kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

إعتكاف



Итикаф Пророка, мир ему и благословение Аллаха


Как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети для поклонения (итикаф)?

Путь и руководство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наилучшие и наилегчайшие.

Он уединялся в мечети для поклонения в первые десять дней Рамадана, а после – в середине месяца, ища Ночь Предопределения. Затем ему стало известно, что Ночь Предопределения бывает в последнюю декаду Рамадана, и он стал постоянно уединяться в мечети для поклонения в последние десять дней Рамадана. Так он поступал, пока не встретился со своим Господом.

Однажды он оставил и‘тикаф в последние десять дней Рамадана, но возместил уединение после, в месяце шавваль. Он пребывал в мечети на протяжении первых десяти дней шавваля. Об этом передали аль-Бухари и Муслим в своем хадисе.

В тот год, когда он скончался, Пророк ﷺ провел в мечети для поклонения двадцать дней. Об это сообщается в хадисе, который привёл аль-Бухари (2040).




В «Фатх аль-Бари» сказано: «Одни ученые считали, что причина этого в том, что Пророк ﷺ знал о своей скорой смерти. Он пожелал больше совершить благих деяний, чтобы показать своей общине усердие в совершении дел, и чтобы они могли встретить, следуя его примеру, Аллаха в наилучшем положении. Другие считали, что Джибриль каждый Рамадан сверял с ним Коран один раз. Однако в год смерти Пророка ﷺ Джибриль сверял Коран дважды. Поэтому он и пребывал в мечети в два раза дольше.

Более сильное мнение гласит, что он совершал и‘тикяф двадцать дней потому, что в предыдущий год был в пути. На это указывает предание, которое приводят ан-Насаи, Абу Дауд, и о котором Ибн Хиббан и другие сказали, что оно достоверное. Сообщается, что Убеййа ибн Ка‘б передал, что Пророк ﷺ в каждый Рамадан проводил последние десять дней в мечети для поклонения. В один год он был в пути и не уединялся в мечети в Рамадан. На следующий год он уединился в мечети для поклонения на двадцать дней».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал ставить ему нечто вроде палатки. Её размещали для него в мечети. Там он проводил время, отдалялся от людей, обращался к Всевышнему Господу. То есть он действительно отдалялся от людей и уединялся.

Однажды он пребывал в мечети в небольшой палатке, в двери которой было повешена циновка. Об этом говорится в предании, что передает Муслим (1167).

Ибн аль-Кайим сказал: «Всё это для того, чтобы достичь цели и духа уединения в мечети. Противоположно тому, как поступают невежды: они делают место уединения местом общения, поводом для посещения людей и собранием для разговоров. Это – одно, а пророческое уединение – совсем другое». «Заду-ль-ма‘ад» (2/90).

Он ﷺ постоянно пребывал в мечети и покидал её только в случаях необходимости. ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала: «Когда он уединялся в мечети, то без нужды не входил в дом». Хадис передали аль-Бухари (2029) и Муслим (297). В версии Муслима сказано: «…без человеческой нужды». Аз-Зухри растолковал это, как удовлетворение естественных потребностей.

Пророк ﷺ соблюдал гигиену и чистоту. Он высовывал свою голову из мечети в комнату ‘Аиши (они примыкали друг к другу – прим. пер.), а она мыла его голову и расчесывала его.

‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находясь по соседству в мечети (то есть, будучи в уединении), подставлял мне свою голову, и я расчесывала его. Тогда у меня была менструация». Хадис приводят аль-Бухари (2028) и Муслим (297). В другой версии сказано: «…и я мыла её».

Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис указывает на дозволенность очищаться, умащаться благовониями, на дозволенность мытья, стрижки, украшения, которое приличествует мужчине. Большинство ученых считают, что во время уединения нежелательно только то, что нежелательно в мечети».

Посланник Аллаха ﷺ во время уединения в мечети не посещал больных и не присутствовал на погребальной молитве. Поступал он таким образом ради полной сосредоточенности на беседе с Всевышним Аллахом и достижения цели уединения – отдалении от людей и полному посвящению себя Всевышнему Аллаху.

‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала: «Сунной для человека, уединившегося в мечети для поклонения, является то, чтобы он не посещал больного, не присутствовал на погребальной молитве, не прикасался к женщине, не ласкал её и не покидал мечети кроме крайней необходимости». Абу Дауд (2473). Аль-Альбани в «Сахих Аби Дауд» сказал, что хадис достоверный.

«Не прикасался к женщине и не ласкал её», то есть не имел с ней полового акта. Таково мнение аш-Шаукани в «Нейлу-ль-аутар».

Некоторые жены Пророка ﷺ посещали его во время уединения. И когда одна из них поднималась, чтобы уйти, он поднимался и провожал её. Происходило это ночью.

Передаётся от Сафийи, жены Пророка ﷺ, что однажды она навестила его во время его уединения в мечети в одну из последних десяти ночей месяца Рамадан. Она говорила с ним около часа, а после встала, чтобы вернуться. Пророк ﷺ поднялся с ней, чтобы проводить её домой. Предание передается у аль-Бухари (2035) и Муслима (2175).

Таким образом, уединение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было легким и в нём не было крайностей. Все свое время он проводил в поминании Всевышнего Аллаха, обращении и поклонении Ему и в надежде застать Ночь Предопределения.

См.: «Заду-ль-ма‘ад» (2/90) Ибн аль-Кайима, «Аль-и‘тикяф назратун тарбауийа» д-ра ‘Абдуллатыфа Балту.


Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 12658
http://www.sawab.info/itikaf-proroka/






Tags: итикаф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments