kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Category:

المنافقين

"О положении лицемерия в Исламе, и его видах":

Опасность лицемерия (нифакъ) в Исламе
Всевышний Аллах сказал: «Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое Огня!» (ан-Ниса 4: 145).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лицемера (мунафикъ) отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжет; когда обещает, то нарушает обещание, а когда ему доверяются, он предает». аль-Бухари 33, Муслим 59.
А в версии хадиса у Муслима сказано: «Признаков лицемера три, даже если он постится, молится и утверждает, что он – мусульманин».
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из качеств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предает, когда ему доверяются; лжет, когда рассказывает о чем-либо; поступает вероломно, когда заключает договор; и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо». аль-Бухари 34, Муслим 57.
То, что в одном хадисе говорится о трех качествах, а в другом о четырех, не указывает на противоречие, поскольку качеств лицемеров еще больше, чем три, и они упоминаются в других хадисах. Однако дело в том, что одно качество лицемера может в себя включать и другие, как говорил имам ан-Науауи.
Как бы то ни было, смысл этих хадисов весьма устрашающий, который указывает на опасное положение лицемерия в Исламе!




Лицемерие бывает большое и малое
Кто-то может привести упомянутый хадис: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из качеств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предает, когда ему доверяются; лжет, когда рассказывает о чем-либо; поступает вероломно, когда заключает договор; и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо». аль-Бухари 34, Муслим 57.
И спросить: "Разве этот хадис и подобные ему не указывают на то, что человек, собравший в себе упомянутые качества является полным лицемером и не является мусульманином?"
Ответ на этот вопрос по милости Аллаха прост и становится ясным тому, кто обращается к великим имамам нашей умы, чтобы понять эти тексты правильно. Дело в том, что имамы ахлю-Сунна пояснили, что в данных хадисах речь идет о малом лицемерии - лицемерии проявляющемся в делах, что является тяжким грехом, но не выводит из Ислама!
Имам ат-Тирмизи, после приведения в своем сборнике хадисы о признаках лицемеров, сказал: “Поистине, смысл этих хадисов у обладающих знанием, что речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах. А что касается лицемерия в сердце, то об этом было известно во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха). Подобное передается от Хасана аль-Басри, что он говорил: «Лицемерие бывает двух видов: лицемерие в делах и лицемерие такзиб (считать истину ложью)»”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2632.
Т.е. лицемерие в сердце.
Также и имам ан-Науауи в комментариях к упомянутым хадисам сказал: “Проявление этих качеств может встречаться и у праведных мусульман, в которых нет сомнения. Ученые единогласны в том, что тот, кто является правдивым в сердце и на языке, но кому присуще что-либо из этих качеств, то о нем не говорят, что он впал в неверие или что он лицемер, который вечно пребудет в Огне. И поистине, все эти качества проявились в братьях пророка Юсуфа!” См. “Шарх Сахих Муслим” 1/235.
Имам Ибн Аби Заманин сказал: “Эти, хадисы, в которых упоминается о лицемерии, не указывают на то, что если человек совершил одно из этих деяний, он становится таким же лицемером, как тот, кто исповедует Ислам явно, а в душе у него куфр! Смысл этих хадисов заключается в том, что эти поступки являются из деяний и качеств лицемеров!” См. “Усуль ас-Сунна” 67.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Признанные ученые относительно этого хадиса говорили, что лицемерие означает: «проявление блага и сокрытие его противоположного», и в шариате лицемерие делится на два вида. Первый вид – это большое лицемерие, когда человек внешне проявляет веру в Аллаха, ангелов, Писание, пророков и Судный день, а внутри отрицает все это или же часть этого. Это - то лицемерие, которое было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно которого ниспосылались аяты и подобные люди считались неверными, которые будут в самом нижнем слое Ада. Второй вид лицемерия – это малое лицемерия, лицемерие в делах. И основа этого лицемерия возвращается к качествам, упомянутым в этих хадисах”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 436.
Таким образом, лицемерие бывает двух видов: большое и малое.
Большое лицемерие – это лицемерие в сердце, когда человек проявляет веру, оставаясь неверным.
Малое лицемерие – это лицемерие, указанное в приведенных хадисах. Это лицемерие, являющееся большим грехом, но не делающее человека неверным. Поэтому мусульманину, в ком проявляются подобные качества, следует сказать, что это проявление лицемерия, а не говорить: «Ты лицемер!», так как он из-за слабой веры мог еще не полностью избавиться от этих скверных качеств.


О лицемерии в сердце (большом) известно только Аллаху
В суре «Лицемеры», описывая лицемеров Всевышний Аллах говорит Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Когда ты смотришь на них (лицемеров), их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова» (аль-Мунафикъун 63: 4).
Имам аль-Багъауи в отношении слов: «ты слушаешь их слова» говорил: “Т.е. ты считаешь их слова правдивыми”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 5/294.
Также говорил и аш-Шаукани в своем тафсире «Фатхуль-Къадир».
Если бы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мог узнавать о лицемерах без откровения с небес, то как бы он восхищался словами лицемеров?! И если о большом лицемерии людей не было известно даже пророку, если только Аллах не посылал ему откровения об этом, то что можно сказать о тех, кто в наше время заявляет о большом лицемерии тех или иных мусульман, которые не известны признаками лицемерия, а лишь несогласны с теми или иными партиями течениями?!
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, лицемерие было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), а что касается сегодняшнего дня, то есть только неверие после веры!” аль-Бухари 7114.
Смысл его слов в том, что о большом лицемерии в людях можно было знать только на основании откровения от Аллаха во время пророка (мир ему и благословение Аллаха), а после его смерти откровения прекратились, и о людях можно выносить суждение лишь по их делам и словам.
Тут следует отметить, что в этих словах Хузайфы нет довода убеждению мурджиитов, которые говорят, что лицемерия уже нет вовсе. Лицемерие было, есть и будет, однако невозможно узнать о большом лицемерии после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда прекратились ниспосылаться откровения.
Къады ‘Ийяд говоря о лицемерах сказал: “На них в мире этом распространяется хукм (положение) мусульман за их открытое произнесение шахады языком. И не сделал Аллах так, что человек может узнать сокровенные вещи (т.е. о лицемерии в сердце), и не велено им расследовать это, более того пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это и сказал (тому, кто убил произнесшего шахаду): «Разве ты рассек его сердце?!» (чтобы узнать искренне он произнес шахаду или нет)”. См. “аш-Шифа” 2/17.


О запрещении называть мусульманина лицемером
Общие тексты Корана и Сунны указывают на то, что запрещено называть конкретного мусульманина лицемером! Всевышний Аллах сказал: «И не называйте друг друга оскорбительными прозвищами!» (аль-Худжурат 49: 11).
Къатада в отношении этого аята говорил: “Не говори брату своему мусульманину: «О нечестивец (фасикъ), о лицемер (мунафикъ)!»” См. “Тафсир Абдур-Раззакъ” 2/232, “Тафсир ат-Табари” 21/370.
То же самое сказали ‘Икрима и Абуль-‘Алия. См. “Тафсир ат-Табари” 21/369, “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 13/564.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто скажет своему брату: “Неверный”, или: “Враг Аллаха”, тогда как он таковым не является, то это обязательно вернется к сказавшему». Муслим 1/79.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому, если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является». аль-Бухари 6045, Муслим 61.
Нет никакого сомнения в том, что именовать мусульманина лицемером, которым Аллах уготовил наихудшее наказание, серьезнее, чем именовать его просто нечестивцем!
Также сообщается, что когда один сподвижник сказал о Малике ибн Джухшуме: “Он лицемер, который не любит ни Аллаха, ни посланника Его!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возразил ему и сказал: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Ля иляха илля-Ллах”, - стремясь к лику Аллаха?!» аль-Бухари 425, Муслим 33.
Хафиз Ибн Раджаб в "Шарх Сахих аль-Бухари" об этом хадисе сказал: “В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не говори так!» содержится запрет на обвинение в лицемерии по причине поступка, который стал известен. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) применял внешние положения Ислама по отношению к лицемерам, несмотря на то, что знал о лицемерии некоторых из них. А что тогда сказать об обвинении истинного мусульманина, по причине какой-то предпосылки?! Также в этом хадисе указание на то, что если кого-то обвинят в лицемерии на основании какого-то совершенного плохого деяния, то необходимо опровергнуть его злословие, упомянув благое дело того, кого обвинили”. См. “Фатхуль-Бари” 3/188.
Что же касается слов тех, кто считает дозволенным называть лицемером того, в ком проявлялись их качества, упомянутые в хадисах, опираясь на некоторых сподвижников и саляфов, то это ошибка с их стороны.
Во-первых, слова этих сяляфов такие же общие, как и хадисы о качествах лицемеров, как например, слова аш-Ша’би: “Тот, кто лжет, тот лицемер!” аль-Байхакъи в “Шу’абуль-иман” 4892.
Во-вторых, они отказались от этого, как в частности это передается от Хасана аль-Басри. Имам аль-Мунауи привел сообщение, в котором сообщалось, что однажды один человек из Басры пришел к ‘Ата ибн Аби Раббаху и сказал: “Я слышал, как Хасан аль-Басри говорил: «В ком проявились три качества лицемерия, то я не затруднюсь сказать, что он лицемер!»” ‘Ата сказал ему: “Когда вернешься к Хасану, скажи ему: «‘Ата передает тебе салам и спрашивает: “Что ты скажешь о братьях пророка Юсуфа, которые лгали, не сдержали обещание и поступили вероломно?! Являлись ли они лицемерами?!»” Когда же тот человек передал это Хасану аль-Басри, он сказал: «Да воздаст Аллах благом ‘Ате!»” См. “Файдуль-Къадир” 1/194.
В-третьих, довод из слов некоторых сподвижников, называвших при пророке (мир ему и благословение Аллаха) кого-то лицемером, на что он молчал, не является однозначным, ведь если пророк (мир ему и благословение Аллаха) промолчал в одном или другом случае, он не молчал и запрещал это в другом случае, как это было приведено выше в истории с Маликом ибн Джухшумом. Так как можно брать одни события и не брать другие? Тем более запрет на обвинение мусульман в неверии, лицемерии и нечестии является ясным и известным положением.
Более того, все эти сподвижники, обвинявшие в лицемерии некоторых за те или иные поступки, делали это на основании тауиля (истолковыания), а не так просто по причине личной неприязни или еще чего-либо, плюс еще они были из числа муджтахидов. Поэтому имам аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе, в котором привел хадис об истории Хатыба и об обвинении его Умаром в лицемерии, так: “Глава о том, кто сказал другому: «О лицемер», опираясь на тауиль”.
Имам Ибн Батталь в “Шарх Сахих аль-Бухари” сказал относительно этой главы имама аль-Бухари: “Смысл этой главы в том, что проявивший тауиль не заслуживает греха. Разве ты не видел как Умар сказал Хатыбу, что он лицемер?! Но пророк (мир ему и благословение Аллаха) оправдал Умара за обвинение в лицемерии, хотя лицемерие наихудший куфр,и Умар не стал кафиром сам за обвинение Хатыба. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) оправдал и Му'аза, когда он назвал лицемером того, кто прервал молитву совершая ее за ним (из-за затягивание Му'азом намаза). Он проявил тауиль и по этой причине не впал в куфр”.
Имам аль-Хаттаби в «Шарх Сунан Аби Дауд» относительно хадиса о Хатыбе говорил: “В этом хадисе довод на то, что если кто-либо обвинит мусульманина в неверии или лицемерии на основании какого-либо случая, в то время, как сам является из числа муджтахидов, то он не заслуживает наказания за это! Разве ты не видел, как ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Разреши мне отрубить голову этому лицемеру!», в то время, когда Хатыб был верующим, чью веру подтвердил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 3/275.
Имам Бадруддин аль-Айни также сказал в «Умадутуль-Къари»: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оправдал Му'аза за его слова: «Он лицемер», поскольку Му'аз опирался на тауиль!”
Имам Ибн Хазм говорил: “Сказал ‘Умар относительно Хатыба в присутствии пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Позволь мне отрубить голову этому лицемеру!» Однако ‘Умар не стал кафиром за свой такфир, так как он допустил ошибку в своем понимании!” См. “аль-Фисаль” 3/143.
Поэтому приводить в качестве довода слова некоторых сподвижников, которые были самыми мудрыми, знающими и справедливыми людьми в качестве довода, чтобы тем самым позволить различным невеждам обвинять повсеместно мусульман в лицемерии, есть большая ошибка!
В-четвертых, если открыть двери обвинения в лицемерии каждого мусульманина, совершившего то, что Коран и Сунна именуют качеством лицемерия, то не останется наверное на земле ни одного, кого нельзя будет назвать лицемером! Сообщается от Абу Барзы аль-Аслями (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О те, которые уверовали только на словах, но не уверовали в сердцах! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо поистине, Аллах будет неотступно следить за недостатками того, кто будет следить за недостатками своего брата-мусульманина, и покроет его позором в его собственном доме!» Абу Дауд 4880, Ахмад 4/420. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “Этот хадис указывает на то, что гъиба (ведение разговоров за спинами мусульман тем, что им не понравилось бы) – это качество лицемеров, а не правоверных, потому что лицемеры веруют на своих языках, но нет имана в их сердцах”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 13/224.
Ведь если опираться на доводы некоторых, то по их убеждениям мы можем также называть лицемером каждого, кто совершает гъиба, а тогда они сами становятся лицемерами, ведь они днем и ночью делают гъиба за спинами мусульман!


Праведный мусульманин всегда опасается в себе лицемерия
Хузайфа (да будет доволен им Аллах), который был единственным, кому пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал имена лицемеров, рассказывал: “Однажды ‘Умара ибн аль-Хаттаба позвали на джаназа, и когда он собирался идти туда, я остановил его и сказал: «Останься, о правитель правоверных, поистине, он был из их числа (лицемеров)!» ‘Умар сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи, я из них?!» Я сказал: «Нет!»” аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 1/391. Шейх Мукъбиль подтвердил достоверность. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 5/165.
Что касается мусульман наших дней, то вместо того, чтобы обвинять в лицемерии всех несогласных с ними, как это стало обычаем, полезнее было бы искать признаки лицемерия в самих себе, чего полным полно во многих. Разве есть кто-либо после ‘Умара, кто мог бы считать себя лишенным лицемерия как в делах, так и в убеждениях, скажите нам?!
Ханзаля ибн ар-Раби’ аль-Усайди (да будет доволен им Аллах), один из писцов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), рассказывал: “Однажды я встретил Абу Бакра, который спросил меня: “Как поживаешь, о Ханзаля?” В ответ ему я сказал: “Ханзаля стал лицемером!” Он воскликнул: “Субхана-Ллах! Что ты говоришь?!” Я сказал: “Когда мы приходим к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) напоминающему нам о рае и аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!” Абу Бакр сказал: “Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!”, - после чего мы с Абу Бакром пошли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и я сказал ему: “Ханзаля стал лицемером, о посланник Аллаха!” Он (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «В чем же это выражается?» Я сказал: “О посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе, и ты напоминаешь нам о рае и аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!” Выслушав меня посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали Аллаха, то ангелы пожимали бы вам руки (где бы вы ни были) в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему свое время», - повторив (эти слова) трижды”. Муслим 2750.
Иначе говоря, часть времени необходимо посвящать поклонению, а часть - мирским делам.
Однажды один человек из числа мурджиитов пришел к известному таби’ину Айюбу ас-Сахтияни и сказал: «Есть только иман и куфр!», имея в виду, что лицемерия нет, поскольку мурджииты считали, что лицемерие было лишь во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха). Тогда Айюб сказал ему: “Что ты скажешь о словах Аллаха: «Есть и такие, которые выжидают веления Аллаха. Он либо накажет их, либо примет их покаяния. Аллах – Знающий, Мудрый!» (ат-Тауба 9: 106). Это правоверные или же неверные?!” Тогда этот человек замолчал. И Айюб сказал: “Ступай и читай Коран! В каждом аяте Корана есть упоминание о лицемерии, и поистине, я опасаюсь его для себя!” аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ” 92.
Спросили как-то имама Ахмада: «Что сказать о том, кто не боится для себя лицемерия?» Он ответил: “Разве кто-то может быть защищен в отношении себя от лицемерия?!” См. “Масаиль Ибн Хани” 2/176.
Хасан аль-Басри говорил: “Клянусь Аллахом, не застал дня и не застал ночи верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся лицемерия для себя! И никто не считает лишенным себя лицемерия, кроме истинного лицемера!” аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ” 87.

Tags: мунафики, салаф-форум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments