kahhar_786 (kahhar_786) wrote,
kahhar_786
kahhar_786

Categories:

الموسيقى والغناء

Решающее слово в споре относительно музыки и песен в Исламе
Подготовлено редакцией сайта
(окончание)

Опровержение сомнительных доводов о дозволенности музыки и песен

В данной главе мы с соизволения Аллаха опровергнем самые распространенные доводы сторонников дозволенности музыки и песен, и читатель увидит, что эта глава лишь усилит запретность всего этого.
Самым главным доводом в пользу дозволенности музыки и песен они приводят известный хадис от ‘Аиши, которая рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девушки, певшие песню”. В другой версии хадиса сказано, что они играли на бубне. “Потом вошел Абу Бакр и резко спросил меня: “Свирель шайтана у пророка?!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника». аль-Бухари 949, 987, Муслим 892.



Этот хадис имам Ибн Хазм использовал в качестве доказательства того, что все музыкальные инструменты являются дозволенными.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Группа суфиев приводят этот хадис в доказательство на дозволенность пения в сопровождении музыкальных инструментов и без них. Для опровержения им достаточно объяснения ‘Аиши в хадисе следующей главы, которая сказала: «Они не были певицами»”. См. “Фатху аль-Бари” 2/442-443.
Данный хадис, несомненно, является достоверным, однако в качестве доказательства использован неверно. И приверженцы Сунны в отличие от приверженцев своих страстей не отрицают достоверность хадиса. Однако с этим хадисом нет никаких проблем, вся проблема в тех, кто истолковал его ошибочно, противопоставив его недвусмысленным текстам шариата, запрещающим музыку и песни!
В этом хадисе не содержится указания на дозволенность музыки, ибо реакция Абу Бакра указывает на то, что порицание музыкальных инструментов среди сподвижников было известно, которые этому могли обучиться только от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Все дело в том, что Абу Бакр не знал об исключении дозволенности игры на бубнах для девушек в дни праздников. Если и брать этот хадис в доказательство, то мы видим, что в нем содержится лишь исключение бубна из общего числа музыкальных инструментов, да и то только для девушек, и только во время праздников, на что указывают слова самого пророка (мир ему и благословение Аллаха): «ведь это дни праздника».
Более того, пророк (мир ему и благословение Аллаха), чьей обязанностью было указать на любое благо и на любое зло, промолчал на высказывание Абу Бакра: “Свирель шайтана у пророка?!” А молчание пророка (мир ему и благословение Аллаха) в шариате называется невысказанным одобрением (такърир) и является самостоятельным шариатским доводом.
Шейх аль-Алуси сказал: “Из этого хадиса мы видим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не стал порицать слова Абу Бакра: “Свирель шайтана”, а наоборот одобрил это, а его одобрение означало, что он сказал правильно. Откуда же Абу Бакр взял эти слова? Он взял это от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), который запрещал музыкальные инструменты. И если бы Абу Бакру не было бы это известно точно, то он никогда бы не опередил пророка (мир ему и благословение Аллаха) в порицании этого!” См. “аль-Айят аль-байинат” 46-47.
Имам Абу ат-Тайиб ат-Табари говорил: “Этот хадис является нашим доказательством в запретности музыки! Ведь Абу Бакр назвал бубен свирелью шайтана и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не возразил его словам. Что касается ‘Аиши, то тогда она еще была маленькой, а после того, как она повзрослела, от нее не передается ничего, кроме запрещения пения. И ее племянник аль-Къасим ибн Мухаммад порицал пения и запрещал слушать их, а он приобретал знание от ‘Аиши!” Ибн аль-Джаузи 1/253.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Что же касается этих двух рабынь, то ясно, что они были малолетними, поскольку ‘Аиша была в то время молодой. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) приглашал к ней рабынь, чтобы они играли с ней”. См. “Тальбису Иблис” 239.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Удивительно то, что этот хадис является сильнейшим доказательством против тех, кто дозволяет музыку. Абу Бакр Сыддыкъ назвал это свирелью шайтана, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) одобрил эти слова, но дозволил это для двух этих несовершеннолетних девочек, поскольку не было в их пении и слушании их песен ничего порицаемого. Свят Аллах, как же разум и понимание людей впадают в заблуждение!” См. “Мадариджу ас-саликин” 1/493.
О том, что указание в данном хадисе являлось исключением из общего запрета, также передается от самой ‘Аиши, которая порицала песни. Умм ‘Алькъама, вольноотпущенница ‘Аиши, рассказывала, что когда племянницы ‘Аиши болели, ей сказали: “О мать правоверных! Не пригласить ли для них того, кто бы их утешил?” Она ответила: “Конечно”. И тогда послали за каким-то певцом. Когда ‘Аиша проходила мимо них, она увидела длинноволосого человека, который пел и покачивал головой от веселья. Увидев это ‘Аиша воскликнула: “Уф, шайтан, выгоните его, выгоните его!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 1247, аль-Байхакъи 10/223. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани.
Следующим доводом сторонников дозволенности музыки и пения является хадис от Рубай’ бинт Му‘аууиз, которая рассказывала: “Когда меня выдавали замуж, пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел и присел на моей кровати, а наши девушки стали бить в бубны и петь, воспевая моих предков, погибших в битве при Бадре. Вдруг одна из них сказала: “Среди нас есть пророк (мир ему и благословение Аллаха), который ведает о том, что будет завтра”. И тут посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не произноси эти слова, а говори то, что говорила до этого». аль-Бухари 2/352.
Этот и подобные хадисы также указывает лишь на исключение из общего запрета. Объяснение этому сделал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Грань между дозволенным и запретным – удары в бубен и пение на свадьбе». Ибн Маджах 1896, ат-Тирмизи 1088. Хадис хороший. См. “Ируауль-гъалиль” 1993.
Таково было и понимание этого вопроса сподвижниками. ‘Амир ибн Са’д аль-Баджали рассказывал: “Как-то раз я зашел к Куразе ибн Ка’бу и Абу Мас’уду, а в это время рабыни били в бубны и пели. Я спросил: “Вы, сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) одобряете это?!” Они сказали: «Нам было разрешено делать это во время свадьбы»”. ан-Насаи 2/93, ат-Таялиси 1221. Иснад достоверный.
Хафиз Ибн Раджаб, после того как привел это придание, сказал: “Дозволение бубна только во время свадьбы указывает на запрет его использования в других случаях”. См. «Нузхату аль-асма’» 39.
Исходя из всего сказанного, следует, что все достоверные хадисы о дозволенности пения и музыкальных инструментов ограничиваются только бубном , и только для девушек в дни праздников Разговения и Жертвоприношения, а также на свадьбах. Таково суждение ученых ахлю-Сунна в данном вопросе, и оно, бесспорно, является единственно правильным. Хасан аль-Басри сказал: “Игра на бубнах не является деянием мусульман, и сподвижники Ибн Мас’уда относились к этому делу очень строго”. аль-Халляль 27.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам и женщин, уподобляющихся мужчинам!» аль-Бухари 5885.
Имам аль-Халими сказал: “Игры на бубнах не дозволены, кроме как для женщин, ибо это было их деянием, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам!” См. “Шу’аб аль-иман” 4/283.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Пение и удары в бубны и ладоши из деяний женщин, и тех мужчин, кто совершал подобное, саляфы называли мухъаннас (женоподобный мужчина). Также они называли женоподобными мужчинами и певцов. И эти их высказывания общеизвестны”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/565.
Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Достоверные хадисы, в которых говорится о дозволенности игры на бубнах, касаются только женщин, и не относятся к мужчинам, поскольку существует запрет на уподобление женщинам”. См. “Фатхуль-Бари” 9/226.
Он также сказал: “И в дни праздника не порицается игра на бубне, также как не порицается это и на свадьбе”. См. “Фатхуль-Бари” 2/513.
Дозволенный бубен – это бубен без колокольчиков, подобный простому барабану, но открытый с одной стороны.

Из всего сказанного следует:
1. Бубен является единственно разрешенным музыкальным инструментом, который был исключением для женщин.
2. Женщинам разрешено играть на бубне только во время двух исламских Праздников (Разговения и Жертвоприношения) и на свадьбах.
3. Женщины могут играть на бубнах только в своем кругу.
Некоторые имамы также дозволяли играть на бубнах женщинам при любых радостных событиях, при этом они опирались на сообщение от Мухаммада ибн Сирина, который рассказывал: “Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб слышал звук бубна, он спрашивал: “Что это?!” И если ему говорили, что это свадьба или кому-то сделали обрезание, то он умолкал”. См. «Масаляту-ссама’» 133.
Однако это сообщение Ибн Сирина недостоверное, поскольку он не застал ‘Умара в живых и соответственно не мог слышать от него хадисов.

Ан-Нафи’ рассказывал: “Однажды, когда Ибн ‘Умар, будучи в пути, услышал звуки дудки, он закрыл пальцами уши, а затем, удалившись от этого места, сказал: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сделал то же самое, когда услышал флейту пастуха”. Ахмад 4535, Абу Дауд 4929. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Мухаммад ибн Насыр и шейх аль-Альбани.
Ибн Хазм и его последователи заявили, что в этом хадисе содержится указание на то, что музыка не запрещена. Они говорят, что если бы музыка была запретной, то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) непременно повелел Ибн ‘Умару тоже закрыть свои уши, а Ибн ‘Умар повелел бы сделать это ан-Нафи’у.
Ответ на этот сомнительный аргумент по милости Аллаха прост. Дело в том, что они не слушали музыку, а просто слышали ее! Существует огромная разница между слышащим и слушающим. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Человек не заслуживает никакого порицания за то, что он слышит, если не имеет намерения слушать, и в этом все имамы единогласны. Заслуживает порицание только слушающий, а не просто слышащий. Так например, слушающий Коран получает награду за это, а слышащий Его без намерения и желания не получает за это награду, поскольку дела оцениваются по намерениям. Точно также это касается и запрета музыкальных инструментов, ибо тот, кто слышит их без намерения, не заслуживает греха”. См. “Маджму’уль-фатауа” 10/78.
Например, разве услышавший случайно сквернословие или даже слова неверия и слушающий это намеренно одинаковы?!
Что же касается того, что сделали пророк (мир ему и благословение Аллаха) и Ибн ‘Умар, то это было делом добровольным, ибо они не желали не то что слушать, а даже слышать музыку. И этот хадис напротив является доводом против тех, кто дозволяет музыку!
Что касается пастуха, то как сказали хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, в хадисе не сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел его, вероятней всего он услышал просто звук, а иначе обязательно выразил бы ему порицание.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Если Ибн ‘Умар так поступил, чтобы даже просто не слышать дудку, то что можно сказать о тех, кто слушает намерено песни в наши дни?!” См. “Тальбису Иблис” 247.
Как же Ибн ‘Умар мог разрешать песни в сопровождении духовых инструментов, если от него достоверно известно обратное?!
О том, что Ибн ‘Умар был в числе сподвижников дозволявших песни в сопровождении духовных инструментов, ссылаясь на имама аз-Зухайли пишет Шамиль Аляутдинов в своей книге “Путь к вере и совершенству” стр. 361.


Какой вид пения является разрешенным

Имам аль-Къуртуби, давая определение слову аль-Гъина (песня) сказал: “аль-Гъина – это чтение стихов повышенным голосом и особым способом”. См. «Кашфу аль-икъна’» 47.
Ученые разошлись в вопросах по поводу песен, какой вид из них запрещен Кораном и Сунной. Имам ат-Табари сказал: “Поистине, все ученые порицали и запрещали пение, кроме тех, кто отклонился от аль-джама’а, как Ибрахим ибн Са’д и ‘Убайдуллах аль-‘Анбари. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следуй за великой общиной», и тот, кто идет в противоречие с аль-джама’а, тот умрет смертью времен невежества (джахилия)!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 14/56.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Петь и слушать песни является порицаемым делом, даже если они не сопровождаются музыкальными инструментами, ибо Аллах говорит: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и высмеивает их. Таким уготованы унизительные мучения»(Лукман 31: 6). См. “Файдуль-Къадир” 6/128.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Люди много говорили относительно пения, некоторые из них запрещали это, некоторые дозволяли, а некоторые считали порицаемым, но дозволенным. Мы же говорим: Следует сначала изучить исследуемую вещь, и только затем выносить решение относительно нее: запрет, дозволенность или же порицание. Так, например, песнями называют пение паломников в дороге. Иностранцы, которые едут на Хадж декламируют стихи, в которых они описывают Ка’бу, источник Зам-Зам и место стояния Ибрахима. Слушание этих стихов является дозволенным (мубах) В подобном пении нет того, что бы возбуждало и выходило бы за рамки приличного. Также под пением именуются стихи, которые произносили для побуждения к выходу в военный поход”. См. “Таблису Иблис” 237-238.
Имам аш-Шатыби говорил: “У арабов не было мелодичного пения подобно тому, как это делают люди в наши дни. Они выразительно читали стихи, и не обучались пению подобно сегодняшнему, которое появилось после них. Они смягчали голос и тянули его так, как это подобало необразованным арабам, не знавшим музыку. И не было в таком голосе того, от чего испытывалось удовольствие и то, что возбуждало. Присутствовало же в их голосе бодрость, активность, как это делал ’Абдуллах ибн Рауаха, подгоняя пением верблюдов, возле посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-И’тисам” 1/368.
Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: “Поистине, стихи становятся запретными песнями, когда читаются нараспев!” См. “аль-Мадхаль” 3/106.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Есть вид пения (аль-гъина), который ученые разрешили и относительно которого есть сообщения от саляфов. Это то, что именуется пением погонщиков «ан-насаб» и «аль-хида». И относительно дозволенности такого пения не было разногласий среди ученых. Что же касается пения, которое ученые запретили, то это пение путем разделения букв алфавита, что портит стихотворный размер, и напевание с целью придания мелодичности, выходя за обычай арабов. Доказательством тому, о чем мы говорим, является то, что ученые, дозволившие вид пения как «ан-насаб» и «аль-хида» запретили этот вид пения!” См. “ат-Тамхид” 10/209.
К категориям песен, которые запрещены, относятся:
1. Песни в сопровождении любых музыкальных инструментов (исключением является бубен для женщин, о чем было сказано выше) во время праздников и свадеб;
2. Песни, в которых описывается запретное и греховное, как например алкоголь, прелюбодеяние и т.д., даже если они без сопровождения музыкальных инструментов;
3. Песни, которые поются хором и на распев (ляхн), поскольку арабы произносили песни подобные стихотворному чтению.


Об исламских нашидах

Что же касается так называемых исламских песен именуемых нашидами, которые широко распространены в наши дни, то они являются запретными не только по причине хорового и мелодичного исполнения, а также по причине того, что это деяние неоправданно приписали к религии. По этой причине оно стало вдвойне запретным, ибо эти нашиды не имеют никакого отношения к Исламу, более того являются нововведением и уподоблением заблудшим суфиям, которые сделали их для себя частью религии, а также и неверным христианам, которые распевают песни у себя в церквях, таким образом, считая, что они поклоняются Всевышнему.
О том, что нашиды являются нововведением в Исламе и что они недозволенны, говорили многие большие ученые, среди которых аль-Альбани, Ибн ‘Усаймин, ‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, Салих аль-Фаузан, Ахмад ан-Наджми, ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, Хамуд ат-Тууайджири, Салих ас-Сухайми, Бакр Абу Зайд, Ибн Джибрин, ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи, ‘Абдур-Рахман аль-Баррак, Салих Али Шейх и др.
Слушайте и читайте подробно фатауа этих ученых по поводу нашидов на кассете «Акъуалюль-‘уляма филь-анашид уа-ттамсиль», а также в книгах «аль-Къаулюль-муфид фи хукми анашид» Усамы ‘Абдуль-Мун’има, и «аль-Адилляту-шшар’ия фи хукмиль-анашид аль-ислямия» ‘Абдуль-‘Азиза ар-Райса, а также фатауа «Хукму ма юсамма билль-анашид аль-ислямия».

Что же касается песен, подобных стихам, произносимых без распева (ляхн) и хора, а также не содержащих в себе плохого смысла, то они являются дозволенными. И в этом не было среди имамов разногласий. См. «Кашфу аль-икъна’» 48, “Фатхуль-Бари” 10/554.
Подобные стихи и песни, побуждающие к благому, являются дозволенными, а иногда и похвальными. Особенно во время работы и сражения, как это делали сподвижники с пророком (мир ему и благословение Аллаха). Анас рассказывал, что когда мухаджиры и ансары во время битвы у Рва копали ров, они переносили землю, произнося следующие стихи: “Мы – те, кто поклялся Мухаммаду в том, что будем бороться всегда, пока живы”. Что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он отвечал им так: «О Аллах, нет жизни, кроме жизни в мире вечном, прости же ансарам и мухаджирам!»аль-Бухари и Муслим.
Однако не следует чрезмерно увлекаться даже дозволенными стихами, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, будет лучше, если утроба человека наполнится гноем, чем стихами». аль-Бухари 6154.
Если такое сказано о стихах, которые в своей основе являются дозволенными, то что можно сказать о чрезмерном увлечении запретными музыкой и песнями?!


Мудрость запрещения музыки и песен

Всевышний и Мудрый Аллах сказал: «Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное» (аль-А’раф 7: 157).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в комментарии к этому аяту писал, что это касается еды, питья, брачных отношений, деяний и слов. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 178.
Опираясь на этот аят, толкователи Корана говорили, что дозволенное Аллахом несет в себе благо, как для души, так и для тела, так же как и все запрещенное Аллахом приносит вред и для души и для тела. Поэтому каждый мусульманин обязан знать, что любая вещь, которую запретил Всевышний Аллах, не может содержать в себе пользу как для мира этого, так и для мира вечного!
Некоторые мусульмане, последовав в этом неверным, считают, что слушание музыки и песен дает сердцу успокоение и пользу. Они глубоко заблуждаются, поскольку музыка и песни причиняют душе человека огромный вред и зло, приводя к болезни сердца. Имам аш-Ша’би говорил: “Поистине, пение взращивает в душе лицемерие подобно тому, как вода взращивает посевы, и поистине, поминание Аллаха взращивает в душе веру, подобно тому, как вода взращивает посевы!” Ибн Наср 2/152. Иснад хороший.
Радость же и спокойствие, доставляемые музыкой и песнями, о которых заявляют их любители, являются не больше, чем наущениями и ложью шайтана. Если бы в музыке и песнях была бы хоть какая-та польза как для жизни этой, так и для следующей, то сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи опередили бы нас в этом. Прекрасно описал вред музыки и песен также и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказав: “Пение – это талисман прелюбодеяния. Оно является причиной непристойных поступков. Попадая под влияние пения и музыки, души даже самых целомудренных юношей и девушек разлагаются, что облегчает для них развращение, как это происходит с пьяницами”. Он также сказал: “Песни не приносят душе никакой пользы, а наоборот, причиняют ей огромный вред. Песни для души подобны вину для разума, и по этой причине они гораздо сильнее одурманивают их любителя, чем вино!” См. “Маджму’уль-фатауа” 11/570-576.
Также прекрасно сказал шейх Ибн аль-Къайим: “Если кто-то привыкает к пению, то непременно в его сердце незаметно проникает лицемерие. И если бы человек знал сущность лицемерия, он замечал бы его в своем сердце. Когда совмещаются вместе в одном сердце любовь к пению и любовь к Корану, то непременно одна любовь вытесняет другую. Мы видели, как трудно (заучивать) Коран любителю пения, как не получают они удовлетворения от него (Корана), и как не получают пользу от его чтения. Их сердца при этом остаются безучастными. Однако, услышав пение, оно настолько завораживает их, что они с радостью готовы слушать его до поздней ночи. Поэтому они предпочитают слушание песен и музыки слушанию Корана. Редко можно встретить большого любителя музыки и песен, который не был бы самым нерадивым среди людей в том, что касается молитвы, а особенно коллективной молитвы, совершаемой в мечети”. См. «Игъасату-лляхфан», «Масаля ас-сама’» 244.
Воистину, это прекрасные слова.
И наконец, истинному мусульманину достаточно того, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) запретили какую-либо вещь, даже если он и не знает объяснение и истинную причину этого повеления, ибо не всегда запрет связан с причиной! А Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение» (аль-Ахзаб 33: 36).
Что же касается лечения от зависимости к музыке и песням, то оно содержится в многократном чтении Корана и его слушании, как на это указывал Ибн аль-Къайим, а также частом поминании Аллаха.


Заключение

На основании всего сказанного следует, что любой вид музыкальных инструментов является запретным, кроме того, что сделал исключением сам шариат, а это бубен без колец и только для женщин в дни праздников Разговения и Жертвоприношения, а также на свадьбах.
Также запрещены все песни, кроме тех, что подобны стихам, произносимые без распева (ляхн) и хора, а также не содержащие в себе плохого смысла.
Таково мнение саляфов нашей общины относительно данного вопроса и это то, на чем сошлись великие имамы, к которым велел обращаться Всевышний Аллах, и которые являются наследниками пророков. Что касается того, кто противоречит им, идя на поводу своих страстей, то он может оказаться из числа тех, кому пригрозил Аллах, сказав: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Огне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса 4: 115).
Мы призываем всех тех, кто вводил несведущих русскоязычных мусульман в заблуждение с помощью сомнительных доводов относительно дозволенности музыки и песен, покаяться за дозволение того, что шариат объявил запретным, и открыто признать свою ошибку.

Кто-то может спросить: «А разве простому мусульманину, не обладающему знанием, не дозволено слепо следовать (такълид) за кем-либо из ученых?» Ответ таков: Нет сомнений в том, что простому человеку, не обладающему достаточными знаниями, дозволено следовать за кем-либо из ученых, не спрашивая доказательств, до тех пор, пока он не утвердится в знании и не сможет отличать сильное мнение от слабого. Более того, в случае незнания им какого-либо вопроса, он обязан спрашивать о нем у обладающих знанием, а если по данному вопросу среди ученых есть разногласия, то он обязан следовать за тем ученым, который обладает наибольшим знанием, поступая таким образом до тех пор, пока сам не станет разбираться в доводах обеих сторон. И не дозволено обычному человеку следовать именно за тем имамом, чьи мнения соответствуют его страстям. Он должен бояться Аллаха и следовать за мнением того имама, который является наиболее знающим. Так например, не позволительно следовать мнению имама какой-либо мечети, когда, допустим, шейх Ибн Баз говорит по-другому, если только человек на основании доказательств обеих сторон не пришел к тому, что мнение о котором поведал имам мечети, сильней доводами. Об этом говорили многие ученые, среди которых аль-Хатыб аль-Багъдади, имам аш-Шатыби и др. См. “аль-И’тисам” 2/861.
Что же касается Ибн Хазма, то следует отметить, что имамом в вопросе дозволенности музыки у сторонников этого мнения является именно он. Но что удивляет, так это то, что современные фанатичные приверженцы своих мазхабов и мнений, не следуют за этим имамом в тех вопросах, в которых у него сильнейшие позиции и аргументы. Однако в вопросе дозволенности музыки они, оставив свой мазхаб, который они никогда не подвергали критике, следуют за ним. Мы видим, как страсть человека может играть с ним, да упасет нас от этого Аллах! Но не смотря на все сказанное имам Ибн Хазм ошибся, посчитав музыку дозволенной и сказав, что нет ничего запрещающего ее ни в Коране, ни в Сунне. Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Нет такого ученого, праведника или достойного человека, у которого не было бы недостатков. Однако если достоинств в человеке больше, чем недостатков, то его достоинства устраняют его недостатки. И так же если в нем больше недостатков, чем достоинств, то они устраняют его достоинства”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баяниль-‘ильм” 2/48.
И будь это Ибн Хазм, или Абу Ханифа, или Ахмад или любой другой имам, если он допустил ошибку, то необходимо указать на это и предостеречь мусульман от следования за тем или иным имамом в том вопросе, который явно противоречит Корану и Сунне. Однако на ошибку того или иного имама могут указывать ученые. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.
И нет сомнений в том, что Ибн Хазм из числа имамов нашей общины, однако разве он обладал большими знаниями, чем сподвижники или же четыре имама известных мазхабов?! Почему в данном вопросе несведущему мусульманину хочется следовать именно за ним или же за Юсуфом Кардауи или за кем-либо еще, кто дозволяет музыку и песни? Кто достоин того, чтобы за ними следовали, они или же сподвижники и их последователи?!
Хафиз Ибн Касир сказал: “Слова и дела людей сопоставляются со словами и делами пророка (мир ему и благословение Аллаха), и то, что совпадает с его словами и делами – принимается, а то, что не совпадает с ними – отвергается, кому бы они ни принадлежали”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/415.
Каждый имам, который проявил усердие в вынесении решения, получит за это награду, даже если он допустил ошибку. Указанием на это служит следующий хадис: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно». аль-Бухари 3/268, Муслим 1716.
Однако никому из мусульман не позволительно следовать за каким-либо имамом, если ему стало известно о его ошибке. Что же касается тех, кто, опираясь на слова каких-либо ученых, делает дозволенное запретным, то им следует бояться Аллаха и опасаться того, что они могут впасть в глубокое заблуждение. ‘Ади ибн Хатим рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят: «Они (люди Писания) взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха» (ат-Тауба 9: 31). Я сказал ему: “Но ведь мы не поклонялись им!” Тогда он спросил: «А разве они не запрещали то, что разрешено Аллахом, и вы считали это запрещенным, и если они разрешали вам запрещенное Аллахом, то и вы разрешали себе это?» Я ответил: “Да”. Он сказал: «Это и есть поклонение им!». ат-Тирмизи 3094, аль-Байхакъи 10/198, Ибн Джарир 16631. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Ма’мар ибн Рашид говорил: “Если человек последует высказыванию мединцев в отношении дозволенности слушания песен и совершении полового акта с женщиной через анальный проход, а также последует словам мекканцев относительно дозволенности временного брака, а куфийцам в отношении дозволенности одурманивающего, то он станет наихудшим из рабов Аллаха!” См. “Тальхис аль-хабир” 3/187.
Имам аш-Шатыби говорил: “Нельзя опираться на то, в чем ошибся ученый и нельзя слепо за ним в этом следовать, ибо его ошибка противоречит шариату!” См. “аль-Мууафакъат” 4/170.

И наконец, следует знать, что данная брошюра предназначена для мусульман, которые встали на путь Всевышнего Аллаха. Что же касается людей далеких от Аллаха, то начинать призыв с того, что музыка является запретной не стоит, и более того это является отсутствием мудрости в деле призыва, поскольку они совершают более страшные грехи, чем слушание музыки и песен.
‘Аиша рассказывала: “Первыми сурами Корана, которые были ниспосланы пророку (мир ему и благословение Аллаха), были суры, в которых детально описывались Рай и Ад. Когда же люди утвердились в Исламе, были ниспосланы приказы и запреты. Если бы первые откровения запрещали пить вино, то люди бы сказали: “Мы никогда не перестанем пить вино!” Если бы первые аяты запрещали совершать прелюбодеяние, то люди бы сказали: “Мы никогда не прекратим прелюбодействовать!” аль-Бухари 4993.
Следует помнить, что призыв к Аллаху следует начинать с единобожия, а не с запретов шариата!


Tags: музыка, харам и халял
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments