kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

كذب

Ситуации, при которых дозволена ложь

Вопрос: Допускается ли ложь во избежание зла? Например, один из студентов добился высоких результатов, и упоминание этого при некоторых людях может привести к вреду, или посредством зависти, сглаза или чего-либо другого из этого же ряда. Разрешается ли в подобных ситуациях упомянуть другой результат, отличный от реального, чтобы избежать вреда? Просим ответить на этот вопрос с разъяснением ситуаций, в которых  ложь допускается. И да воздаст вам Аллах добром!

Ответ: Хвала Аллаху, а затем:

Во-первых: Ложь  является одним из мерзостных грехов и одним из непристойных пороков. Передается от Абдуллы ибн Мас1уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ”Поистине, правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет к Раю. И человек не перестанет говорить правду до тех пор, пока не станет правдивейшим (Сиддиком). И поистине, ложь ведет к нечестию, а нечестие ведет к Аду. И не перестает человек лгать до тех пор, пока не будет вписано его имя у Аллаха среди лжецов.” Хадис передан Бухари (6094) и Муслимом (2607).



Также передается от Аиши (да будет доволен ей Аллах): ”Не было качества более ненавистного сподвижникам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чем ложь. И если кто-либо лгал в присутствии посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то это не покидало его мыслей до тех пор, пока он не узнавал, что он (солгавший – прим.пер.)  покаялся.”  Передал имам Ахмад в Муснаде (42/101) и его иснад признан достоверным.

Во-вторых:  Существует масса достоверных шариатских доводов, указывающих на дозволенность лжи в некоторых ситуациях и положениях, и одним из этих доводов является хадис, переданный Ум Кульсум бинт Укба (да будет доволен ей Аллах), что она слышала как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Не является лжецом тот, кто старается примирить людей, и говорит при этом добро и приумножает добро. Муслим (2605)

Также слова Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах): Когда я вам рассказываю что-либо от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), быть сброшенным с небес на землю более предпочтительно для меня, чем возвести на него ложь. А если я рассказываю о чем-либо произошедшем между мной и вами, то война – это хитрость. Хадис передан Бухари (3611) и Муслимом (1066).

В-третьих:  Ученые вывели из доказательств, приведенных выше, и из других, подобных им, следующие положения:

1. Ложь запрещена не по причине своей сути, а по причине того вреда, которому она способствует.

2. И если ложь может послужить причиной предотвращения более пагубного деяния, или может способствовать большей пользе, то в таком случае она становится дозволенной.

Однако следует быть внимательным и не переусердствовать в вопросе прибегания ко лжи с целью предотвращения большего вреда. Необходимо тщательно рассчитать соотношения вреда и пользы от прибегания ко лжи.

3. Если есть возможность предотвратить зло без прибегания ко лжи, посредством иносказательных слов, намеков (таврия – прим.пер.), то нет сомнения, что такой путь наиболее предпочтителен. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: Поистине в иносказательности в речи то, что уберегает человека от прибегания ко лжи. Передал Байхьакий в ”Сунан аль-Кубра” (10/199).

И под иносказательностью в речи подразумевается, что человек говорит одно, подразумевая другое, а слушающий понимает только явный смысл сказанного.

И ниже мы приведем слова ученых, подтверждающих эти вышеизложенные положения.

Абу Хамид аль-Г1азали (да смилостивится над ним Аллах) сказал:

Знай, что ложь не запрещена по причине своей сущности, однако по причине вреда, который она приносить тому, к кому она обращена, или к окружающим. Наименьшее зло, которое влечет за собой ложь  — это введение в неведение того, к кому ложь обращена, и он, по причине этого становится  невеждой (джахилем – прим.пер.), не говоря уже о других последствиях.

И возможно, это невежество, порожденное ложью, начинает в нем увеличиваться, принимая такие формы, при которых, он становится ее глашатаем, и возможно, это искаженное положение становится нормой.

Поэтому мы говорим, что речь – это средство достижения цели:

1. Каждая одобряемая цель может быть достигнута как посредством правды, так и посредством лжи, однако путь лжи – запретен.

2. Если же достижение цели возможно только посредством лжи, то прибегание к ней допускается в том случае, если сама цель является разрешенной

3. Если же достижение цели является ваджибом (обязательным – прим.пер.), то прибегание к ней (ко лжи – прим.пер.) также становится ваджибом.

Например, защита крови мусульманина является ваджибом, и если правдивость может привести к пролитию крови муслима, скрывающегося от притеснителей, то ложь в данной ситуации становится ваджибом.

И если невозможно достичь каких-либо военных целей кроме как посредством лжи, или улучшения внутрисемейного положения, то прибегание ко лжи допустимо, однако необходимо стараться достичь желаемого другим путем, насколько это возможно.

Прибегание ко лжи чревато тем, что оно может стать причиной тех пагубных последствий, которые лежат в основе ее запрета, или тем, что результатом будет не только достижение того блага, ради которого допускается лгать, но и тот вред, который делает ложь в своей основе запретной.

В этих трех положениях ясно показаны исключения из общего правила запрета лжи. Кроме того, из вышеперечисленного становится очевидным, что если, например, какой-либо тиран будет требовать имущество кого-либо, то он имеет права отрицать его наличие, даже если оно у него есть. Или если правитель будет спрашивать о каком-либо непристойном поступке, им совершенном, поступке, который только между ним и Аллахом Всевышним, то он может не признавать  совершение его, говоря, например: я не совершал прелюбодеяния, или, я не крал…

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ”Кто совершил что-либо из неодобряемого пусть скроет это покрытием от Аллаха.”  И это потому, что открытое объявление о совершении им неодобряемого является совершением другого, неодобряемого поступка.

И человек имеет право защищать свою кровь и свое имущество, на которое посягают по несправедливости даже посредством лжи.

И если его спросят о каком-либо секрете брата-мусульманина, то он может отрицать свое знание о нем.

И если, например,  человек хочет примирить двух людей:  хочет улучшить взаимоотношения между своими женами, давая понять каждой из них, что она для него самая любимая. Или если жена не повинуется мужу, если он не обещает ей того, что он не сможет выполнить, и он дает ей такое обещание, для того, чтобы смягчить ее сердце.  Все это допускается.

Однако человек должен всегда помнить, что нужно остерегаться лжи, и взвешивать опасность прибегания ко лжи и последствия правдивости в перечисленных ситуациях.

И если он видит, что последствия правдивости приводят к большему злу согласно шариату, чем прибегание ко лжи, то он может солгать. Если же последствия не столь отягчающие, то предпочтительней проявить искренность и правдивость.

В ситуациях, когда сомневаешься относительно превалирования последствий правдивости над пагубностью лжи, то правдивость первична, так как ложь допускается только в случае необходимости и крайней нужды. И если есть сомнения в необходимости прибегания ко лжи, то основой лжи является ее запретность.

И по причине сложности определения степени вреда и пользы необходимо, чтобы человек остерегался лжи по мере возможности. И какова бы ни была нужда человека, желательным является оставить ложь, даже если человек, по причине этого, не сможет реализовать свою нужду. Если же от действий человека зависит соблюдение прав другого человека, или причинение кому-либо вреда, то такое развитие событий не допустимо.

Многие прибегают ко лжи для удовлетворения своих страстей, или для приумножения имущества или величия, или для достижения других, не совсем одобряемых целей, как например женщина, которая передает слова своего мужа о себе, якобы им сказанные, чтобы вызвать этим злость других жен своего мужа. Асма (да будет доволен ей Аллах) передала: ”Я слышала, как одна женщина сказала посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): У моего мужа есть еще одна жена, и я говорю от имени моего мужа то, чего он мне не делал и не говорил, чтобы насолить ей.  Допускается ли это?

И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: ”тот, кто утверждает наличие у него, того, чем он не наделен (не обладает) подобен тому, кто одел на себя одеяния лжи”.

И каждый, кто прибегнул ко лжи, оказался в ситуации, сопряженной с риском, имеющим место быть при совершении иджтихада (вынесение самостоятельного юридически-богословского постановления на основе положений шариата – прим. пер.) Так как человек должен решить является ли польза от прибегания ко лжи более важной и значимой, чем правда, или нет?

А ответ на этот вопрос очень туманен, и поэтому, конечно, более благоразумным является воздержаться ото лжи, кроме тех случаев, когда это становится ваджибом (обязательным – прим. пер.), как это было описано выше.

От праведных предков передается, что иносказательность в речи дает возможность избегать лжи. Как передается от Умара  (да будет доволен им Аллах): ”В иносказательности речи (когда говоришь одно, а подразумеваешь другое – прим. пер.) есть то, что избавит человека от необходимости прибегать ко лжи.”  Передается от ибн Аббаса и других.

Это имеется в виду в ситуациях, когда человек вынужден прибегать ко лжи. В противном случае, иносказательность не допускается, хотя и считается менее серьезным проступком.

Аль-Азз ибн Абдуссалам (да смилостивится над ним Аллах) сказал:

”Ложь порочна и запрещена, кроме случаев, когда она может принести благо или защитить от зла, и она становиться в некоторых случаях разрешенной, а в некоторых – обязательной, как , например, в следующем случае:

Прибегать ко лжи во взаимоотношениях со своей женой, для того, чтобы улучшить отношения и условия совместного проживания – допускается”.

Ибн Хазм (да смилостивится над ним Аллах) сказал: Не всякая ложь является грехом. Более того, некоторый вид лжи считается подчинением Аллаху (Свят Он и Велик), фардом и ваджибом, ослушанием в случае оставления ее (т. е. лжи – прим. пер.) Как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): ”Не является лжецом тот, кто улучшает положение между людьми, увеличивая благое”.

И таким образом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ложь во взаимоотношениях со своей женой, если это будет способствовать улучшению взаимоотношений между супругами, а также во время войны.

Также согласно единогласному  решению ученых (иджма – араб.яз.) прибегать ко лжи становится ваджибом в ситуациях, когда несправедливый правитель спрашивает у мусульманина о местоположении другого мусульманина для того, чтобы убить его.  И если в этой ситуации он выдаст его местоположение, он будет считаться нечестивым грешником”.  ”Аль-Фасл филь Милаль” (4/5) .

В-четвёртых: А что касается скрывания своих истинных оценок студентом во избежание сглаза или зависти, то это не является той необходимостью, допускающей ложь, так как Аллах (Свят Он и Велик) защитить верующего, как это сказано в Коране: ”Поистине Аллах защищает тех, кто уверовал”  (Сура Хадж, аят 38).

И не следует верующему наполнять свою жизнь страхом перед завистниками и людьми с дурным глазом.

И в этой ситуации…если он сможет прибегнуть к иносказательности в словах, то в этом для него облегчение, и не будет на нем греха. А если не может прибегнуть к иносказательности, то пусть будет правдив и положится на Аллаха, и пусть знает, что никто из творений не причинит ему вреда больше того, что было ему предначертано.

А Аллаху ведомо лучше.

Islam Q&A фатва № 154955
Перевёл Мусафир для www.sawab.info


Tags: адабы, ложь между супругами
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments