Ашаритские ученые о Глазах Аллаха
Интересные цитаты из книг ранних ашаритских ученых, в которых содержатся подтверждения таких Атрибутов, как две Руки, Два Глаза, Лик и других Атрибутов Всевышнего, которых отрицают сегодняшние ашариты.
Имам Абу аль-Хасан аль-Ашари говорит в книге «Макалят аль-Ислямиин», приводя мнение Ахлю аль-Хадис и Ахлю Сунна о Двух Глазах Всевышнего Аллаха:
وأن الله سبحانه على عرشه كما قال: “الرحمن على العرش استوى” وأن له يدين بلا كيف كما قال:
“خلقت بيدي” وكما قال: “بل يداه مبسوطتان” وأن له عينين بلا كيف كما قال: “تجري بأعيننا” وأن له
وجهاً كما قال: “ويبقى وجه ربك ذو الجلال والإكرام
مقالات الاسلاميين ص 122
«Мы признаем, что Аллах над Троном, как Он сказал: “Милостивый возвысился над ‘Аршем”, и что, у него Две Руки не спрашивая “как”, как Он сказал: “Кого Я сотворил Своими обеими Руками”, и у него два Глаза не спрашивая как, как он сказал: “Он поплыл у Нас на Глазах”». (См. его книгу “Макалят аль-Ислямиин”)
Также сказал Имам аль-Ашари в этой книге:
واختلفوا في العين واليد والوجه على أربع مقالات: فقالت المجسمة: له يدان ورجلان ووجه وعينان وجنب يذهبون إلى الجوارح والأعضاء.
وقال أصحاب الحديث: لسنا نقول في ذلك إلا ما قاله الله عز وجل أو جاءت به الرواية من رسول الله صلى الله عليه وسلم فنقول: وجه بلا كيف ويدان وعينان بلا كيف.
وقال عبد الله بن كلاب: أطلق اليد والعين والوجه خبراً لأن الله أطلق ذلك ولا أطلق غيره فأقول: هي صفات لله عز وجل كما قال في العلم والقدرة والحياة أنها صفات.
وقالت المعتزلة بإنكار ذلك إلا الوجه وتأولت اليد بمعنى النعمة وقوله: ” تجري بأعيننا ” أي بعلمنا…
«Разошлись (люди) в [вопросах]: “Айн” — Глаз; “Йад” — Рука; “Ваджх” — Лик, на 4 группы:
Сказали “Муджассима” (уподобляющие Аллаха): “Ему (присущи) две Руки, две Ноги, Лик, два Глаза, Бок”. [Они] утверждают [что это] части [тела] и органы.
Сказали Асхабуль-Хадис: “Мы же не скажем в этом (вопросе) ничего, кроме того, что сказал Аллах, либо того, что пришло с риваятом (хадиса) от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и подтвердим: Лик без вопроса “как?”, и [также] Две Руки и Два Глаза, без [вопроса] как”.
Сказал ‘Абдуллах ибн Кулляб: “Применены (выражения) Рука, Глаз, Лик, – известием, потому что Аллах применил это, и не применил другого [выражения]: они являются Сыфатами, так же, как сказал Аллах о Знании, Могуществе, Жизне, что они есть Сыфаты”.
Сказали мутазилиты, отвергая все, кроме Лика, они сделали “та’уиль” Руки, [сказав что это] в смысле – Милость, а Слово Его: “…перед нашими Глазами”, (толковали как) – нашим знанием».
(См. «Макалят аль-Ислямиин», стр. 65)
Сканированная копия:
Известный ашарит аль-Бакилляни (ум. 403 г.) говорит в книге «аль-Инсаф»:
والعينين اللتين أفصح بإثباتهما من صفاته القرآن وتواترت بذلك أخبار الرسول عليه السلام، فقال عز وجل: “ولتصنع على عيني” و “تجري بأعيننا
«Обладателем двух Глаз, которые подтверждает Коран и многочисленные передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
(См. «аль-Инсаф», стр. 23)
Также говорит аль-Бакилляни:
«Аллах Всевышний утвердил в текстах Свои Сущностные Качества и Атрибуты, Он оповестил что является обладателем Лика неисчезающего, как это пришло в Словах: “Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика” (Сура “аль-Касас”, аят 88), “Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием” (Сура “ар-Рахман”, аят 27). Обладателем двух Рук, Коран утверждает это в Словах: “Его обе Руки простерты” (Сура “аль-Маида”, аят 64), “Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?»”. (Сура “Сод”, аят 75). Они обе не являются органами и формой. Обладателем Двух Глаз, которые подтверждает Коран и многочисленные передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
(См. «аль-Инсаф», стр. 23)
Ибн Хазм говорит в книге «аль-Миляль уа ан-Нихаль»:
وقال الاشعري ان المراد بقول الله تعالي ايدينا انما معناه اليدان وان ذكر الاعين انما معناه عينان وهذا باطل مدخل في قول المجسمة
«аль-Ашари говорит, что смысл слов Аллаха “нашими Руками” является обеими Руками, а упоминание про Глаз, означает два Глаза, и это неверно (батил) вводит к словам мужассимов».
(См. »аль-Миляль уа ан-Нихаль», 2/127)
Имам ‘Иззу-дин ибн ‘Абдус-Салам (ум. 660 г.) сказал:
والعجب أن الأشعرية اختلفوا في كثير من الصفات كالقدم والبقاء والوجه واليدين والعينين . وفي الأحوال كالعالمية والقادرية وفي تعدد الكلام واتحاده ومع ذلك لم يكفر بعضهم بعضا
«Удивительно то, что ашариты разногласят во многих Сыфатах, как, например, “Кидам”, “Бакаа”, “Лик”, “Обе Руки” и “Двух Глаз”. И также разногласят по поводу “ахуаль”, как например, “алимият” и “кадирият”; также разногласят по поваду Калама: делится ли он или един. И вместе с этим они не выносили друг другу такфир».
(См. «Кауаид аль-Ахкам», 1/306, Ибн ‘Абдус-Салам)
Имам аль-Джувайни (ум. 478 г.) в книге «аль-Иршад» пишет:
فصل اليدان والعينان والوجه
ذهب بعض أئمتنا إلى أن اليدين والعينين والوجه صفات ثابتة للرب تعالى ، والسبيل إلى إثباتها السمع دون قضية العقل والذي يصح عندنا حمل اليدين على القدرة وحمل العينين على البصر وحمل الوجه على الوجود))
“Глава: Две Руки, Два Глаза, Лик.
Некоторые наши Имамы (имамы ашаритов) сказали, что Обе Руки, Оба Глаза, Лик, что эти Качества, которые подтверждаются Аллаху, и что путь подтверждения этих качеств является “самъ” (Коран, Сунна и Иджма), а не разум (“акль”), достоверным мнением мы считаем, что Руки означают Силу, Оба Глаза означают Зрение, Лик означает Существование».
(См. “аль-Иршад”, стр. 155)
Сканированная копия:
И в заключении — хвала Аллаху, Господу миров!
© «Ашаризм» | Опровержение ашаритов [asharizm.com]