kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

حكمة شخصية من مشروعيتها للصائم وأخرى للمجتمع

اختلاف بين العلماء في إخراج زكاة الفطر نقوداً

Разногласие между учёными относительно
отдачи Закят аль-фитр (милостыни разговения) деньгами

"Закят аль-фитр" - обязанность для каждого мусульманина, старого и малого, мужчины и женщины, свободного и раба. Согласно хадису от инб Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: "Вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закят аль-фитр в Рамадане в виде одного саа (мера  объёма в четыре пригоршни взрослого мужчины, один са’ пшеницы равняется по весу 2176 граммам) фиников, или саа ячменя, возложив его на мусульман, на  раба и свободного, мужчину и женщину, малого и старого. И приказал он, чтобы был он исполнен прежде чем выдут люди к праздничной молитве".
Имеют право на получения Закят аль-фитр бедняки и неимущие из мусульман, согласно хадису от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: "Вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, Закяталь-фитр как очищение постящегося от пустословия и непристойного, и для кормления неимущих. Будучи исполненым перед праздничной молитвой - он является принимаемым закятом, а после неё - одним из видов садаки". И утверждают некоторые учёные, что ошибочно просто выплачивать его, минуя бедных и нуждающихся.

Узаконенность времени Закят уль-фитр
Постоянный комитет издал фетву и разъяснил, что время для отдачи Закят аль-фитр не начинается после праздничной молитвы. Оно начинается после захода солнца в последний день месяца Рамадан, то есть в первую ночь месяца Шавааль, и оканчивается с началом праздничной молитвы, ибо пророк Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, повелел исполнить его перед молитвой. Как передано ибн Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, сказал: "Будучи исполненым перед праздничной молитвой - он является принимаемым закятом, а после неё - одним из видов садаки". И допустимо также исполнение его за день или два дня, как передано от инб Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: "Вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закят аль-фитр в Рамадане". И сказано в конце хадиса: "и отдавался он до этого за день или два дня". Тот же кто задержит по времени выплату Закят аль-фитр, совершит грех, и на нём надлежит покаяние за задержку, и выплата его беднякам.

Деньги или зерно
Утверждают учёные вид Закят аль-фитр, являющийся обязательным, является "пища человека": финики, или пшеница, или рис, или нечто другое. Как сказано Абу саидом Худри, да будет доволен им Аллах: "Мы отдавали в день Разговения во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, одно саа еды. А едой нашей были ячмень, изюм, творог и финики".
Остаётся вопрос: Дозволено ли отдавать Закят аль-фитр деньгами? Как разъясняет шейх доктор Сауд бин Абдуллах аль-Фунейсан, у учёных существуют два мнения:
Первое: Запрещение этого. Об этом говорят три имама: Малик, Шафии и Ахмад. Тогоже мнения был и захиритский масхаб. Они приводят хадис Абдуллаха ибн Умара, встречающийся в двух "Сахихах": "Вменил в обязанность посланник Аллаха Закят аль-фитр в виде саа фиников, или саа пшеницы, или саа ячменя (в некоторых передачах - саа творога)  малым и старым мусульманам". Довод, выводимый ими из хадиса: Если количество, подлежащее выплате в качестве Закят аль-фитр упомянуто посланником Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, не дозволительно после этого заявлять о том, что нужды должны удовлетворятся сообразно времени. Также сказано в другом хадисе : "Обогащайте их в этот день". Сказано в разъяснении этого хадиса: Богатство бедняков в этот день - день праздника,  состоит в в том, что они едят досыта, и не просят в день праздника людей о том, чтобы их накормили.
И говорят вторые: Дозволяется выплата этого количества (натурой или деньгами) в качестве Закят аль-фитр. Так говорит имам Абу Ханифа и его последователи. Этого мнения придерживался табиин Суфьян Саури, Хасан аль-Басри, халиф Умар ибн Абдулазиз, и передаётся это мнение от некоторых сподвижников, как например Муавия ибн Абу Суфьян, сказавший: "Полагаю, что один саа пшеницы из Шама равноценен  одному саа фиников". Сказал Хасан аль-Басри: "Нет проблемы отдать один дирхам в качестве милостыни разговения". Написал халиф Умар ибн Абдулазиз своему работнику в Басре, чтобы начал он взнимать с каждого человека, внесённого в списки дивана (канцелярии) по половине дирхама. Упоминает ибн Мунзир в его книге "Аусат":  "сподвижники считали дозволенным отдавать половину саа пшеницы, и считали его равноценным одному саа фиников, или ячменя".
Сказал доктор аль-Фунейсан: "Как было разъяснено ранее, это разногласие довольно старое. и выводится упомянутыми авторами положение из хадисов о том, что если бедняк испытвает нужду в пропитании в день праздника, то надлежит отдать упомянутое её количество. Но возможно отдать и сообразное её стоимости, если деньги окажутся для бедняка полезнее, как это имеет место в большинстве стран современного мира. Быть может, хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привествует: "Обогащайте их в этот день" поддерживает их слова, ибо нужды бедняков не ограничиваются только пропитанием, и они включают в себя и одежду, и подобное этому. Быть может, предписание разновидностей закята, упомянутых в хадисе связано с нуждой в еде и питье, и нехваткой денег в ту эпоху. И быть может верное решение в этом деле определяется фактом наличия или отсутствия чего-либо, и направление денег в качестве Закят аль-Фитр удовлетворить насущные потребности и более соотвествует беднякам наших дней.

Спорный вопрос.
Шейх Сулайман бин Насир аль-Ульван отметил, что этот вопрос - один из спорных. имамы саляфов разошлись в определении количества Закят аль-фитр. Это указывает на вероятностность того и иного решение, что служит местом для иджтихада, и разногласящие не оказываются в заблуждении, и не впадают в нововведение. Утверждается, что "оснвоа в разногласии в подобных вопросах в том, что оно не разрушает дружбу между разногласящими, не вызывает злобу в их груди, и обо из них искренни, и не ругают того, кто  не следует за ним".
Далее шейх аль-Ульван добавил: Большинство имамов придерживались суждения о недозволенности выплаты эквивалентного колличества Закят аль-фитр. Сказал имам Ахмад: "Я боюсь что станет он (закят аль-фитр) недействительным, будучи в противоречии с сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привествует", и таков мазхаб  Малика и  Шафии. Сказал имам ибн Хазм, да помилует его Аллах: "Не засчитывается возмещение изначального объёма (закят аль-фитр), ибо это не то, что вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и привествует". Пришли аль-Атаи, Хасан аль-Басри, Умар ибн Абдулазиз, Саури и Абу Ханифа к возмещению стимости пищи. Сказал Абу Исхак Субайи, один из имамов табиинов: "Я думаю о них, что они исполняют милостынб Рамадана  дирхамами по стоимости пищи". Передал его ибн Абу Шаиба в "Муснаф".

Доводы в пользу (возмещения Закят аль-фитр деньгами).

  • не установлено ни в одном тексте, чтобы пророк Аллаха, Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, или кто-либо из сподвижников запрещал выплату возмещения Закят аль-фитр

  • хадисы, в тексте которых описываются виды питания, не содержат запрета на какие-либо из них. Доводом служит то, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, отдавали Закят аль-фитр пшеницей, которая не была предписана, а ячмень, финики и прочее упомянуты в тексте достоверных хадисов.

  • многие из сподвижников, и даже большая их часть в период халифства Муавии отдавали половину саа пшеницы Шама,  взамен  одному саа фиников. И в этом довод на то, что они считали равноценным половину саа пшеницы одному саа фиников, ячменя и тому подобного.

  • цель закята - обогатить бедняков. Деньги будут более полезны некоторым из них чем пища, и это соотвествует положению бедняков во всех странах.

  • многие из бедняков принимают пищу, полученную как закят, продают её в тот же день, и на следующий день, по более низкой цене. И это не приносит им пользы от пищи, и им не удаётся получить даже эквивалентную цену за этот саа.

Шариатское суждение (хукм).
Относительно Шариатского суждения о Закят аль-фитр, то пояснил здесь доктор Фахд Мушаль два положения.  Первое: Свойство поста - это очищение от пустословия и непристойностей, и Закят аль-фитр - цена того, что  омоет и очистит  пост, и удалит упущения постящегося, и заменит добрыми делами дела дурные.
И второе положение: Оно связано с обществом, и распространением любви и доброжелательности между его членами, и в особенности  нуждающимися. И это - кормление их в день праздника - который есть день веселия и радости. В этот день богатые, которых Аллах наделили богатством, порадуют бедняков, приподнеся им подарки, и накормив их любимой пищей. И смысл этого дня - дать бедняку быть свободным от нужд и гнёта проблем, и почувствовать что общество не прнебрегает его проблемами, не превозносится над ним и не забыло о нём.
Источник:http://saudia-press.com/raznoglasie-mezhdu-uchyonyimi-otnositelno-otdachi-zakyat-al-fitr-milostyini-razgoveniya-dengami/
http://saudi-arabia-ru.livejournal.com/235728.html
http://www.okaz.com.sa/new/Issues/20130804/Con20130804625536.htm
Tags: Закят аль-Фитр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment