим решением. Дай нам с Абдуллой награду терпеливых и благодарных».
Абдулла ибн аз-Зубайр вышел от матери и направился в Заповедную мечеть. Всю ночь он провёл в молитве, затем сел, взялся за рукоять своей сабли и задремал. Когда наступил рассвет, он проснулся, произнёс азан[25], совершил омовение (тахарат), прочитал намаз в два ракаата. Затем была произнесена икама[26], и он прочитал молитву с мусульманами. После молитвы он прочитал суру «Калям» (Письменная трость) выговаривая каждую букву. Завершив чтение, Абдулла обратился к присутствующим, поприветствовал их, воздал хвалу Аллаху, прославил Его и начал побуждать своих соратников к сражению, затем встал, и все отправились к линиям обороны и местам сражений. Во время боя в него попал тяжёлый камень, который рассёк ему лицо, и когда он увидел, как кровь течёт по его лицу, то произнёс:
Кровь наших ран не по пяткам стекает,
Но спереди ступни нам обагряет.
Когда он упал на землю, враги стремительно набросились на него и убили. Когда аль-Хаджаджу доложили об этом, он сильно обрадовался, в то время как вся Мекка оплакивала смерть славного сподвижника Абдуллы ибн аз-Зубайра (да будет им доволен Аллах).
Когда сопротивление было окончательно сломлено, и Мекка перешла во власть аль-Хаджаджа, он обратился к людям с проповедью во время джума-намаза[27], в которой сказал: «Абдулла ибн аз-Зубайр был одним из лучших людей этой общины, пока он не захотел иметь власть над халифатом. Он начал оспаривать её у тех, кому она принадлежала, и вершить беззаконие на  заповедной территории Мекки. И Аллах дал вкусить ему мучительное наказание. Воистину, Адам был почётнее перед Аллахом чем Ибн аз-Зубайр, и он был в Раю, который имеет больше славы, чем Мекка. Но Адам ослушался веления Аллаха, вкусил запретный плод, и Он изгнал Адама. Вставайте на молитву…»
Тогда Абдулла ибн Умар[28] встал и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы ты пожелал, чтобы я назвал тебя лжецом, то я бы сделал это[29]. Клянусь Аллахом, Ибн аз-Зубайр не отступил от Книги Аллаха, часто постился и много молился, и всегда поступал в соответствии с истиной».
Аль-Хаджадж послал голову Абдуллы Абдульмалику ибн Марвану, а тело его распял вверх ногами в ущелье Худжун, что в окрестностях Мекки. Асма (да будет доволен ею Аллах) пришла к его телу и долго стояла рядом, обращаясь с мольбами к своему Господу, затем ушла. Также к его телу пришёл Абдулла ибн Умар (да будет им доволен Аллах), встал и сказал: «Мир тебе, Абу Хубейб[30], мир тебе, Абу Хубейб, мир тебе, Абу Хубейб. Клянусь Аллахом, я запрещал им делать это с тобой. Клянусь Аллахом, я всегда знал тебя много постящимся и молящимся, поддерживающим родственные связи».
Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) говорил о нём: «Его отец – апостол[31] Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Его дед Абу Бакр был одним из двоих, укрывшихся в пещере[32]. Мать его – Зату-нитакайн (Обладательница двух поясов)[33]. Его тётка по материнской линии – мать правоверных[34] Аиша. Его тётка по отцовской линии – Хадиджа[35]. Его бабушка – Сафийя, родная тётя Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Помимо прочего, сам он был преданным Исламу, знатоком и чтецом Корана»[36].
Но аль-Хаджадж не обращал внимания на столь почётную родословную и не придавал никакого значения славному родству. Он воевал с Ибн аз-Зубайром, убил его и распял на подступах к Мекке.
Но тирания и несправедливость, злодейские убийства и издевательства не сломили дух Асмы, она нисколько не боялась этого бесноватого деспота и даже не думала смиряться перед ним, оставаясь непоколебимой и величественной перед лицом угнетателя. Этим она показала урок, что истинно верующий человек сохраняет своё достоинство до самого последнего мгновения своей жизни.
Сообщается, что после того, как аль-Хаджадж убил Ибн аз-Зубайра, он пришёл к Асме и сказал: «О мать моя! Повелитель правоверных[37] завещал мне позаботиться о тебе, нуждаешься ли ты в чём-нибудь?» Она ответила: «Я тебе не мать, я мать того, кто распят на входе в ущелье. Мне ничего не надо»[38].
Сообщается, что аль-Хаджадж отправил своих людей за Асмой бинт Абу Бакр, но она отказалась прийти, тогда он отправил посыльного повторно со словами: «Ты обязательно явишься ко мне, а иначе я пошлю к тебе тех, кто потащит тебя за волосы». Но она снова отказалась и сказала посыльному, чтобы он передал: «Клянусь Аллахом я не приду к тебе, пока ты не пошлёшь тех, кто потащит меня за волосы». Когда ему сообщили, он сказал слуге: «Подайте мне мои сибты[39]». Надев обувь, он вышел из дома, идя по улице горделивой, надменной походкой, пока не вошёл в дом Асмы. Аль-Хаджадж сказал ей: «Ну, как тебе то, что я сделал с врагом Аллаха[40]?» Она ответила: «Вот что я думаю: ты испортил ему эту жизнь, а он испортил тебе Будущую! Я слышала, что издеваясь, ты называл его Ибн Зату-Нитакайн (сын Обладательницы двух поясов). Клянусь Аллахом, я и есть Зату-Нитакайн (Обладательница двух поясов), одним поясом я привязывала провизию Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра к вьючным животным, а вторым пользовалась, как это делают всё женщины. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам:
إن في ثقيف كذابا ومبيرا


«Истинно, будет в племени Сакыф отъявленный лжец и душегуб».
Асма продолжила: «Что касается лжеца, то его мы уже видели[41], а что же касается душегуба, то, думаю, это сказано о тебе». После этого аль-Хаджадж встал и больше её не беспокоил»[42].
Сообщается, что Яхья ибн Яаля ат-Тамими передал, что его отец сказал: «Я прибыл в Мекку через три дня после смерти Ибн аз-Зубайра, и он всё ещё оставался распятым. К его телу пришла мать, старушка высокого роста, потерявшая зрение. Обращаясь к стоявшему там же аль-Хаджаджу, она сказала: «Не пора ли всаднику спуститься?» Он воскликнул: «Этому мунафику (лицемеру)?» Она ответила: «Клянусь Аллахом, он не был мунафиком, он постоянно постился, много молился и был благодетельным». Аль-Хаджадж сказал: «Уходи отсюда, старуха, ты совсем выжила из ума». Асма сказала: «Я ещё никогда не теряла рассудка и помню, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинно, будет в племени Сакыф отъявленный лжец и душегуб»[43].
Сообщается, что Ибн Абу Мулейка сказал: «После убийства Ибн аз-Зубайра я пришёл к Асме, и она произнесла: «Мне сказали, что этот (аль-Хаджадж) распял Абдуллу. О Аллах, не дай мне умереть до тех пор, пока я не умащу его тело благовониями и не заверну в саван». Позднее я принёс его тело, она умастила его своими руками, завернула в саван, хотя к тому времени она уже потеряла зрение, а затем помолилась за него. Вскоре она умерла, не дожив даже до следующей пятницы»[44].
Так закончился жизненный путь этой славной женщины, достойной дочери своего отца. Она отправилась на встречу со своим господом, оставив своим верующим сёстрам вечные уроки и драгоценные наставления. Асма, дочь Абу Бакра, покинула этот мир, но оставила нам большое наследство, чтобы поколение за поколением мусульмане помнили о том, что значит быть стойким, когда дело касается принципов Ислама.
Имя «Асма» навсегда останется в сердцах мусульман, во все времена люди будут помнить о её борьбе, терпении и богобоязненности. Обладательница двух поясов – это имя начертано на скрижалях вековой славы. Да будет доволен ею Аллах, а также её отцом, её мужем, её сыновьями и поселит всех их в Обители благоденствия вместе с пророками, блюстителями истины, шахидами, павшими за Веру и праведниками. Воистину Аллах самый Милостивый и Щедрый.
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
Автор: Мухаммад ас-Сабр.
Перевод с незначительными добавлениями:                                                                                           
Абу Ясин Маликов Р. Х
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция:
Каримов М.
Для сайта – www.whyislam.ru
[1] Т.е. особо приближенным сподвижником, подобно тому, как двенадцать апостолов Исы (мир ему) были близки к нему.
[2] Абу Джахль ибн Хишам – один из самых рьяных врагов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и исламского призыва. Он проявлял большое рвение, стремясь уничтожить Ислам и мусульман, подвергал их пыткам, а тем, кого не мог обидеть физически, всячески вредил.
[3] См.: «Сира а’лям ан-нубаля», иснад достоверный (2/289).
[4] Дирхам – серебрянная монета, весом примерно в 4 грамма.
[5] Такое обращение к деду позволяется в арабском языке.
[6] См.: «Сиар а’лям ан-нубаля», иснад достоверный (2/290).
[7] Фарсах – это три арабские мили, арабская миля = 1920 метров. Две трети фарсаха это примерно 4 км.
[8] Хадис привёл аль-Бухари.
[9] Ревность Аллаха заключается в том, что Он гневается, когда Его рабы поклоняются кому-либо наряду с Ним. Также Аллах ревнует к своему закону, когда человек отвергает то, что желает для него Аллах, и начинает делать то, чего желает он сам, или начинает следовать другим законам помимо законов Аллаха.
[10] Т.е. вы никак это не используете.
[11] Хадис привёл аль-Бухари.
[12] Т.е: уменьшит твоё имущество и лишит его благодати (баракат).
[13] Хадис привёл аль-Бухари и Муслим.
[14] Хадис привёл Ибн Маджа (4003). Подобные риваяты приводятся также у аль-Бухари и Муслима.
[15] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
[16] Хадис передали Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Саʼд. См.: «Сияр аʼлям ан-нубаля» (2/291).
[17] В данном аяте говорится, что доброта и справедливость являются основополагающими и обязательными качествами мусульманина в общении с людьми, вне зависимости от их вероисповедания. Данный аят говорит, что исключение делается только тем, кто принимал непосредственное участие в войне с мусульманами или изгонял их из домов. Некоторые заблудшие ошибочно полагают, что доброта и справедливость к невоюющим представителям иных религий дана на выбор мусульманину: мол, если желает, то пусть будет справедливым, но если нарушит справедливость, то тоже не беда. Однако это в корне ошибочное понимание аята. Зная о контексте событий и причине ниспослания данного аята, мы понимаем его истинный смысл. Справедливость – это основа взаимоотношений и обязанность верующего, исключение сделано только по отношению к тем, кто проливает кровь мусульман и изгоняет их из жилищ. Асма усомнилась, не входят ли мирные жители враждующих стран в это исключение, и именно поэтому в аяте было использовано выражение  «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми». Подобное этому можно встретить и в другом аяте, где говорится: «Воистину, Сафа и Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними» (Коран, 2: 158). Кто-то может сделать вывод, что, мол, нет ничего плохого, если человек совершит проход между горами Сафа и Марва, но может и не совершать. Однако мы знаем, что хождение между этими двумя горами является столпом хаджа, то есть его неотъемлемой частью, и без его совершения хадж у человека принят не будет. Данный аят был ниспослан про ансаров, которые совершали хадж вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), но они почувствовали некоторое стеснение в душе от обряда прохождения между Сафой и Марвой, так как во времена невежества (до Ислама) они считали этот обряд грехом, всё из-за того что курайшиты поставили на этих горах окаменевшие тела двух прелюбодеев Исафа и Наили, которые в своё время были любовниками и совершили прелюбодеяние возле Каабы, за что Аллах и превратил их в камни. Впоследствии курайшиты установили их на разных холмах, на Сафе и Марве, и по прошествии определённого времени стали им поклоняться и почитать как богов. Жители Ясриба (бывшее название Медины) помнили происхождение этих двух истуканов и даже будучи язычниками, брезговали ходить между ними, в связи с чем отказались от этого древнего обряда, завещанного еще пророком Исмаилем (мир ему).
Также этот хадис указывает на то, что те женщины, дети и старики, которые не принимают прямого участия в войнах с мусульманами, имеют право на доброе отношение и справедливость мусульман. И нельзя выносить решения о том, что своими налогами или сочувствием к своим воюющим мужьям и отцам они лишаются права на справедливость мусульман.
[18] «Храни Аллаха» – значит: храни Его религию, соблюдай Его заповеди, помни о Нём во всех своих делах, отстраняйся от его запретов, надейся на Его награду и страшись Его наказания, выполняй Его волю, посвящай своё поклонение только Ему одному и отвергни всех богов помимо Него.
«И Аллах сохранит тебя» – сохранит тебя от бед и несчастий, в том, что касается твоего тела, имущества, семьи, религии, защитит от заблуждений и ошибок, наставит на прямой путь и облегчит дорогу праведности. «И Он будет пред тобой» - будет сопутствовать тебе и помогать в твоих делах, как в том, что касается мирской жизни, так и в делах религии.
[19] Хадис привёл ат-Тирмизи.
[20] Хадис привёл аль-Бухари.
[21] Аль-Хаджадж ибн Юсуф ибн Абу `Акыль ибн Масуд, Абу Мухаммад ас-Сакафи. Родился в 39-ом г.х. или в 40-ом, это одна из самых противоречивых личностей в исламской истории. Он был очень красноречивым, выучил Коран наизусть.  Абдульмалик ибн Марван поставил его наместником Хиджаза, где он убил Абдуллу ибн аз-Зубайра. Затем Марван снял его с должности и сделал наместником Ирака, там аль-Хаджадж в 84-ом г.х. построил город Васит, закончив строительство в 86-ом г.х. В его время и под его кураторством были расставлены диактрические точки в свитках Корана, что можно причислить к его благим поступкам. Однако, какое бы добро он ни совершил, его невозможно сопоставить со всем тем злом, которое он натворил. Он и был тем самым душегубом, о котором сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в своём хадисе. Он был насыбитом и ненавидел Али и его сторонников. Аль-Хаджадж был деспотичным тираном и без колебаний проливал кровь мусульман, если у него появлялись малейшие подозрения в их нелояльности. При всем этом он любил читать Коран, не совершал прелюбодеяния, не употреблял алкоголя и вообще не совершал запретов Аллаха, но вместе с тем был  чрезвычайно кровожадным и поспешным в убийстве людей, в том числе сподвижников. Аллах лучше знает об истинном положении этого человека. Умер аль-Хаджадж ибн Юсуф в 95-ом г.х. в возрасте пятидесяти пяти лет, оставив о себе скверную память, имя его стало символом жестокости, кровожадности и неукротимого желания добиваться своих целей, даже если для этого придётся пройти по бездыханным телам праведников.
[22] Навваф ибн аз-Зубайр – брат Абдуллы ибн аз-Зубайра и его наместник в Палестине и Сирии.
[23] Мусʼаб ибн аз-Зубайр – также брат Абдуллы ибн аз-Зубайра и его наместник в Ираке.
[24] См.: «Сияр аʼлям ан-нубаля» (2/293).
[25] Азан – призыв на молитву, который оповещает о наступлении времени молитвы.
[26] Икама – краткий призыв на молитву, который произносится непосредственно перед началом коллективного намаза.
[27] Джума-намаз – еженедельный пятничный намаз, на который собираются все мусульмане. Перед намазом имам произносит проповедь.
[28] Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сын сподвижника Умара ибн аль-Хаттаба (да будет ими обоими доволен Аллах).
[29] Видимо, Абдулла ибн Умар (да будет им доволен Аллах) выразился так, чтобы не подать повода обвинить себя в публичном оскорблении представителя власти. Таким образом, он завуалировал своё мнение, тем не менее, дав понять, что он думает об аль-Хаджадже.
[30] Абу Хубейб – кунья Абдуллы ибн аз-Зубайра.
[31] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الزبير ابن عمتي وحواري من أمتي
«Аз-Зубайр – сын моей тёти по отцу и апостол (хавари) в моей общине» (хадис привёл Ахмад, шейх аль-Арнаут назвал его достоверным в соответствии с условиями имамов аль-Бухари и Муслима).
Хавари переводится как отбеливающий, выстирывающий, вычищающий, это слово в качестве титула закрепилось за ближайшими сподвижниками пророка Исы (Иисуса), из-за их стойкости и приверженности своему пророку, стремления отстраняться ото лжи и грехов.
[32] Абдулла ибн Аббас вспоминает те события, когда Аллах почтил Абу Бакра, сделав его спутником Пророка во время переселения из Мекки в Медину. Переселение (хиджра) во многом стала поворотным моментом в жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и в истории исламского призыва в целом. Абу Бакру была оказана честь тем, что именно он сопровождал Пророка в этой опасной поездке, деля с ним все трудности и тяготы пути. Они укрылись в пещере Хира, прячась от преследователей, которые в свою очередь подошли так близко к пещере, что стоило им посмотреть себе под ноги, как увидели бы тех, кого искали. Абу Бакр был сильно взволнован в этот момент, о чём и говорится в следующем аяте:  «Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах – с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый» (Коран, 9: 40).
[33] Ибн Аббас напоминает о достоинстве Асмы бинт Абу Бакр.
[34] Мать правоверных – эпитет, данный жёнам Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
[35] Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) – самая первая жена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), на которой он женился ещё до начала пророческой миссии и которая стала первым человеком, принявшим Ислам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Она приходилась не близкой теткой Абдулле ибн аз-Зубайру, но была родственна с ним по линии отца.
[36] Хадис передал аль-Бухари.
[37] Имеется в виду халиф Абдульмалик ибн Марван.
[38] См.: «Сияр аʼлям ан-нубаля» (2/294).
[39] Сибт – вид кожаной обуви.
[40] «Врагом Аллаха» кровопийца аль-Хаджадж называет Абдуллу ибн аз-Зубайра.
[41] Речь идёт о лжепророке аль-Мухтаре.
Аль-Мухтар ибн Абу Убайд ибн Масуд ибн Амр ас-Сакафи, Абу Исхак. Основоположник шиитской секты кайсанитов, бунтарь и мятежник, распространяющий смуту. Его отец был одним из лучших сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но сам он был одним из худших людей на земле. Аль-Мухтар родился в первом году хиджры, но сам не был сподвижником и не видел пророка (мир ему и благословение Аллаха). Добился правления и набирал себе авторитет тем, что позиционировал себя как борца и мстителя за аль-Хусейна, на самом же деле он стремился только к обогащению. Известен своей лживостью, страдал припадками одержимости. Был убит Мус`абом ибн аз-Зубайром в Куфе в 67-ом году. Правление его длилось  шестнадцать месяцев. Вначале он был хариджитом, потом перешёл в зайдизм, потом перешёл в рафидизм, затем начал претендовать на пророчество, распространяя наглую и откровенную ложь.
[42] Хадис передал Муслим.
[43] Хадис передал аль-Хайсами в книге «Маджмаʼ аз-заваид» (9/260) со ссылкой на ат-Табарани.
[44] См.: «Сияр аʼлям ан-нубаля» (2/295).
Tags: женщина в Исламе, сахабы, сира
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments