kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

الزكاة

Закят с животных

(окончание)
Общие темы, связанные с закятом с животных

 Нужно ли выплачивать закят с детенышей?

Ученые разногласят относительно закята с верблюжат, телят и ягнят.[31]

1. Некоторые сказали, что детеныши тоже входят в нисаб и с них нужно выплачивать закят, даже если маленький, и его можно выплачивать как закят. А другие сказали, что нужно примерно высчитать ее стоимость и купить овцу подходящую для выплаты закята.

2. А третьи сказали, что детеныши входят в нисаб, но ими закят не выплачивается, кроме как, если вместе с ним не будет его мама. И без разницы достигают ли одни лишь матери нисаба (без учета детенышей) или нет.

И обе группы привели в довод, предание от Умара, что он сказал своему сборщику закята, Суфьяну бин АбдуЛла ас Сакафий: «Принимай во внимание Сахлят (ягнят), которых выращивает пастух, но не бери их (как закят.[32]



Сахля (ягненок) – это детеныш овцы или козы, мужского или женского пола, в момент рождения.

1. Третьи сказали, что если их матери (без учета детенышей) достигают нисаба, то детенышей тоже нужно считать, это мнение большинства.[33]

2. Ибн Хазм сказал[34]: «Если еще не дорос до такого возраста, чтоб называться «баран» (шаат), даже если называется ягненком или козленком, то нельзя его забирать как за обязательное садака (закят).  И нельзя его заводить в ту категорию, с которой берется садака, пока не исполнится год. А когда исполниться год, то уже можно его готовить на закят и можно его забирать как закят».

Остальные же приводят в довод хадис от Сувейда бин Гафля, который сказал: «Пришел к нам сборщик закята посланника Аллаха, , я подсел к нему, и услышал как он говорил: «Поистине, нашим договором является, что бы мы не брали грудных»».[35] И большинство ученых истолковали этот хадис, что в нем идет речь, что этого грудного не забирают как закят, но нету в этом хадисе указания, что его не нужно считать при подсчете нисаба. И Ибн Хазм сразу вслед за их словами сказал: «Если бы он хотел сказать, что именно этот грудной не берется как закят, то тогда бы он сказал: «… что бы мы не брали грудных». Однако, когда пришел запрет, на то, что нельзя брать как закят грудных, а это обобщенное название на всех, кто еще питается молоком, то будет правильным сказать, что эти грудные вообще не входят в тот состав с которых берется закят».[36]

И так же он (Ибн Хазм), рахимахуЛлах, сказал: «Ученые так же единогласны, что ягнята и козлята не берутся как закят с баранов, и так же ученые согласны, что они (ягнята и козлята) не называются  баранами и поэтому они не могут взять положение баранов. И тем более невозможно, чтоб с них брался закят, и поэтому нельзя их брать как закят, пока не придет четкий текст на дозволенность этого».[37]

Описания, которыми должно обладать животное, которое отдается как закят.

Животное, которое отдается как закят, должно быть среднее, а это указывает на две вещи, одна из них касается сборщика закята [это специальный служащий, назначенный от амира, на сборку закята], а вторая самого хозяина:

1). Сборщик закята не должен выбирать самое лучшее имущество того, кто выплачивает закят, если только хозяин сам добровольно не захочет пожертвовать его. Пророк, , сказал Муазу, когда приказал ему собирать закят с жителей Йемена: «…не забирай лучшее их имущество, и остерегайся мольбы  того, с кем поступили несправедливо, поистине, между этой мольбой и Аллахом нет преграды».[38] И так же передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Мимо меня проходил Умар бин Аль Хаттаб с животными из садака, и увидел среди них уродливую, грудную овечку и спросил: «Что это»? Ему ответили: «Это овца из садака». Тогда Умар сказал: «Что за хозяин отдал ее, в тот момент как сам не желал ее. Не испытывайте людей, не берите лучшее имущество мусульман, однако берите среднее».[39]

2). Что бы хозяин стада не отдавал самое плохое животное, с недостатками, или больное, или с переломом, или дряхлое, у которого уже все зубы повыпадали, или есть дефект, который снижает ее способности и цену. Всевышний сказал: «И не стремитесь раздавать в качестве пожертвования дурное». Аль Бакара 267. И пришло в хадисе от АбдуЛлах бин Му’авия, что пророк, , сказал: «Три вещи, кто их выполнит, тот вкусил сущность имана … и отдает в закят то, что ему было приятным, совершая это каждый год. И не стремится отдать дряхлых, облезлых, больных и молодых, которые дают мало молока. Однако (стремится отдавать) среднее свое имущество. Поистине, Аллах не просит у вас наилучшее ваше имущество, но и не приказывает вам отдавать наихудшее».[40]

Является ли закят обязательным с самого имущества или же с его хозяина? И польза этого вопроса.

У ученых в этом вопросе два мнения[41]:

Первое: Что закят является обязательным с самого имущества. И это мнение большинства ученых, и из этого следует:

А) Если испортилось имущество, после того, как закят стал уже обязательным с него, то закят в этот момент спадает по причине порчи данного имущества.

Б) Если у кого-то было сорок овец, например, то нужно выплачивать одну овцу, и если он ее так и не выплатил за целый год, и у него так и осталось сорок, то за следующий год он уже не должен платить, т.к. эти сорок овец считаются как тридцать девять.

Второе: Что закят является обязательным на самом хозяине. Это мнение ханбалитов и Ибн Хазма, и из этого слудует:

А) Если испортилось имущество, после того, как закят стал обязательным, то он не спадает с долга хозяина.

Б) Если он за первый год не выплатил закят с сорока овец, то на следующий год он должен уже выплатить две овцы. Т.к. первая овца осталась в его владениях и поэтому должен выплатить еще одну опять же с сорока.

Если стадо принадлежит двум партнерам, то как они должны выплачивать закят?

Партнерство, = все равно оно будет полным или же только внешним[42] = превращает оба имущества в одно, отталкиваясь от хадиса «Две разные вещи не собираются, а две одинаковые не разделяются, что бы не отразилось на садака. [А то, что принадлежит двум партнерам, то с ними обращаются как с единым владельцем]».[43] Закят с определенной группы (компании) берется как с единого человека, при следующих условиях[44]:

1. Что бы оба владельца были из числа тех, на ком закят является обязательным (т.е. мусульманами, свободными, владельцами нисаба …)

2. Что бы их смешанное имущество достигало нисаба.

3. Что бы прошел полный год, а если нет, то пусть каждый из них выплатит закят в зависимости истечения года с момента накопления его личного нисаба.

4. Что бы никто из них не мог отличить свое имущество, от имущества других в шести моментах: на пастбище, во время сна, во время питья, во время доения, во время сношения и во время паствы.[45]

Смысл слов пророка, : «Две разные вещи, не собираются, а две одинаковые, не разделяются, что бы не отразилось на садака…».

1. Сотрудничество, по причине которого два имущества становятся как одно, иногда в этом есть облегчение для компаньонов. Как, например, у каждого из них есть по сорок баранов, и если сложить их имущество, то получится восемьдесят, и им двоим нужно будет выплатить лишь одну овцу, в противоположность, если бы они не были компаньонами, тогда бы каждому из них пришлось бы выплачивать по одной овце. Но пророк, , запретил двоим объединяться лишь только для того, что бы уменьшить выплачиваемое садака.

2. А иногда сотрудничество наоборот, создает (некоторые) трудности компаньонам. Как, например, если у них обоих есть сорок баранов, то они должны выплатить одного барана. В противоположность если бы они были бы по отдельности, то никто бы из них ничего бы не выплачивал. И в этом случае запрещается разделяться для того, что бы избежать выплаты закята.

Есть ли еще какие либо изменения по причине партнерства, помимо животноводства?

Мазхаб ханбалитов,[46] что партнерство ни на что не влияет, кроме животноводства. И сказали, что партнерство в животноводстве иногда приносит пользу, а иногда убыток.  А что касается партнерства в чем-либо помимо животноводства, то там идет лишь только убыток хозяину имущества. Т.к. если достигает нисаба, то нужно выплачивать закят в зависимости от той суммы, которой владеешь, а значит нет нужды для соединения имущества. И основываясь на этом, если у каждого компаньона есть имущество, за исключением животных, лишь только наполовину нисаба, то никто из них не обязан ничего выплачивать. А мазхаб Аш Шафии,[47] что партнерство влияет и не только на животноводство, так же и на закят с посевов, с плодов, с дирхамов, с динаров и т.п.


[1] «Аль Мугний» 2/620, «Аль Фатх аль Кодиир» 1/502, «Аш Шарх аль минхадж» 2/3 и «аль Маусу’ату аль фикхийа» 23/262

[2] Достоверный, его привели Аль Бухари №1464 и Муслим №628.

[3] Достоверный, Аль Бухари №2371 и Муслим 987.

[4] Предыдущий хадис.

[5] Слабый, его привел Ибн Маджа 1792, и этот хадис является слабым, даже несмотря на то, что Аль Альбани посчитал его достоверным в «Сахих аль джами’» №7497. Однако смысл этого хадиса практикуется в закяте с животных, см. «Аль Мухалля» 5/267.

[6] «Аш Шарх аль мумти» на «Зад аль мустакни’» 6/52-53.

[7] Шарх «Фатх аль кадиир» 1/509 и «Аль Мугни» 2/576.

[8] Достоверный, его привел Аль Бухари №1447 и Муслим №979, и он уже был упомянут.

[9] Достоверный, его привел Аль Бухари №1454, Абу Дауд №1567 и Ан Насаи 5/18.

[10] А если нету, то его может заменить Лябун мужского пола, как это позже придет.

[11] «Аль Маджму’» 5/400, «Аль Амваль» у Абу Убейда стр. 363 и «Аль Мугни» 2/577.

[12] Ханафиты склонились к мнению, что закят после 120 начинается сначала, т.е. за каждые пять верблюдов, нужно выплачивать одну овцу, прибавляя ее к двум «Хакка». И т.д. если, то что свыше 120, достигнет количества, с которого нужно выплачивать Лябун, то нужно выплатить, а когда достигнет того количества, что нужно выплачивать Хакка, то нужно выплатить. См. «Фатх аль Кадиир» 1/497.

[13] Примечание от переводчика: Тут типографическая ошибка, правильным является, что от 200 до 209 верблюдов нужно выплачивать четыре хакка или пять лябун, а не четыре хакка и пять лябун. Т.к. Хакка выплачивается с 50 верблюдов, а с двух сот выплачивается четыре хакка 50*4 = 200, а лябун выплачивается с 40 верблюдов, а с двух сот выплачивается пять лябун 40*5 = 200.

[14] См. «Фикх аз Закят» у  доктора Юсуфа аль Кардави, 2/195.

[15] А это по следующему порядку: Махад, Лябун, Хакка и Джаза’а.

[16] Примечание от переводчика: Повторение фразы «или двух овец» возможно, это типографическая ошибка, т.к. у Аль Бухари под этим номером хадис упомянут без повторения этой фразы.

[17] Аль Бухари №1453 и Ибн Маджа №1800.

[18] См. «Фатх аль Бари» 3/371.

[19] Аль Бухари №1448 и Ан Насаи №2447

[20] «Аль Мугний» 2/582 и «Нейль аль аутар» 4/161.

[21] Абу Дауд №1583 и Ахмад 5/142, и его иснад хороший.

[22] «Аль Мугний» 2/578 и «Роудату толибин» 2/154.

[23] «Аль Инсаф» 3/49.

[24] «Аш Шарх аль мумти» 6/56

[25] Удостоверил аль Альбани, его привел Ат Тирмизи №619 (Примечание от переводчика: Возможно допущена типографическая ошибка, этот хадис у Ат Тирмизи находится под №622, а не под №619). Так же его привел Абу Дауд №1561, Ан Насаи 5/26 и Ибн Маджа №1803.

[26] «Аль Мухалля» 6/2, «Аль Мугний» 2/594 и «Маджму’ аль фатава» 25/27-35.

[27] См. «Маджу’ аль фатава» 25/37.

[28] См. «Аль Маджму’» 5/417 и «Маджму’ аль фатава» 25/30-35.

[29] Примечание от переводчика: В оригинале написано – от 201 до 339, и возможно, это типографическая ошибка, я не стал приводить оригинал в таблице, а решил сразу внести поправку, т.к. вести подсчет с таблицы намного легче, чем вести его со сносок.

[30] См. «Аль Мухалля» 5/268, «Аль Маджму’» 5/422 и «Хашийа Ибн ‘Абидайни» 2/19.

[31] «Бадаи’у ас санаи’» 2/31, «Фатх аль Кадиир» 1/504, «Ад Дар аль Мухтар» 2/26, «Аль Мугний» 2/602 и др.

[32] Хороший,  его привел Малик №600, Аш Шафии в «Аль Муснад» №651 и Ибн Хазм 5/275 с хорошим иснадом.

[33] Это передал шейх аль ислам в «Аль Фатава» 25/38.

[34] «Аль Мухалля» 5/274.

[35] Хороший, его привел Абу Дауд №1579, Ан Насаи 5/28 и Ахмад 4/315, и его иснад хороший, это как минимум.

[36] «Аль Мухалля» 5/278-279.

[37] См. предыдущий.

[38] Достоверно, его привел Аль Бухари №1496 и Муслим №19.

[39] Достоверный, его привел Малик №602 и от него привел Аш Шафии в своем «Аль Муснад» №654 с достоверным иснадом.

[40] Абу Дауд №1582. И все передатчики достоверные.

[41] «Ад Дар аль мухтар» 2/27, «Аль Маджму’» 5/341, «Аль Мугний» 2/678 и «Аль Мухалля» 5/262.

[42] Полное партнерство – это когда двое владеют стадом и у каждого из них есть общая доля, например они получили это стадо в наследство. Внешнее партнерство – это когда каждый из них отличает свое имущество от имущества другого, однако они сливаются на пастбище, в загоне и т.д., придет разъяснение этого.

[43] Достоверный, его привел Аль Бухари №145 (примечание от переводчика: возможно здесь типографическая ошибка, этот хадис находится под номером №1450). Так же его привел Ибн Маджа №1801, но без этого добавления. Так же Ан Насаи №2447, Абу Дауд №1567 и Ат Тирмизи №621.

[44] См. «Аль Фикх аль Ислямй уа адиллятуху» 2/851.

[45] А ханафитские ученые и Ибн Хазм в «Аль Мухалля» 6/51 и дальше, склонились к мнению, что партнерство никак не влияет на закят, и то что по этой причине два имущества не становятся как одно.

[46] «Аль Инсаф» 3/83.

[47] «Мугний аль мухтадж» 2/76

http://sunnairan.wordpress.com

Tags: садака
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments