kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

الهدف والوسيلة

Средства достижения цели оцениваются как сама цель

Средства достижения цели имеют такой же хукм, как и сама цель. Под повеление (амр) совершения или достижения чего-то подпадает всё, без чего не может быть выполнен этот приказ. То, без чего не может быть выполнен ваджиб, является ваджибом, и то, без чего не может быть выполнена сунна, является сунной. И если что-то запрещено, то под этот запрет подпадают все средства и пути, ведущие к этому запретному.

Поэтому, средства достижения ваджиба являются ваджибами. Например, преодоление пути к мечети для обязательной молитвы, закята, джихада и т.п. Так же выполнение всех обязанностей перед Всевышним Аллахом и по отношению к своим родителями, родственниками, жёнам, рабам. Всё, без чего не могут быть выполнены эти обязанности, является ваджибом.



Так же сунны: дополнительные молитвы, милостыня, пост, хадж, умра, а также всё желательное, связанное с правами людей, например, установление родственных связей, посещение больного, присутствие на собрании для приобретения знаний и т.п. Всё, что необходимо для выполнения этих дел, является сунной.

Что касается запретного, то это, в первую очередь, большой ширк — поклонение кому-либо, помимо Аллаха. Запрещены все слова и действия, ведущие к ширку, а так же все средства, приближающие к этому. Бывает и маленький ширк, как клятва не Аллахом, возвеличивание могил и поиск благословения посредством могил, которые не достигают степени поклонения, потому что являются только средствами для поклонения.

И подобно этому средства, ведущие ко всем видам ослушания: прелюбодеяние, употребление спиртного и т.п. — всё, что используется для достижения этого, является запретным. А средства, ведущие к порицаемому, являются порицаемыми.

Данное правило является одним из самых полезных и великих шариатских правил, в котором заключается огромное количество польз. Пожалуй, в это правило входит четверть религии.

Мы уже говорили о том, что средства достижения цели имеют хукм самой цели. Это относится и к завершающим действиям: возвращение с молитвы, джихада, хаджа и т.д. С момента выхода из дома для совершения поклонения и до самого возвращения, человек находится в поклонении.

Из книги Абд ар-Рахмана ас-Саади «Къава’ид аль-Фикх».

Перевод: www.sawab.info


Tags: таухид
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments