kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

الطلاق

Действителен ли тройной развод в одной фразе?

Вопрос: Я развелся с женой около восьми лет назад. Когда я попросил
Къади зарегистрировать  развод, я сказал: «Я развожусь с моей женой
такай-то, дочерью такого-то, три раза». Но при записи акта, пишущий
записал это как один развод. Это дало моей жене надежду, что я верну её
обратно, и она до сих пор не вышла заму… Теперь я хочу взять ее обратно,
и ее семья тоже этого хочет. Должен ли я пойти против моего намерения и
действовать на основе того, что записано в акте или нет?

Ответ: Хвала Аллаху… Мнения ученых разошлись в
вопросе того, кто дал жене тройной развод в одном выражении (т.е.
сказал: я развожусь с тобой трижды). Большинство ученых считают, что
тройной развод действителен, а другие считают, что это засчитывается как
один развод.


Шейха Абдуль-Азиз ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили:
Человек дал своей жене тройной развод в одной фразе, каково
постановление по этому поводу?


Он ответил: Если человек разводится со своей женой три раза с одного
слова, такие, как говорят, «Ты разведена три раза» или «трижды
разведенная», большинство ученых считают такую женщину разведенной три
раза, и что она становится запретной для него, до тех пор, пока она не
побывала замужем за другим человеком в серьезном браке, не в браке
«тахлиль»1, а затем они разошлись, по причине смерти нового
мужа или развода с ним. Они обосновывают это, тем, что ‘Умар ибн
аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) считал тройной развод
действительным, и ввёл это среди людей.




Другие ученые считают, что это следует рассматривать как один развод, и муж может взять ее обратно, если идда2 еще не закончилась. Если идда
закончилась, он может жениться на ней заново. Они приводят в качестве
доказательства, хадис из «Сахиха Муслима», от Ибн Аббаса (да будет
доволен им Аллах), который сказал: «Во время Посланника Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, во время Абу Бакра и в первые два
года правления Умара, тройной развод считался как один. И Умар сказал:
«Поистине люди проявили спешку3 в том, в чем должны быть терпеливы4, а что если мы утвердим их слова5
?», и он утвердил это». В другом риваяте Муслима: Абу аль-Сахба сказал
Ибн ‘Аббасу, да будет доволен ими Аллах: «Разве во время Посланник
Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и во время Абу Бакра, да будет
доволен им Аллах, и в течении первых трех лет правления Умара, да будет
доволен им Аллах, тройной развод не считался как один?» Он сказал: «Да».


Также в качестве доказательства они приводят сообщение, переданное
имамом Ахмадом в Муснаде, с хорошим иснадом, от Ибн Аббаса, да будет
доволен им Аллах, что Абу Ракана развелся со своей женой, сказав «я
развожусь с тобой три раза», но потом пожалел об этом, и Пророк, мир ему
и благословение Аллаха, вернул её ему и сказал: «Это всего лишь один
(развод)». И они (ученые) отнесли смысл этого и предыдущего хадиса к
тому, что тройной развод считается как один, совместив эти два хадиса со
словами Всевышнего: «Развод допускается дважды». (Коран, 2:229).
А так же словами Всевышнего и Великого: «Если он развелся с ней в
третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж
за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если
воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха.
Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих». (Коран,
2:230).


Этого мнения придерживался Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими
обеими), согласно  достоверному сообщению, переданному от него. В другом
его риваяте передается, что он придерживался мнения большинства. Того
мнения, что тройной развод должен рассматриваться как один,
придерживались также Али, Абдурахман бин Ауф и Зубайр бин аль-Аввам (да
будет доволен Аллах ими всеми).


Это было также мнением ряда Табиинов, Мухаммада ибн Исхака, автора
ас-Сира, и некоторых уляма из ранних и поздних ученых. Этому мнению
отдавали предпочтение так же Шейх аль-Ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн
аль-Каййим (да смилуется над ними Аллах). Я тоже поддерживаю это мнение,
по причине этих текстов, а так же потому, что это милосердие к
мусульманам и добро для них. (Фатава Ислямийа, 3/281, 282).


Вероятно, Къади так же придерживался точки зрения, состоящей в том,
что тройной развод засчитывается как один развод. Основываясь на этом,
не будет греха, если вы возьмете её обратно. Однако, после истечения
срока «идда» вы не можете взять ее обратно, − вы должны заключить с ней
новый брачный контракт.


Что касается принятия ее обратно после того, как идда закончилась −
то есть, после трех менструальных циклов − это недопустимо, потому что,
как только идда женщины завершена, она становится «чужой» для
своего мужа, и она не является допустимой для него, за исключением с
нового брачного контракта. (Фатава Ислямийа, 3/293).


И Аллах знает лучше.


___________________


1 Брак тахлиль — запрещенный вид брака,
заключаемый с разведённой женщиной, с целью последующего развода с ней,
для того, чтобы она имела возможность выйти замуж за того человека, с
которым прежде она уже трижды развелась. (Здесь и далее прим. редакции).

2 Здесь, идда — срок, который должа выждать разведенная
женщина, прежде чем сможет снова выйти замуж, и который составляет три
полных менструальных цикла. Согласно шариату, получившая развод женщина
остается в супружеском доме на весь период идда.

3 Т.е. Всевышний Аллах проявил милость к Своим рабам, сделав
женщину запретной для мужа только после третьего развода и тем самым
оставил дорогу для тех, кто раскаялся и пожелал вернуть жену обратно. Но
люди сами навлекли на себя трудности в этом вопросе, собрав три развода
в одной фразе и пожелав сделать жену запретной для себя с одного раза.

4 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о
ком-то, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в
то время, как я нахожусь среди вас». Так же пророк, да благословит и
приветствует его Аллах, сказал: «Три вещи воспринимаются всерьез, и
когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы. Это –
брак, развод и возобновление брака». («Сунан ат-Тирмизи», «Сунан Абу
Давуд», «Сунан Ибн Маджа»).

5 Т.е. постановил, что отныне, тройной развод в одной фразе
будет считаться как три развода. Умар, да будет доволен им Аллах, был
категоричен в вопросах религии и не позволял людям относиться
легкомысленно к шариату Аллаха.


Islam Q&A Фатва № 36580
Перевод: www.sawab.info

Tags: развод, талак
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments