kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

أسماء بنت أبي بكر

Асма, дочь Абу Бакра




Асма — одна из лучших сподвижниц Пророка (мир ему и благословение Аллаха). О её достоинстве и заслугах, старании и великом положении в исламской Умме.



Асма, дочь Абу Бакра

Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого Аллах сделал заблудшим, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Сегодня мы поговорим об одной из сподвижниц Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), её достоинствах, заслугах и великом положении в исламской Умме. Это незаурядная женщина, она вобрала в себя много замечательных качеств: достоинство, мудрость, храбрость, силу… Она воспитала поколения, но при этом всегда была прекрасной хозяйкой своего дома, насколько это возможно. Слава и почёт окружали её со всех сторон. Её отец – славный сподвижник, мать – сподвижница, дед – сподвижник, брат – сподвижник, сестра – сподвижница, муж – сподвижник, сын – сподвижник,  и этого уже достаточно, чтобы гордиться. Её отец – Абу Бакр ас-Сыддик, дед – Абу Кухафа (отец Абу Бакра), брат – Абдуррахман ибн Абу Бакр, сестра – Аиша (жена Пророка), муж – аз-Зубайр ибн аль-Аввам, которого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал своим апостолом[1], а сын её – это Абдулла ибн аз-Зубайр, да будет доволен ими Аллах.

Эту сподвижницу звали Асма бинт Абу Бакр аль-Курашийя ат-Таймийя. Она родилась в доме знания, благородства, чести и достоинства. Её мать звали Кутейля бинт Абдульузза, Абу Бакр женился на ней ещё до прихода Ислама, и она родила ему двух детей Асму и Абдуллу. Затем, также ещё до Ислама, он развёлся с ней. Мать Асмы  приняла Ислам в день освобождения Мекки.

Асма застала рассвет исламского призыва, и была очевидцем начала его пути. Вместе со своим отцом она претерпевала обиды и угнетения со стороны многобожников, неся знамя призыва своими руками, сердцем и всеми своими чувствами.

Ибн Исхак говорил: «Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр рассказывала: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с Абу Бакром вышли в путь, переселяясь в Медину, к нам пришла группа людей, среди которых был Абу Джахль ибн Хишам[2]. Они остановились у дверей Абу Бакра, и я вышла к ним. Они сказали: «Асма, где твой отец?» Я сказала: «Я не знаю, клянусь Аллахом, где мой отец». Тогда Абу Джахль, который был очень грубым и мерзким человеком, занёс свою руку и нанёс мне такую сильную пощёчину, что серьга слетела с моего уха».

Асма ничего не рассказала им про переселение, которое изменило ход истории. Она постоянно помнила те практические уроки Веры и стойкости, которые ей преподал её отец. Она видела, как отец в одиночку противостоял нападкам курайшитов, как от представителей своего рода, так и от других соплеменников из других кланов. Абу Бакр защищал Пророка (мир ему и благословение Аллаха) как только мог. Когда люди нападали на него с побоями, Абу Бакр кричал им: «Неужели вы убьете человека только за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах!”». Тогда злодеи оставляли Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и переключались на Абу Бакра, избивая его до потери сознания.

Эти уроки отваги и стойкости не могли не повлиять на формирование характера его дочери, она впитала их и знала, что значит терпение на пути Истины.

Асма прожила со своими единоверцами самый сложный этап становления, время терпения, борьбы, тяжёлого испытания. Она переносила обиды, оскорбления и притеснения, видела, что делали неверующие язычники-курайшиты  со слабыми и беззащитными мусульманами, каким изощрённым пыткам они их подвергали, заставляя отречься от своей Веры. Несмотря на всё это, сердце Асмы ещё больше наполнялось убеждённостью и стойкостью. Каждый новый день корни истинной Веры всё глубже проникали в её сердце. Она сама рассказывает о своей первой борьбе в начале пути призыва к Исламу:

«Я готовила снаряжение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в доме своего отца, когда они собирались выйти в путь для переселения. К сожалению, я не могла найти ничего, чем можно было бы закрепить снаряжение и провиант. Я сказала: «Отец, я не могу ничего найти, кроме своего пояса» Он сказал мне: «Раздели свой пояс вдоль на две части и закрепи ими». Поэтому я и получила имя Зату-Нитакайн (обладательница двух поясов)»[3].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выехал в путь со своим сподвижником в сторону Медины. Абу Бакр (да будет им доволен Аллах) ехал, взяв с собой всё самое ценное имущество, оставив свою семью на волю Аллаха (Велик Он и Славен) и будучи уверенным в том, что Он сохранит их. Однако отец Абу Бакра, который в то время ещё был многобожником, забеспокоился о своих внуках и хотел убедиться, что с семьёй Абу Бакра всё в порядке. В этот момент раскрылась ещё одна черта удивительного характера Асмы, дочери Абу Бакра, её довольство тем, что имеет, надежда на милость и заботу Аллаха, осознание важности того, что делал её отец. Асма хорошо понимала, что для распространения Ислама в чужой земле, для преодоления долгого пути, а также, чтобы хоть как-то обжиться на новом месте, понадобится много средств. К тому же она совершенно не желала испытывать на себе жалость со стороны неверных, более того, оказавшись в затруднительном финансовом положении, она желала успокоить тех, кто за неё переживал. Асма (да будет доволен ею Аллах)  рассказывает:

«Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел в путь, Абу Бакр отправился в дорогу вместе с ним. Отец взял всё своё имущество, которое составляло пять или шесть тысяч дирхам[4], и уехал. Затем к нам пришёл мой дед Абу Кухафа, он был стариком, который к тому времени уже потерял зрение, и сказал: «Клянусь Аллахом, я вижу, что он сам бросил вас, и к тому же ничего вам не оставил». Я сказала: «Нет же, отец[5] мой! Он оставил нам много блага». Я взяла камешки, положила их в нишу в стене дома, в которую мой отец клал свои деньги, сверху я закрыла их рубахой, потом взяла его руку и сказала: «Отец мой, положи свою руку на это богатство». Он положил руку и сказал: «Тогда не беда, если он оставил вам это, то поступил хорошо, этого вам хватит». Но на самом деле, отец нам ничего не оставил, а я лишь хотела успокоить старика»[6].

Молодая мусульманка не проявляла никакой паники и беспокойства, когда её попечитель покинул её, забрав с собой все средства к существованию.

После того как мы посмотрели на жизнь молодой мусульманки, давайте посмотрим на нее в роли жены. Асма вышла замуж за известного сподвижника аз-Зубайра ибн аль-Аввама, это было еще до переселения в Медину. Аз-Зубайр был сыном Сафийи бинт Абдульмутталиб, тётки Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по отцу.

Аз-Зубайр не был богатым, напротив, он был очень бедным и не имел ничего, кроме дома, в котором жил, коня, на котором ездил, и сабли. Несмотря на это, Асма была довольна своим мужем. Да и как могло быть иначе, ведь Аз-Зубайр был одним из первых мусульман, который так же, как и сама Асма, стал свидетелем появления Ислама.

Дом Асмы и аз-Зубайра был одним из домов Веры, в нем подобно тенистому дерево росла богобоязненность, раскидистые ветви которого осеняли эту благодатную семью.

Асма всегда была преданной аз-Зубайру, терпеливой, несмотря на его бедность и крайне стеснённое положение. Асма (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Когда аз-Зубейр женился на мне, у него не было ни имущества, ни раба. У него вообще ничего не было, кроме лошади. Я занималась тем, что кормила его лошадь, ухаживала за ней, выгуливала её, молола для вымоченные финиковые косточки, которыми я её кормила, поила водой и расчесывала ей гриву. Также я месила тесто, но у меня не получалось хорошо печь хлеб, и мне помогали мои соседки из ансаров. Это были очень хорошие и честные женщины. Я носила косточки с участка аз-Зубайра, который был выделен ему Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Каждый день я ходила на расстояние  двух третей фарсаха[7], неся корзину с косточками на голове. Однажды по пути я встретила Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), идущего в окружении своих сподвижников. Он предложил мне сесть на верховое животное, но я постеснялась идти вместе с мужчинами, вспомнив аз-Зубайра и его ревность, ведь он был одним из самых ревнивых людей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) понял, что я стесняюсь, и они пошли дальше. Когда я рассказала об этом аз-Зубайру, он сказал: «То, что тебе приходится носить эти косточки, тяжелее для меня чем, если бы ты села верхом». После этого Абу Бакр дал мне слугу, который избавил меня от необходимости смотреть за лошадью. Я чувствовала себя так, словно он освободил меня из рабства»[8].

Посмотрите на эту женщину-мусульманку, скромную, трудящуюся, терпеливую, она говорит: «Я постеснялась идти вместе с мужчинами». Взгляните на эту взаимопомощь между сестрами-мусульманками, которые помогали своей новой соседке, не умевшей печь хлеб. Поразмыслите над тем, как Асма заботилась о праве своего мужа и боялась задеть его чувства, вспомнив о его ревности.

Стоит заметить, что ревность – это качество истинно верующего человека. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

المؤمن يغار والله أشدُ غيراً

«Верующий ревнует, а Аллах ревнует ещё сильнее[9]».

Да исказит Аллах лица тех, кто не ревнует своих жён и своих домочадцев.

Несмотря на бедность аз-Зубайра, Асма была очень великодушной и щедрой женщиной, рука её всегда была открыта для всех, кто нуждался в её помощи. Своим дочерям она говорила: «Расходуйте, давайте милостыню, не копите излишки, ведь если вы будете копить излишки, то вам это ничего не прибавит[10], а если отдадите, то не почувствуете потери».

Её сын Абдулла (да будет им доволен Аллах) говорил: «Я не видел более щедрых женщин, чем Аиша и Асма, но щедрость их была разной. Аиша (да будет доволен ею Аллах) копила постепенно, и когда у неё собиралась определённая сумма, то отдавала это нуждающимся. А Асма никогда ничего не оставляла на завтра, она говорила: «Я однажды спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха, у меня нет никакого имущества, кроме того, что мне даёт аз-Зубайр, следует ли мне давать милостыню?» Пророк ответил:

تصدَّقي ولا توعي فيوعى عليك

«Давай милостыню и не удерживай его, а иначе и от тебя будет удержано»[11].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побудил её расходовать на пути Аллаха и сторониться скупости. Подобные слова мы можем увидеть и в других хадисах. Например, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

تصدَّقي ولا تُحصي فيُحصي الله عليك

«Подавай милостыню и не подсчитывай скрупулёзно, а иначе и Аллах будет подсчитывать[12] не в твою пользу»[13].

Асма не имела никакого дохода, кроме тех небольших денег, которые давал ей бедный муж, но, несмотря на это, она была счастлива, ведь у неё имелась хоть какая-то возможность помочь другим. Поэтому она поспешила спросить Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о том, разрешается ли ей расходовать из денег, полученных в качестве обеспечения от мужа.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил ей делать милостыню, запретил скряжничать и вести подробный учёт пожертвований, ведь если человек будет так поступать, то и Аллах поступит с ним так же. Он показал Асме и другим женщинам, что любая из них способна на благотворительность, каждый может жертвовать, исходя из своих возможностей. Но большинство женщин сегодня стремится накопить как можно больше богатств для того, чтобы тратить их на украшения, комфортную жизнь, а порой на совсем ненужные забавы. Ведь именно они получили от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) самое суровое предостережение, о котором стоит серьёзно задуматься, а затем бежать от опасности и искать спасения у своего Господа. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يامعشرَ النساءِ تصدقنَ وأكثرنَ الاستغفارَ فإني رأيتُكُنَ أكثرَ أهلِ النار

«О собрание женщин, раздавайте пожертвования, чаще просите Аллаха о прощении, ведь я видел, что большинство обитателей Пламени – это женщины»[14].

Асма стремилась к тому, чтобы неуклонно придерживаться правильного образа действий во всём, она желала, чтобы каждый её поступок вёл к довольству Всевышнего Аллаха. Если в чем-либо она сомневалась, то не делала этого, пока не спрашивала о его дозволенности или запретности. Решение Аллаха и Его Посланника всегда было для неё выше мнений людей и собственных предпочтений и суждений. Даже самые близкие родственные связи и любовь к родителям не могли заставить её пойти наперекор воле Аллаха (Велик Он и Славен) и Его Посланника. Сообщается, что однажды в Медину прибыла из Мекки мать Асмы, которая желала навестить свою дочь. В то время мать ещё была язычницей и поклонялась идолам. Поэтому Асма не спешила радушно принять её у себя дома, ведь у неё появились сомнения относительно того, дозволено ли мусульманке, покорной Аллаху, оказывать гостеприимство и доброту человеку, который гневит Господа миров, совершает самый страшный грех многобожия и поддерживает свой народ в борьбе с Исламом. Прежде чем принять свою мать, Асма  отправилась к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы узнать, дозволено ли ей встречать и оказывать гостеприимство матери-многобожнице. Асма (да будет доволен ею Аллах) говорила: «При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха)  ко мне приехала мать, она была многобожницей. Я спросила его: «Приехала моя мать и желает встречи, можно ли мне поддерживать с ней отношения?» На этот вопрос Пророк сказал: «Да, поддерживай отношения со своей матерью»[15].

Абдулла ибн аз-Зубейр (сын Асмы) сказал[16]: «…Следующий аят был ниспослан  относительно Асмы и её матери Кутейли. Как-то она приехала к дочери с подарками, но та не приняла их, пока не спросила об этом Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Именно тогда и был ниспослан данный аят:

لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ

«Аллах не запрещает[17] вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых» (Коран, 60: 8).

Как говорится, кто помнит Аллаха в юности, о том Он будет помнить, когда к нему придёт старость. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

احفظ الله يحفظك احفظ الله تجده تجاهك

«Храни Аллаха, и Аллах сохранит тебя, храни Аллаха и Он будет пред тобой[18]»[19].

Асме была дарована долгая жизнь, она прожила более ста лет. Известно, что до самой смерти у неё не выпал ни один зуб, её ум оставался всегда острым, однако она потеряла зрение, и даже в старости она переживала эту потерю очень терпеливо, никогда не жаловалась и надеялась на награду от Аллаха (Велик Он и Славен).

Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

إذا ابتليتُ عبدي بحبيبتيه فصبرَ عوضتهُ منهما الجنةَ

«Если Я испытаю Своего раба, забрав у него две его драгоценности (т.е. глаза), и он проявит терпение, то Я возмещу ему их райским садом»[20].

И если история забудет что-либо из жизни Асмы, то никогда не забудет того, как она прожила последние дни своего сына Абдуллы ибн аз-Зубайра (да будет им доволен Аллах), павшего от рук солдат аль-Хаджаджа ибн Юсуфа ас-Сакафи[21].

Когда умер халиф Язид ибн Муавия, обстановка в исламском государстве обострилась. Власть взял в свои руки сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) Абдулла ибн аз-Зубайр. Ему принесли присягу большинство исламских провинций. Но Марван ибн аль-Хакам, представитель рода Умайя (Омейяды), вступил в противостояние с ним, и сумел вырвать власть над Шамом (Палестина) и Египтом из рук наместников ибн аз-Зубайра[22], затем Марван умер, а бразды правления после него перешли к Абдульмалику ибн Марвану. Абдульмалик направил свои войска на Ирак, овладел им и убил Мусʼаба ибн аз-Зубайра[23]. Затем Марван отправил армию во главе с аль-Хаджаджем на Мекку, где он осадил Ибн аз-Зубайра. Осада длилась на протяжении семи месяцев, после чего силы обороняющихся были сломлены, и войска аль-Хаджаджа овладели городом.

Tags: женщина в Исламе, сахабы, сира
Subscribe

  • ***

    Опровержение тем кто говорит что Зуль Карнейн - это Александр Македонский Разьяснение имама Ибн Теймии Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:…

  • ***

    Фетва шейх уль Ислама Ибн Теймии о запретности поиска того что сделает изначальный никях недействительным, после развода жены тройным разводом…

  • post

    Оригинал взят у alifammara в post Шейхуль-ислам Ибн Таймийя написал в книге «аль-Истикама» (1/39, 40): «Смута…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments